Правила разработки инструментов для активного тренинга. Часть 1

Для успешного проведения тренинговой программы тренер должен обладать богатым инструментарием – различными методами, формами, способами достижения запланированных результатов.
В данном материале я предлагаю рассмотреть несколько правил для разработки инструментов следующих типов:
-    Вводные упражнения
-    Упражнения для подачи теоретического материала
-    Упражнения для завершения программы
Итак, вводные упражнения решают основные цели:
1.    Знакомство и позитивный настрой группы. Если группа уже знакома, то вводное упражнение позволяет им узнать, что произошло за то время, пока они не виделись. Существует большое количество упражнений и игр на знакомство, которые позволяют членам группы представиться свободно и нетривиально.
2.    Взаимная оценка. В упражнениях такого типа подразумевается, что участники смогут рассказать о своих целях и ожиданиях, задать интересующие их вопросы о программе, соотнести свои знания и опыт с темами, затронутыми в программе, определить свои трудности и достижения, которые имеют отношения к теме. После таких упражнений тренер узнаёт о готовности участников делиться своим опытом, мыслями, чувствами, об уровне подготовки участников для корректировки сложности программы.
3.    Вовлечение участников в процесс обучения. В упражнениях такого типа предлагается ответить на общие вопросы по содержанию курса, попытаться выполнить учебные задания без предварительной подготовки, посмотреть презентации или демонстрации, представляющие в общих чертах навыки, которыми предстоит овладеть во время тренинга. Такие упражнения помогают сделать курс живым и активным и вовлечь участников в процесс обучения с самого начала занятий.
Если по продолжительности у вас небольшой тренинг или есть необходимость придерживаться других рабочих целей, разрабатывайте многоцелевые упражнения, позволяющие за раз выполнять главные задачи вводной части.

Упражнения для подачи теоретического материала позволяют эффективно построить процесс передачи информации, донести общие знания. Для привлечения интереса аудитории используйте:
-    Вступительные упражнения, которые бы живо представляли основные моменты лекции.
-    Иллюстративный рассказ (анекдот, притча, истории из жизни), который относится к теме лекции.
-    Начните с решения небольшой проблемы, вокруг которой будет построена вся лекция.
-    Задайте участникам тестовые вопросы (даже если у ни мало знаний по теме), чтобы мотивировать их слушать лекцию и найти в ней ответы.
Для увеличения понимания и запоминания материала используйте такие способы:
-    Перед началом запишите основные моменты лекции (план), чтобы помочь участникам структурировать то, что они услышат.
-    Интересные заголовки, аббревиатуры (можно использовать и при составлении плана).
-    Во время лекции приводите примеры и аналогии, сравнения с опытом участников.
Для того, чтобы слушатели лекции превратились в активных участников, предлагаю не забывать о:
-    О том, чтобы напомнить участникам, что в конце лекции они должны будут выразить согласие или несогласие (обоснованное) с тем, что услышали; о том, что в конце они должны будут задать по три вопроса, подготовить резюме по материалу. Задание может быть адресовано группе, командам или конкретным людям.
-    О том, что в процессе лекции надо давать участникам время на конспектирование.
-    О том, что периодически можно прерывать лекцию и просить слушателей привести примеры представленных понятий или ответить на вопросы.
-    О том, что можно обеспечить участников разной информацией (одной группе выдать письменный материал, с другой поработать устно) и дать им возможность научить друг друга.
Для закрепления материала лекции можно:
-    Использовать закрепляющие упражнения, кейсы, деловые игры.
-    Попросить группы участников приготовить проверочные тесты по пройденному материалу и самостоятельно друг друга оценить.

Некоторые лекции можно полностью заменить или усовершенствовать, используя другие способы подачи материала. К ним, например, относятся:
-    Упражнение по типу Джеффа с использованием верных или нет тезисных утверждений по теме с дальнейшим пояснением-расшифровкой.
-    Поиск информации. Раздайте командам опросные листы и предложите разнообразные материалы для использования (рабочие материалы, книги, статьи, интернет) для поиска необходимой информации. Можно устроить соревнование – какая команда быстрее и правильнее заполнит опросные листы.
-    Обучение блоками. Вы можете раздать различную информацию разным командам, а затем сформировать исследовательские группы, состоящие из представителей каждой первоначальной команды. Здесь каждый участник имеет возможность обучить чему-то своему или привнести полученные самостоятельно знания в процесс выполнения общего задания.

Упражнения для завершения программы некоторые тренеры вообще не проводят, ограничиваясь анкетами обратной связи, теряя при этом хороший обучающий ресурс.
Но у нас есть возможность подвести программу к выразительному и более осмысленному концу. И для этого можно:
-    Предложить составить общий список возможных проблем, с которыми могут столкнуться участники после прохождения программы и разработать возможные способы отработки сложностей.
-    Оставить в конце программы достаточно времени для того, чтобы тезисно ещё раз рассмотреть содержание пройденного материала.
-    Предложить участникам задать вопросы и выразить свои опасения по поводу содержания курса.
-    Попросить произвести самооценку – что теперь знают участники, как могут поступать и какой точки зрения теперь придерживаются.
-    Дать участникам возможность выразить свои мысли и чувства относительно работы друг с другом.
-    Выделить время и предложить участникам обменяться контактами.
-    Передать участникам памятки или другие рабочие материалы по программе, которыми они могут дополнительно пользоваться в дальнейшем.
-    Завершить программу празднованием – вручением сертификатов, фуршетом, общей фотографией.

Надеюсь, данные размышления помогут вам в выработке интересных и полезных инструментов для ваших тренингов.

В следующей статье поговорим об инструментах, помогающих анализировать и решать проблемы.



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Безопасны ли кинезиологические упражнения для человека и, могут ли они нанести вред?
  • Зачем Вам все это, или Почему мы проводим образовательные лекции и курсы для широкой аудитории
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Рекомендации "из первых рук" для участников программы Au Pair
  • Упражнения для тренинга от немецких гостей
  • Проявления агрессивности у дошкольников. Некоторые упражнения для снятия психомышечного напряжения
  • Как просто и быстро избавиться от стресса. Упражнения для решения неразрешимых проблем.
  • Упражнения для групповой работы
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Упражнения для гармонизации жизни
  • Гармоничные отношения и секс. Сексуальные сложности. Упражнения для улучшения секса в паре
  • Упражнения для музыкальной терапии. Часть 2.
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА Памятка для участников лидерских тренингов личностного роста
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Упражнения, алгоритм на каждый день для выхода из зоны комфорта:
  • «Выпустить пар»: практические упражнения, для работы с агрессией
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Волшебное упражнения для пар
  • Упражнения для снятия напряжения
  • Упражнения для развития эмпатии
  • Упражнения для музыкальной терапии.
  • Три мини-упражнения для снятия стресса и практики осознанности
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как написать Новую главу в Новом году: Два упражнения для переосмысления истории вашей жизни
  • Как психологу самому написать эффективный текст для ленты: советы, навыки и упражнения.
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь