|
Тренинг и психодиагностика: Психодиагностика личности участников психологических тренинговАвтор статьи: Сергей Евгеньевич Косов
Представьте себе ситуацию: человеку в течение трех месяцев не удается устроиться на работу. И туда ткнется, и сюда — не берут. Друзья жалеют, близкие переживают. А один знакомый советует — дескать, сходи на тренинг, там и нравиться работодателю научат, и справиться с неуверенностью в себе помогут. И человек идет, платит деньги, занимается — вдруг действительно поможет.
Поможет. Современные психологи считают тренинги самым высокопродуктивным на сегодняшний день инструментом. Почти у всех из нас (включая тех, кто никогда не был на тренинге) сложился устойчивый образ этого мероприятия. При упоминании о тренинге мы представляем себе следующую картинку: люди сидят в кругу, где каждый может рассказать о своей проблеме, а другие помогут с ней справиться. Еще одна ассоциация — солидные менеджеры крупных компаний дико скачут по комнате, изображая козлика, лошадку и т.п. Забавно, но только для постороннего наблюдателя. Каждый из запыхавшихся управленцев выложил за возможность поскакать большие деньги и знает, что именно он совершенствует в себе в данный момент. Тренинги продаж, повышения самооценки, уверенности, мотивации, тренинги хорошего настроения — психологи-практики сегодня стремятся к умению проводить хотя бы несколько из них. Они обучаются тренерскому мастерству, навыкам управления группами. Но, как показывают современные исследования в этой области, на продуктивность тренинга влияет и правильные подбор группы и распределение будущих участников. Успех тренинга предопределяется хотя бы минимумом информации о личности каждого члена группы. Одним из инструментов, повышающих эффективность тренинга, является психодиагностика. Что такое тренинг Прежде, чем перейти непосредственно к психодиагностике будущих участников тренинга, поговорим о некоторых составляющих этого мероприятия. Тренинг — социальное явление, и, значит, подчиняется всем законам групповой динамики. Социальная психология по численности человек в группе выделяет малые, средние и большие группы. В каждой из них групповые процессы протекают по особым законам. Так, например, стремление к взаимовыручке, к оказанию помощи в экстренной ситуации снижается при увеличении численности групп. В семидесятые годы прошлого века проводился эксперимент, где специально подобранный актер разыгрывал обморок, а экспериментаторы наблюдали за реакцией группы. Оказалось, что в малочисленной группе люди быстрее стремились оказать необходимую помощь, тогда как в многочисленной наблюдались значительные задержки, либо вообще не предпринималось никаких действий. Тренинг как групповое взаимодействие Группы в тренинге, в основном, малые. Оптимальное количество человек в группе тренинга — 8-14. На тренинге можно увидеть и по 40-50 участников, но при этом эффективность и продуктивность этого мероприятия значительно снижается. По закону групповой динамики в малых группах сразу после знакомства ее членов между собой начинается подсознательный выбор группой лидеров и аутсайдеров. С лидером начинают соглашаться, перенимать его мнение и поведение. Аутсайдера всячески стараются унижать, игнорировать его слова и жесты. Главный принцип тренинга состоит в том, что лидер в группе один — тренер. Поэтому он должен обладать лидерским потенциалом, чтобы суметь привлечь внимание группы. Лидерский потенциал помимо всего прочего включает в себя и необходимые знания. Главная задача тренера — заранее знать кандидатов на роли лидеров и аутсайдеров по личностным особенностям. Лидерские качества покажут следующие методики:
Комплектация группы Успех любого группового взаимодействия повышается, если группа сплочена, или ее члены имеют схожие психологические характеристики. Высокий уровень сплоченности группы обычно наблюдается на тренинге, где присутствует школьный класс, сотрудники одного отдела и т.д. В ситуации, когда члены группы между собой незнакомы, над сплоченностью работать слишком долго. Поэтому важно правильно группу скомплектовать, учитывая личностные особенности каждого участника:
Помимо ролевых взаимодействий важно соответствовать целям, заявленным в тренинге. Любой тренинг — это обучение. Обучение навыкам, схемам и стратегиям поведения. Поэтому в психодиагностический инструментарий добавляем тесты на интеллект и обучаемость. Наблюдение за личностной динамикой Тренинги принято проводить сериями — по 2-3 дня. Бывает, что для тренинга выделяется целая неделя, участники договариваются о выходных и перерывах. В таком режиме легче усваиваются новые схемы и стратегии поведения. Часто на тренингах даются домашние задания (повторять упражнения, выученные на занятии, что-либо придумать, подготовить, нарисовать и т.п.). При проведении тренинга сериями тренеру удобно наблюдать за изменениями участников, за динамикой их личностных особенностей. Характеристики личности, выявленные до тренинга, играют роль отправной точки, с которой начнется развитие личности. Функции диагностики личности перед тренингом Итак, диагностика личности участников перед тренингом позволяет:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|