|
Обучение коучингу в группе. Рекомендации ведущим и участникамАвтор статьи: Шарафиева Лилия Раисовна
Обучение коучингу в группе, я хочу представить как модель, отражающую реальную коуч-сессию, когда ведущие одновременно ведут индивидуальные партии с каждым участником группы и с группой в целом как с одним человеком. И эта модель сравнима с оркестром, в котором у каждой группы инструментов есть своя партия с её индивидуально неповторимым голосом и есть задача общая для оркестра – исполнить музыкальное произведение, так, чтобы оно преобразило Душу слушателя. И как в оркестре участникам для согласованной игры – работы, ценно осознавать какую партию они хотят играть и что они играют на самом деле, какое произведение исполняет группа в целом и как оно способно преобразить слушателей. В связи с этим, я допускаю, что возможна процедура отбора участников в обучающую группу, благодаря которой каждый сможет прояснить свои намерения и цели своего обучения коучингу в группе. Эффективным инструментом здесь может являться пирамида логических уровней, позволяющая человеку заглянуть в глубину себя и увидеть: Какое у меня окружение? Кто или что поможет мне в обучении коучингу? Каково моё поведение в этом окружении?/ Что я хочу делать, чтобы обучаться коучингу? Что я уже умею делать? Что ещё я хочу научиться делать, чтобы быть коучем? Какие у меня есть способности? /Как я хочу обучаться коучингу? Как я хочу применять свои способности коуча? На какие ценности я опираюсь, выбирая коучинг?/ Почему это для меня важно? Кто Я? Какой Я? Каким коучем я себя вижу? Каким я хочу быть в процессе обучения и после его завершения? Продвинутым можно предложить вопрос о Миссии, о том что человек хочет дать другим, обучаясь коучингу. Я думаю, что такая предварительная подготовка к обучению в пространстве коучинга позволит участникам повысить осознанность и ответственность за процесс своего обучения, а в итоге и его эффективность. С другой стороны, проявленные ведущими в процессе подготовки, доверие участникам, вера в их потенциал и уважение к их выбору помогут создать в группе необходимые платформы обучения коучингу: доверие - осознание – выбор и навести фокус на коучинг как на помогающую профессию. В процессе обучения для меня важно держать в фокусе внимания сферу компетенции коуча – конкретная цель в будущем участника и ведущего, шаги по её достижению в настоящем, и уроки из прошлого, которые помогут эффективно двигаться к цели. Исходя из этого, для меня ценно, когда у каждого участника курса есть буклет с обозначенной программой обучения, необходимыми материалами по каждому информационному блоку и обозначением тех компетенций, которыми необходимо владеть практику, специалисту, мастеру и тренеру матричного коучинга (в зависимости от курса). Причём компетенции коуча важно не просто обозначить, а указать критерии для самооценки уровня владения ими, конкретные шаги по их развитию с рекомендациями по отработке необходимых навыков. Так, чтобы по окончании курса участники, смогли самостоятельно составить SWOT - анализ своей коуч-компетентности, осознавать зоны своего роста и своей эффективности, предпринимать дальнейшие шаги по коррекции и повышению своей компетентности. Наличие критериев и некоторой, пусть даже условной шкалы для самооценки, поможет каждому лучше осознать проделанный в процессе обучения Путь, свои изменения и достижения на этом Пути, увидеть свой рост и более осознанно представлять себя как коуча. Таким образом, одна из функций, которую может нести буклет – это ясное видение целей обучения и конкретных шагов по её достижению с опорой на прошлый (зафиксированный в буклете) опыт. С другой стороны наличие систематизированного блока информационных материалов поможет каждому самостоятельно доработать тему и изучить то, чему во время модуля было уделено мало внимания. С другой стороны наглядность и доступность информации на бумажном носителе обеспечит дополнительную опору для визуалов и кинестетиков. Кинестетикам необходимо ещё задействовать мелкую моторику – выделить что-то в тексте, раскрасить, дописать, дорисовать. Творческие задания в виде метафор, словесного описания готовых моделей, создания новых образов темы – способны активизировать правое полушарие, создать целостный образ полученной информации и обеспечить её активное проживание. Одним из эффективных инструментов обучения в группе, я считаю обратную связь, на которой важно делать акцент. Такая связь для каждого участника группы является ценным ресурсом – сомневающимся она даёт возможность поверить в свои силы, увидеть собственные, незаметные для него самого, изменения. Устремлённым – увидеть и принять новый вызов, осознавая собственные зоны роста. В этом процессе ведущим важно поддерживать ясность и открытость участников по отношению друг к другу, к ведущим и к процессу обучения. Отсутствие таковых может быть очень серьёзным барьером, как для обучения, так и для создания коуч-пространства в группе. При создании группового коуч-пространства в процессе обучения, я считаю важным создавать ситуации, когда в группе возникает потребность объединить усилия для выполнения общей задачи, связанной с обучением, которую каждый по отдельности выполнить не может. Эти вызовы служат группе для ощущения себя как целого, обладающего общей целью, необходимыми ресурсами и свободой выбора, необходимой каждому для перехода на новый уровень. Эти ситуации, желательно связывать не с требованиями ведущих, а с внешней по отношению к группе деятельностью – групповым проектом, позволяющим каждому участнику повысить свою компетентность. Таким образом, интервизорские встречи обеспечат необходимый практический опыт участников в проявлении себя как коучей в более широком пространстве, обеспечивая поддержкой группы. В то же время важно каждому участнику обеспечить опыт приятия и возможности быть услышанным, приглашая в интенсивные групповые процессы по мере накопления личных ресурсов, особенно при обучении командному коучингу. И последний момент, на котором я хочу сделать акцент – это активное погружение в технологию коучинга не только через содержание обучения, но и через процесс его организации, чтобы изученные техники стали приёмами осмысления и осознания жизненного Пути участников. Пятиэлементная модель коуч-сессии, модель GROW, пирамида логических уровней, генетическая матрица рождения, эволюционный путь, поиск глубинных ценностей, SWOT-анализ – все эти техники важно научить интегрировать в жизнь, когда каждый захочет использовать их не только в процессе коуч-сессии, но и в ежедневно возникающих ситуациях взаимодействия с МИРом. Дверцу в Мир свой приоткрыла, Тропку заповедную нашла, Вновь к Источнику пришла, Жажду Света утолила И Других им напоила.
Светом чудным озарила, И себя, и всех вокруг Миру сказку подарила, И проснулась – вдруг!
Я живу теперь, не грежу И в гармонии с Вселенной Я дышу, пою, пишу… И Тебя, Отец, благо дарю! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|