Методика тренинга уверенности
Данный материал предоставлен для специалистов как практикующих, так и будущих. Методическая разработка тренинга психологической уверенности.
Как мы понимаем, что человек не уверен.
— Физиологические (зрительный контакт, покраснение, тик, рассеянность)
Здесь не так много методов: 1. Седативные 2. Спрятаться за стул, кафедру, другого. 3. Пристроить руки («лодочкой», ручку взять и проч.) 4. Дыхание 7 /11
Признаки психологически уверенного человека:
1. Способность устанавливать, поддерживать и завершать контакт
2. Способность сказать НЕТ (тот кто не умеет отказывать, обычно никогда и не просит)
3. Умение потребовать.
4. Умение открыто и ясно выражать свои чувства.
5. Умение принимать чувства других (в т.ч. отказ).
6. Экспрессивность и конгруэнтность.
7. Умение делать комплименты.
8. Спонтанность.
100% психологически уверенных в себе людей не бывает!
АГРЕССИЯ — УВЕРЕННОСТЬ — НЕУВЕРЕННОСТЬ (поэтому, уверенность, это не умение сломать собеседника, а умение общаться конструктивно, далее мы это детализируем).
Упражение. В парах смотрим в глаза, молчим. 1 стоит на месте второй подходит медленно, второй должен сказать НЕТ, когда почувствует, что дистанция слишком близкая. 1 может остановиться, может идти дальше пока не упрется, до тех пока не упрется, можно физ. остановить. Меняемся ролями и с другой парой. Шеринг. Психологическая реакция
Секреты психологически уверенных людей:
— Решение нельзя принимать/изменять в беседе (не готовы ответить – не отвечайте).
— Решение должно быть вербализованно (если этого нет – вас не понимают)
— Ваша мысль должна быть обоснована (формальное общение – формально, не формальное — чувства). Разводить чувства и ситуацию. Формальные вопросы требуют формального подхода, формальные дела, лучше делать формально. Если нет обоснование – это воспринимается, как самодурство или каприз.
— С первого раза человек никогда не понимает (поблагодарите за конструктивно-предоставленную обратную связь и снова). Если с 4 раза не получилось, что меняйте.
— Говорите конкретно, что хотите или не хотите (до поведенческого акта).
— Решение надо отстаивать до конца (выдерживаем силовую фазу и уговоры лаской), если вы сдались на какой-то фазе оппонент дальше это будет использовать чаще.
— После удачного проведенной беседы выразите признательность (человек не должен чувствовать себя «замоченным»).
Позитивное отношение к любым чувства:
1) Любой человек имеет право на любые чувства, как позитивные, так и негативные.
2) Я принимаю все свои чувства, не преувеличиваю и не преуменьшаю их
3) Никто лучше меня не знает моих чувств
4) Чувства возникшие по отношению к другому, лучше выразить не посредственно человеку, к которому они относятся
5) Мой авторитет и самооценка не страдает, если я говорю о своих чувствах, как позитивных, так и негативных
6) выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.
7) выражение негативных чувств, не означает отрицательной оценки человека
8) Не смешивайте выражение позитивных и негативных чувств, их разумнее разделить во времени
9)Принимайте и цените внимание партнера – она, он делает это для вас!
Барьеры общения:
1) Негативные оценки и ярлыки (ты несешь чушь, ты не прав, тоже мне самый умный, а то я не знаю и т.д.)
2) Интеллектуализация, хабальство, бестактность, молчание, подколы, не слушание, сарказм
3) Советы, когда не просят
4) Вопросы на которые не возможно ответить (что ты здесь делаешь, где тебя носило, ну и что ты мне расскажешь? Ты в своем уме? Ты что не понимаешь?
5) Категорические утверждения, приказы
6) Ложная аргументация (не приписывайте другим своих чувств и мыслей (ты это специально назло мне делаешь!)
7) Глобальные выводы из единичных фактов (ты ни разу в жизни, ни шла мне на встречу, ты всегда опаздываешь, все делаю только я.
Все это не конструктивные барьеры их уместнее заменить открытым выражением чувств. Учимся этому на психологической консультации.
Выражение чувств:
1) Начинай сразу, как-только сделали, сказали что-то не приятное.
2) Описывай ситуацию без оценочно, как будто видишь ее со стороны.
3) Говори от первого лица: я, мне, меня.
4) Называй точно свои чувство, не приуменьшая и не преувеличивая его.
5) Говори, каким конкретно поступком вызваны эти чувства.
6) Скажи о том, чего бы ты хотел (позитивно) – поведенческий акт.
7) выслушай партнера и начни снова с 2 п. Продолжительность ок. 1 мин.
При выражении позитивных чувств – подкрепите слова делом.
Демонстрация: Подросток пришел домой ночью пьяный. (мне важно понять тебя, мне не хватает тебя в контакте).
Упр. В тройках проиграть ситуацию из жизни каждого.
Обсуждение. Психологическая консультация
Преодоление барьеров:
1. Поверх барьеров: позволяем партеру злиться, но при этом максимально сохраняем спокойствие и дружелюбие. Здесь важно не отвергать партнера, т.к. это увеличивает агрессию.
— игнорируем барьеры
— соглашаемся с собеседником, там, где это уместно, при этом не отказываемся от своего мнения.
— рассказать о своем видении проблемы
2. Более жесткий вариант:
— Говорить от первого лица Я, мне, меня
— Зеркалить чувство партнера
— Высказывание своего чувства
Вопрос в аудиторию: В чем отличие?
Частый барьер это агрессия (признак не уверенности).
Не уверенное Уверенно Агрессия
Отсутствует НЕТ и Я
Много обоснований
Нет чего хочет Личные местоимения
Описание поведения (буду/не буду)
Много личных местоимений
Хочу
Нет обоснования
Правила по отношению к барьерам:
— Не использовать барьеры самим, а заземляйте их открытым выражение чувств и желаний.
— Говорите о своих желаниях и потребностях, если ваша проблема больше. В этом случае просто отзеркаливайте чувства партнера.
— Говорите о чувствах партнера, если его потребности больше.
— Если проблема касается межличностных отношений, то здесь уместно обсуждать чувства и желания друг друга — а не события.
— Если вопрос касается деловой сферы, то здесь лучше ограничиться формальной стороной дел.
Психологическая демонстрация. Старый начальник и молодая сотрудница.
Психологические упражения. В тройках, но с барьерами. Использовать максимальное количество барьеров + техники угроз и задабривания.
Обсуждение.
Психологические права или установки, которые помогают быть счастливыми:
1. Я есть, и я имею право быть!
2. Другой имеет право быть Другим, отличным от меня, но можем быть рядом
3. Я имею потребности, и я имею право их удовлетворять! Другой человек имеет потребности и тоже имеет право их удовлетворять, даже, если они у нас разные.
4. Я имею право на свое место и его защиту. Тоже самое и Другой.
5 Я имею право любить быть любимой.
6. Я чувствую и я имею права на выражение любых чувств, даже если, кому-то это не нравится! Другой тоже имеет чувства и право на их выражение, даже если мне это не нравиться.
7. Я вправе не объяснять и не оправдываться свое поведение.
8. Я вправе сам решать, на сколько я ответственен за проблемы других людей.
9. Я вправе менять свои взгляды.
10. Я вправе совершать ошибки и принимать не логичные решения.
11. Я имею право совершать ошибки
12. Я имею право сказать: «Я не знаю»
13. Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю» или «Меня это не волнует»
14. Я вправе быть свободной от воли других людей.