Тренинг и психодиагностика: Психодиагностика личности участников психологических тренингов

Представьте себе ситуацию: человеку в течение трех месяцев не удается устроиться на работу. И туда ткнется, и сюда — не берут. Друзья жалеют, близкие переживают. А один знакомый советует — дескать, сходи на тренинг, там и нравиться работодателю научат, и справиться с неуверенностью в себе помогут. И человек идет, платит деньги, занимается — вдруг действительно поможет.

Поможет. Современные психологи считают тренинги самым высокопродуктивным на сегодняшний день инструментом. Почти у всех из нас (включая тех, кто никогда не был на тренинге) сложился устойчивый образ этого мероприятия. При упоминании о тренинге мы представляем себе следующую картинку: люди сидят в кругу, где каждый может рассказать о своей проблеме, а другие помогут с ней справиться.

Еще одна ассоциация — солидные менеджеры крупных компаний дико скачут по комнате, изображая козлика, лошадку и т.п. Забавно, но только для постороннего наблюдателя. Каждый из запыхавшихся управленцев выложил за возможность поскакать большие деньги и знает, что именно он совершенствует в себе в данный момент.

Тренинги продаж, повышения самооценки, уверенности, мотивации, тренинги хорошего настроения — психологи-практики сегодня стремятся к умению проводить хотя бы несколько из них. Они обучаются тренерскому мастерству, навыкам управления группами. Но, как показывают современные исследования в этой области, на продуктивность тренинга влияет и правильные подбор группы и распределение будущих участников.

Успех тренинга предопределяется хотя бы минимумом информации о личности каждого члена группы. Одним из инструментов, повышающих эффективность тренинга, является психодиагностика.

Что такое тренинг

Прежде, чем перейти непосредственно к психодиагностике будущих участников тренинга, поговорим о некоторых составляющих этого мероприятия.

Тренинг — социальное явление, и, значит, подчиняется всем законам групповой динамики. Социальная психология по численности человек в группе выделяет малые, средние и большие группы. В каждой из них групповые процессы протекают по особым законам. Так, например, стремление к взаимовыручке, к оказанию помощи в экстренной ситуации снижается при увеличении численности групп.

В семидесятые годы прошлого века проводился эксперимент, где специально подобранный актер разыгрывал обморок, а экспериментаторы наблюдали за реакцией группы. Оказалось, что в малочисленной группе люди быстрее стремились оказать необходимую помощь, тогда как в многочисленной наблюдались значительные задержки, либо вообще не предпринималось никаких действий.

Тренинг как групповое взаимодействие

Группы в тренинге, в основном, малые. Оптимальное количество человек в группе тренинга — 8-14. На тренинге можно увидеть и по 40-50 участников, но при этом эффективность и продуктивность этого мероприятия значительно снижается.

По закону групповой динамики в малых группах сразу после знакомства ее членов между собой начинается подсознательный выбор группой лидеров и аутсайдеров. С лидером начинают соглашаться, перенимать его мнение и поведение. Аутсайдера всячески стараются унижать, игнорировать его слова и жесты. Главный принцип тренинга состоит в том, что лидер в группе один — тренер.

Поэтому он должен обладать лидерским потенциалом, чтобы суметь привлечь внимание группы. Лидерский потенциал помимо всего прочего включает в себя и необходимые знания. Главная задача тренера — заранее знать кандидатов на роли лидеров и аутсайдеров по личностным особенностям.

Лидерские качества покажут следующие методики:

  • Тест на акцентуации характера, скорее всего, выявит психастеническую акцентуацию возможного лидера
  • Тест на мотивацию достижения / избегания неудач покажет у него высокий уровень мотивации достижения
  • Тест Айзенка определит высокий уровень экстраверсии и нейротизма
  • Тест на темперамент покажет, скорее всего, холерико-сангвинический тип.
Возможного аутсайдера можно опознать по следующим методикам:

  • Тест на акцентуации характера, скорее всего, выявит ипохондрическую или циклотимическую акцентуации
  • Тест на мотивацию достижения / избегания неудач покажет устойчивую мотивацию избегания неудач
  • Тест Айзенка определит высокий уровень нейротизма
  • Тест на темперамент покажет, скорее всего, холерико-меланхолический тип.
Зная возможных лидеров и аутсайдеров, тренеру будет легче управлять ходом тренинга.

Комплектация группы

Успех любого группового взаимодействия повышается, если группа сплочена, или ее члены имеют схожие психологические характеристики. Высокий уровень сплоченности группы обычно наблюдается на тренинге, где присутствует школьный класс, сотрудники одного отдела и т.д. В ситуации, когда члены группы между собой незнакомы, над сплоченностью работать слишком долго. Поэтому важно правильно группу скомплектовать, учитывая личностные особенности каждого участника:

  • особенности протекания психических процессов, в частности, скорость сенсомоторных реакций, объем активной памяти и объем внимания, особенности восприятия.
  • личностный профиль, в частности, вербальный интеллект, эмоциональность, ригидность — лабильность, утонченность т.п.
Многие психологи считают, что тренинг должен обеспечивать достаточно жесткие, приближенные к реальной ситуации условия. Однако, при всей "тепличности" тренинга с примерно равными по личностным особенностям членами группы, именно он обеспечивает комфортное состояние каждого участника. А это — залог успешности и продуктивности тренинга.

Помимо ролевых взаимодействий важно соответствовать целям, заявленным в тренинге. Любой тренинг — это обучение. Обучение навыкам, схемам и стратегиям поведения. Поэтому в психодиагностический инструментарий добавляем тесты на интеллект и обучаемость.

Наблюдение за личностной динамикой

Тренинги принято проводить сериями — по 2-3 дня. Бывает, что для тренинга выделяется целая неделя, участники договариваются о выходных и перерывах. В таком режиме легче усваиваются новые схемы и стратегии поведения. Часто на тренингах даются домашние задания (повторять упражнения, выученные на занятии, что-либо придумать, подготовить, нарисовать и т.п.).

При проведении тренинга сериями тренеру удобно наблюдать за изменениями участников, за динамикой их личностных особенностей. Характеристики личности, выявленные до тренинга, играют роль отправной точки, с которой начнется развитие личности.

Функции диагностики личности перед тренингом

Итак, диагностика личности участников перед тренингом позволяет:

  • заблаговременно распределять роли в группе
  • корректировать программу тренинга в зависимости от личностных особенностей участников
  • правильно комплектовать группу с учетом личностных особенностей
  • видеть изменения (улучшения/ухудшения) в личности участников, имея представление о личностных особенностях перед тренингом 


Просмотров: 762
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • «Мухи отдельно, котлеты отдельно» – или в чем отличие тренинга от психодинамической группы?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Метафоры-Анекдоты для психотерапии и тренинга. Практики Невского А.В. Базовый уровень.
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Результаты бизнес-тренинга: в чем причины неудач?
  • Особенности личностных смыслов у участников групп экзистенциального опыта
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • Встреча с болезнью. (Работа участника тренинга)
  • Особенности МАК-ового тренинга
  • Жизнь эмоций внутри тела. Работа участника тренинга
  • Как определить эффективность тренинга?
  • Техника для тех, кому "не по себе" после тренинга, расстановки, консультации
  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • Личностный тренер как способ продвижения тренинга
  • Лабилизация. Как увеличить эффективность тренинга.
  • Тренинг по продажам? Скорее всего, вам нужно совсем не это…
  • Упражнение для тренинга «Мы -Твои деньги»
  • Пространство состояний инструментов тренинга
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Методика тренинга уверенности
  • Методика тренинга уверенности
  • 10 фишек хорошего тренинга
  • Тема занятия (тренинга) с аддиктами «Экскурсия на городскую свалку и создание групповой инсталляции».
  • По следам одного тренинга
  • О вредных и полезных тренингах. Экологичность тренинга.
  • Правила разработки инструментов для активного тренинга. Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь