Категории нормы и патологии в деятельности психологов и психиатров

Слова «нормально», «нормальный» или «ненормально», «ненормальный» стали сегодня одними из наиболее употребительных. Ими характеризуют состояние человечества, общества и индивида. Наблюдается даже своеобразный культ нормальности. При этом слова «нормально», «нормальный» несут положительную смысловую нагрузку, в то время как «ненормально», «ненормальный» - отрицательную. Норма – это элемент определенного ряда, по сравнению с которым описываются другие элементы. В медицине, психологии и социологии существует тенденция использовать в качестве нормы некий идеал этого ряда и называть анормальностью любого, кто заметно отклоняется от данной нормы. Психологи и социологи называют поведение анормальным, если оно отклоняется от поведения, которое считается нормальным либо в обществе, где живет субъект, либо в рамках теории, сторонником которой он является [2].

В соответствии с современным понимание нормы как некоторого образца в медицине ее стали отождествлять с типичным, стандартным, обычным и среднестатистическим. Однако необходимо учитывать, что нормальное развитие зависит от индивидуальных, половых, возрастных и конституционных особенностей. При этом патологическое для одного организма может быть нормой для другого.

Определение нормы особенно важно для деятельности психологов, когда решение об анормальности того или иного человека способно принести ему серьезные увечья. На практике ошибиться с «диагнозом» для психолога – значит прооперировать не в том месте, а психиатрическое лечение способно сделать из клиента «овоща», мало того, что не помогая ему в существующей проблеме, так еще и создавая новые. В последние десятилетия были введены в психологию поправки о том, что клиент есть здоровый человек и подходить к нему надо соответствующе. Однако данная проблемы до сих пор носит привкус старых убеждений в самой психологии и совсем не рассматривалась в психиатрии. В психологии это проявляется в первую очередь в различных подходах к определению нормы.

Цели:

  • раскрытие внутреннего противоречия между понятиями нормы и патологии в психологии и психиатрии;
  • постановка проблемы использования категорий «норма» и «патология» в деятельности психологов и психиатров.

Материалы и методы: комплексный анализ и системный подход к изучению новейших разработок в области данной проблемы и различной социально-психологической литературы российских и зарубежных авторов по рассматриваемой теме.

Результаты и обсуждение. «Часто критерием нормы психического развития полагают оптимальные условия этого развития. С таким пониманием можно было бы согласиться, если бы оно дополнялось четким представлением о том, что конкретно-психологически представляют собой эти оптимальные условия, сводимы ли они все к тем же адаптивности, статистике и пр. или имеют свою качественную, собственно человеческую специфику. Малопродуктивными кажутся и попытки растворить понятие нормы психического развития во множестве «норм», свойственных человеку (от норм анатомического строения тела и его частей до норм правовых отношений), поскольку на деле они пока что ведут к смешению разных уровней (биологических, социальных и психологических), аспектов человеческого бытия, к их взаимной подмене» [1].

Зачастую понятие нормы связывается с модой, принятием и одобрением большинства людей. Эрих Фромм [3] в ответ на такую тенденцию в книге «Здоровое общество» пишет: «Ничто так не вводит в заблуждение относительно состояния умов в обществе, как «единодушное одобрение» принятых представлений. При этом наивно полагают, что если большинство людей разделяют определенные идеи или чувства, то тем самым доказывается обоснованность последних. Нет ничего более далекого от истины, чем это предположение. Единодушное одобрение само по себе никак не связано ни с разумом, ни с душевным здоровьем. Ведь от того, что миллионы людей подвержены одним и тем же порокам, эти пороки не превращаются в добродетели; от того, что множество людей разделяют одни и те же заблуждения, эти заблуждения не превращаются в истины, а от того, что миллионы людей страдают от одних и тех же форм психической патологии, эти люди не выздоравливают». В результате Фромм подобное состояние общества, человечества называет патологией нормальности и характеризует как нездоровое.

Выводы.

  1. Анализ источников показал актуальность данной проблемы, а также кризис понятий «норма» и «патология»;
  2. Существует множество подходов к определению понятия нормы, но человек есть целостная система, а потому необходим системный подход к данной категории;
  3. В связи со сложностью исследования психики понимание нормы является эфемерной категорией и не может использоваться как идеал в практике психологов и психиатров;
  4. Выявлена необходимость создания новой стратегии взаимодействия психолога/психиатра и клиента.

Литература:

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Книга по требованию, 2012. – 453 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2008 – 288 с.
  3. Фромм Э. Здоровое общество/ Эрих Фромм; пер. с нем. Т. Банкетова, С. Карпушина. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 448 с.


Просмотров: 633
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Диагностика нормы и патологии в Клинической психологии
  • Нарушение восприятия. Граница нормы и патологии
  • Нормы развития у детей до 1,5 лет
  • Понятие нормы
  • Нормы психического здоровья
  • Cексуальность. Понятие сексуальной нормы.
  • Как нормы поведения заставляют нас страдать.
  • Профессионально-этические нормы практикующего психолога
  • По ту сторону нормы
  • Семейные нормы
  • Секс и Нормы
  • Либидо и социальные нормы.
  • Моральные нормы или скромность/стеснительность
  • Как поднять свой уровень Нормы?
  • Этические нормы и поведенческий специалист.
  • Эксперементы со внешностью: где граница нормы
  • Хоккей. Групповые нормы и роли спортсменов.
  • Индикаторы нормы и нарушений в символике песочной терапии.
  • " Нет нормы — нет денег"
  • 4 компонента любви. Эрих Фромм.
  • Понятие «созависимость» в современной психологии (теоретический анализ литературы по проблеме)
  • Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы
  • 10 особенностей психологии богатых людей.
  • Не на того напали: как защититься от пассивно-агрессивных людей
  • Норма и патология: проблемы понимания и дифференциации
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Эволюция отношений: норма и аномалии развития
  • Как работают психологи? (легкий рассказ в картинках для людей далеких от психологии)
  • Сколько психологов нужно для того, чтобы поменять одну лампочку?
  • Отличия бытовой ссоры от абьюза это вопрос норм и патологии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь