|
Категории нормы и патологии в деятельности психологов и психиатровАвтор статьи: Маринина Ольга Николаевна
Слова «нормально», «нормальный» или «ненормально», «ненормальный» стали сегодня одними из наиболее употребительных. Ими характеризуют состояние человечества, общества и индивида. Наблюдается даже своеобразный культ нормальности. При этом слова «нормально», «нормальный» несут положительную смысловую нагрузку, в то время как «ненормально», «ненормальный» - отрицательную. Норма – это элемент определенного ряда, по сравнению с которым описываются другие элементы. В медицине, психологии и социологии существует тенденция использовать в качестве нормы некий идеал этого ряда и называть анормальностью любого, кто заметно отклоняется от данной нормы. Психологи и социологи называют поведение анормальным, если оно отклоняется от поведения, которое считается нормальным либо в обществе, где живет субъект, либо в рамках теории, сторонником которой он является [2]. В соответствии с современным понимание нормы как некоторого образца в медицине ее стали отождествлять с типичным, стандартным, обычным и среднестатистическим. Однако необходимо учитывать, что нормальное развитие зависит от индивидуальных, половых, возрастных и конституционных особенностей. При этом патологическое для одного организма может быть нормой для другого. Определение нормы особенно важно для деятельности психологов, когда решение об анормальности того или иного человека способно принести ему серьезные увечья. На практике ошибиться с «диагнозом» для психолога – значит прооперировать не в том месте, а психиатрическое лечение способно сделать из клиента «овоща», мало того, что не помогая ему в существующей проблеме, так еще и создавая новые. В последние десятилетия были введены в психологию поправки о том, что клиент есть здоровый человек и подходить к нему надо соответствующе. Однако данная проблемы до сих пор носит привкус старых убеждений в самой психологии и совсем не рассматривалась в психиатрии. В психологии это проявляется в первую очередь в различных подходах к определению нормы. Цели:
Материалы и методы: комплексный анализ и системный подход к изучению новейших разработок в области данной проблемы и различной социально-психологической литературы российских и зарубежных авторов по рассматриваемой теме. Результаты и обсуждение. «Часто критерием нормы психического развития полагают оптимальные условия этого развития. С таким пониманием можно было бы согласиться, если бы оно дополнялось четким представлением о том, что конкретно-психологически представляют собой эти оптимальные условия, сводимы ли они все к тем же адаптивности, статистике и пр. или имеют свою качественную, собственно человеческую специфику. Малопродуктивными кажутся и попытки растворить понятие нормы психического развития во множестве «норм», свойственных человеку (от норм анатомического строения тела и его частей до норм правовых отношений), поскольку на деле они пока что ведут к смешению разных уровней (биологических, социальных и психологических), аспектов человеческого бытия, к их взаимной подмене» [1]. Зачастую понятие нормы связывается с модой, принятием и одобрением большинства людей. Эрих Фромм [3] в ответ на такую тенденцию в книге «Здоровое общество» пишет: «Ничто так не вводит в заблуждение относительно состояния умов в обществе, как «единодушное одобрение» принятых представлений. При этом наивно полагают, что если большинство людей разделяют определенные идеи или чувства, то тем самым доказывается обоснованность последних. Нет ничего более далекого от истины, чем это предположение. Единодушное одобрение само по себе никак не связано ни с разумом, ни с душевным здоровьем. Ведь от того, что миллионы людей подвержены одним и тем же порокам, эти пороки не превращаются в добродетели; от того, что множество людей разделяют одни и те же заблуждения, эти заблуждения не превращаются в истины, а от того, что миллионы людей страдают от одних и тех же форм психической патологии, эти люди не выздоравливают». В результате Фромм подобное состояние общества, человечества называет патологией нормальности и характеризует как нездоровое. Выводы.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|