Правила разработки инструментов для активного тренинга. Часть 1

Для успешного проведения тренинговой программы тренер должен обладать богатым инструментарием – различными методами, формами, способами достижения запланированных результатов.
В данном материале я предлагаю рассмотреть несколько правил для разработки инструментов следующих типов:
-    Вводные упражнения
-    Упражнения для подачи теоретического материала
-    Упражнения для завершения программы
Итак, вводные упражнения решают основные цели:
1.    Знакомство и позитивный настрой группы. Если группа уже знакома, то вводное упражнение позволяет им узнать, что произошло за то время, пока они не виделись. Существует большое количество упражнений и игр на знакомство, которые позволяют членам группы представиться свободно и нетривиально.
2.    Взаимная оценка. В упражнениях такого типа подразумевается, что участники смогут рассказать о своих целях и ожиданиях, задать интересующие их вопросы о программе, соотнести свои знания и опыт с темами, затронутыми в программе, определить свои трудности и достижения, которые имеют отношения к теме. После таких упражнений тренер узнаёт о готовности участников делиться своим опытом, мыслями, чувствами, об уровне подготовки участников для корректировки сложности программы.
3.    Вовлечение участников в процесс обучения. В упражнениях такого типа предлагается ответить на общие вопросы по содержанию курса, попытаться выполнить учебные задания без предварительной подготовки, посмотреть презентации или демонстрации, представляющие в общих чертах навыки, которыми предстоит овладеть во время тренинга. Такие упражнения помогают сделать курс живым и активным и вовлечь участников в процесс обучения с самого начала занятий.
Если по продолжительности у вас небольшой тренинг или есть необходимость придерживаться других рабочих целей, разрабатывайте многоцелевые упражнения, позволяющие за раз выполнять главные задачи вводной части.

Упражнения для подачи теоретического материала позволяют эффективно построить процесс передачи информации, донести общие знания. Для привлечения интереса аудитории используйте:
-    Вступительные упражнения, которые бы живо представляли основные моменты лекции.
-    Иллюстративный рассказ (анекдот, притча, истории из жизни), который относится к теме лекции.
-    Начните с решения небольшой проблемы, вокруг которой будет построена вся лекция.
-    Задайте участникам тестовые вопросы (даже если у ни мало знаний по теме), чтобы мотивировать их слушать лекцию и найти в ней ответы.
Для увеличения понимания и запоминания материала используйте такие способы:
-    Перед началом запишите основные моменты лекции (план), чтобы помочь участникам структурировать то, что они услышат.
-    Интересные заголовки, аббревиатуры (можно использовать и при составлении плана).
-    Во время лекции приводите примеры и аналогии, сравнения с опытом участников.
Для того, чтобы слушатели лекции превратились в активных участников, предлагаю не забывать о:
-    О том, чтобы напомнить участникам, что в конце лекции они должны будут выразить согласие или несогласие (обоснованное) с тем, что услышали; о том, что в конце они должны будут задать по три вопроса, подготовить резюме по материалу. Задание может быть адресовано группе, командам или конкретным людям.
-    О том, что в процессе лекции надо давать участникам время на конспектирование.
-    О том, что периодически можно прерывать лекцию и просить слушателей привести примеры представленных понятий или ответить на вопросы.
-    О том, что можно обеспечить участников разной информацией (одной группе выдать письменный материал, с другой поработать устно) и дать им возможность научить друг друга.
Для закрепления материала лекции можно:
-    Использовать закрепляющие упражнения, кейсы, деловые игры.
-    Попросить группы участников приготовить проверочные тесты по пройденному материалу и самостоятельно друг друга оценить.

Некоторые лекции можно полностью заменить или усовершенствовать, используя другие способы подачи материала. К ним, например, относятся:
-    Упражнение по типу Джеффа с использованием верных или нет тезисных утверждений по теме с дальнейшим пояснением-расшифровкой.
-    Поиск информации. Раздайте командам опросные листы и предложите разнообразные материалы для использования (рабочие материалы, книги, статьи, интернет) для поиска необходимой информации. Можно устроить соревнование – какая команда быстрее и правильнее заполнит опросные листы.
-    Обучение блоками. Вы можете раздать различную информацию разным командам, а затем сформировать исследовательские группы, состоящие из представителей каждой первоначальной команды. Здесь каждый участник имеет возможность обучить чему-то своему или привнести полученные самостоятельно знания в процесс выполнения общего задания.

Упражнения для завершения программы некоторые тренеры вообще не проводят, ограничиваясь анкетами обратной связи, теряя при этом хороший обучающий ресурс.
Но у нас есть возможность подвести программу к выразительному и более осмысленному концу. И для этого можно:
-    Предложить составить общий список возможных проблем, с которыми могут столкнуться участники после прохождения программы и разработать возможные способы отработки сложностей.
-    Оставить в конце программы достаточно времени для того, чтобы тезисно ещё раз рассмотреть содержание пройденного материала.
-    Предложить участникам задать вопросы и выразить свои опасения по поводу содержания курса.
-    Попросить произвести самооценку – что теперь знают участники, как могут поступать и какой точки зрения теперь придерживаются.
-    Дать участникам возможность выразить свои мысли и чувства относительно работы друг с другом.
-    Выделить время и предложить участникам обменяться контактами.
-    Передать участникам памятки или другие рабочие материалы по программе, которыми они могут дополнительно пользоваться в дальнейшем.
-    Завершить программу празднованием – вручением сертификатов, фуршетом, общей фотографией.

Надеюсь, данные размышления помогут вам в выработке интересных и полезных инструментов для ваших тренингов.

В следующей статье поговорим об инструментах, помогающих анализировать и решать проблемы.



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение коучингу в группе. Рекомендации ведущим и участникам
  • Психолог нещадно бьет пощечины участникам тренинга! К чему бы это?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Стирание личной истории или Ошибка участников программы "Давай поженимся"
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • 3 упражнения, которые помогут развить навыки общения
  • Почему некоторым участникам тренинга не удается получить то, что заявлено в запросе?
  • Упражнения, которые помогут найти Ваше предназначение
  • Рекомендации "из первых рук" для участников программы Au Pair
  • Волнующие Вопросы по Теме Психотерапия? (в конце статьи лайфхак)
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Психологическое самолечение: почему книги и лекции на youtube не помогают.
  • Исследуйте свои сценарии отношений. Упражнения
  • На чем можно разбогатеть — 8 инструментов, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Зависимые отношения: роли участников и основные признаки.
  • 4 упражнения на развитие осознанности, чтобы жизнь не проходила мимо
  • Как научиться контролировать свои эмоции: 4 сильных упражнения и 5 ошибок
  • Как можно самостоятельно решать свои проблемы? Транзактный анализ.
  • Размышления с лекции
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Зачем Вам все это, или Почему мы проводим образовательные лекции и курсы для широкой аудитории
  • Безопасны ли кинезиологические упражнения для человека и, могут ли они нанести вред?
  • Какие вопросы себе задать, чтобы достичь цели
  • Страх публичных выступлений: упражнения и способы преодоления
  • О скуке и интересе. Раздумья психотерапевта после прослушивания лекции Дмитрия Быкова
  • Расшифровка упражнения "Куда вы инвестируете свое время"
  • Упражнения для тренинга от немецких гостей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь