|
Чем профессиональная психологическая группа отличается от тренингов популярных психологов?Автор статьи: Солопанова Мария Александровна
Сегодня Интернет пестрит рекламой популярных тренингов и вебинаров на самые распространенные темы: «как стать уверенным в себе?», «как «привлечь» деньги». Если внимательно посмотреть на ведущих таких мероприятий, то можно увидеть, что они стремятся подчеркнуть свое финансовое благополучие, для чего используют всевозможные атрибуты внешнего успеха. Содержательным фокусом рассмотрения таких тренингов и вебинаров чаще всего является какая-то базовая неудовлетворенная потребность, на которой лежит значительная нарциссическая нагрузка. При этом никаких реалистичных способов ее хотя бы частичного удовлетворения не описывается. Хотя это явно не афишируется, но человеку кажется, что он уже на пути удовлетворения этих потребностей. На самом же деле, с точки зрения ведущих таких тренингов, есть только две полярные точки «неудачник» и «достигнувший богатства, успеха» и т.п. Тренер чаще всего имеет все признаки лидера, гуру, «харизматической» личности благодаря внешним атрибутам успеха и «громким» обещаниям и манипулятивным посланиям. Участники группы получают на время проведения тренинга ощутимый эмоциональный заряд воодушевления за счет эфемерного чувства удовлетворения своих потребностей путем идентификации с успешным, красивым, «эффективным лидером». Как понять, что тренинг является популярным, подобным ярким шоу, которые мы так часто видим на телеэкранах, но при этом так и не становимся «звездами»? В группах, раскрывающих «тайны», «уникальные возможности», дающих «бесценный» опыт, отношение к участникам внешне очень дружественное, даже несколько панибратское, часто используется форма обращения «ты», независимо от того, насколько это комфортно для участника группы, но при этом наблюдается в большей степени монолог тренера или коуча, он не слушает до конца ответы участников группы, «поощряет» лишь те ответы, которые подтверждают то, что он описывает. Такой тренер часто может демонстрировать свое превосходство, приковывает к себе всё внимание различными демонстративными приемами, чаще всего ярко «показывает» то, как феноменологически проявляется проблема, работает на узнавание людьми каких-то распространенных «недостатков». Популярные психологи часто предъявляют любую рассматриваемую особенность поведения как изъян, то, от чего нужно раз и навсегда избавиться, что является совершенно недостижимой целью, хотя бы потому, что никому еще не удавалось стать раз и навсегда уверенным в себе, абсолютно успешным, ассертивным и т.д. Запомните, психика не может «избавиться» от каких-то своих личностных особенностей или непродуктивных паттернов поведения, действие равно противодействию, запрет, подавление и стыд, наложенные на какие-то наши проявления приведут к тому, что истинные потребности, мотивы и чувства начнут проявлять себя каким-то другим непродуктивным способом. Любое действие порождает противодействие, некоторые проблемы теряют свою остроту просто уже оттого, что мы начинаем осознавать, проживать и отпускать их, не табуируя. Например, та же неуверенность в себе. Если мы чувствуем в отдельные моменты неуверенность, принимаем себя в этих чувствах и при этом продолжаем действовать в нужном нам направлении, мы развиваемся и приобретаем всё большую уверенность в себе. Если мы блокируем неуверенность в себе, пытаемся ее скрыть, подавить стыдом или страхом разоблачения, то мы или не начнем действовать вообще, все наши силы уйдут на борьбу с фоновым, абсолютно естественным чувством некоторого страха и тревоги перед началом нового. Или же мы будем действовать, но будем чувствовать значительное напряжение, поскольку не будем так свободны в своих чувствах и самовыражении, как когда мы принимаем в себе различные свои особенности. Достижение результата в данном случае не будет способствовать возрастанию нашего самоуважения и уверенности, поскольку эта «неуверенная» часть будет отщеплена, и она будет отвергаться всё больше, так как нам может казаться, что, только прилагая огромные усилия по ее подавлению и сокрытию, мы можем справляться с трудностями и достигать успеха. Чувствуете ли вы в себе себя более осведомленным, компетентным в том или ином вопросе, чувствуете ли вы, что ваш собственный опыт преодоления похожих трудностей в прошлом обогатился новыми знаниями и пониманием внутренних механизмов, тех или иных психических ресурсов и стал еще более ценен и доступен для применения? Или же вы чувствуете, что гора ваших проблем и трудностей стала только выше, что вы много чего делали неверно? Чувствуете ли вы освобождение, интерес, вдохновение, желание применять полученные и открытые в себе, может быть, даже впервые новые внутренние ресурсы и знания? Или же вы чувствуете стыд, собственную некомпететность, глупость и то, что вряд ли вообще вы когда-то сможете исправить свои «ошибки» и «недостатки». А, может быть, вы находитесь в счастливой эйфории и состоянии совсем ребенка, которому кто-то большой и сильный пообещал открыть «тайну золотого ключика»? Помните, к важным точкам развития много путей, и вы не даром выбираете дорогу, подходящую именно вам. Знания психологии, конечно, важны для того, чтобы двигаться по этому пути свободнее, но эти знания не могут быть внешними, не могут быть какими-то одинаковыми для всех «рецептами», они должны быть прожиты вами самими, должны стать вашим опытом. Этот процесс подобен тому, как невозможно научиться плавать, если вас всё время держат на берегу, демонстрируя лишь свое мастерство плавания и объясняя, как нужно плыть, «на пальцах». Только с тренером, который будет давать вам снова и снова пробовать проживать всё на собственном опыте, будет готов откликаться на ваши реальные затруднения при освоении тех или иных приемов плавания и кто будет видеть именно ваш потенциал и особенности и будет побуждать вас к развитию собственного стиля плавания, вы сможете овладеть этим навыком в полной мере. А душа, конечно, еще более уникальна, и здесь очень важно то, насколько тренер будет реалистичен, гибок и готов поддерживать ваш собственный способ самопознания и саморазвития, который вы будете формировать на основе полученных теоретических данных. И, наверное, в этом заключается еще один небольшой конфликт об универсальном и специфическом в групповой работе, где, конечно, специфическому сложнее давать место и сложнее побуждать участников группы именно к поиску в себе своих собственных ответов на поставленные вопросы. Но это, без сомнения, возможно и необходимо для достижения глубоких внутриличностных изменений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|