|
Этические нормы и поведенческий специалист.Автор статьи: Римская Татьяна Олеговна
Почему важно соблюдать этические нормы в работе поведенческого аналитика?
Поведенческие аналитики в России (поведенческие консультанты, тераписты, терапевты, инструкторы поведения, поведенческие специалисты - пока не устоялось однозначной терминологии, как называть профессионала, который занимается прикладным анализом поведения, АВА-терапией) – это, фактически, первооткрыватели совершенно нового для нашей страны веяния. Наиболее широкое распространение ABA-терапия получила в 2013 году, когда была организована и проведена 1-я международная конференция "На ты с аутизмом", однако, сейчас не об этом. Итак, специалисты по поведению - в данный момент начинают развиваться. И, естественно тем, кто находится у истоков, особенно важно соблюдать этические нормы. Именно потому, что этические нормы не до конца выполнены, производятся на свет всевозможные мнения о том, что АВА – это всего лишь метод, который можно применять всякому специалисту без специального образования (будь то логопед, психолог или дефектолог), только если ему это вздумается, просто прочитав одну книжку и просмотрев несколько роликов по ютьюб, о чём я сама сталкивалась, начинают рассказывать родителям о том, что они «применяют элементы АВА в своей работе». Нет, конечно же не значит, что книги и литературу читать нельзя, наоборот - это очень хорошо, что знаний всё больше и больше появляется у людей, и знания поведения - это очень большое подспорье даже просто для повседневной жизни. Здесь хочется отметить то, что составлять программы, работать со сложным поведением, нарабатывать сложные навыки - которые не получается развить уже долгое время - обязательно следует обращаться к поведенческому профессионалу. Проводя беседы со специалистами, хотя на настоящий момент пока это совсем не просто, в своей работе приходится учиться соблюдать этические нормы и стандарты, призывая коллег обращать более серьёзное внимание на науку АВА, и начинать действительно изучать её. В свою «копилку» специалистов, которые прислушались, можно отнести пока лишь несколько человек, которые обучаются кто в МИП (Московский институт психоанализа, где находится Кафедра прикладного анализа поведения), кто у других лекторов, и это, в нашем городе, на самом деле достаточно большой прорыв. Стараясь родителям раскрывать, пусть даже очень грамотно то, что на самом деле такое прикладной поведенческий анализ, что такое АВА-терапия, как она должна выглядеть, какие цели и кто самый важный клиент в терапии – просто разговоров не достаточно. Необходимо обязательно заключать договор с родителями, в котором будут чётко указаны все аспекты и нюансы в дальнейшей работе, все права и обязанности сторон, на которые можно будет опираться в дальнейшем. Этический кодекс поведенческого аналитика – это как библия, как настольная книга, к которой важно обращаться снова и снова, ища чёткие инструкции, как поступать в рамках этики в том или ином случае. Это путеводитель для самого поведенческого аналитика, который может стать документом, защищающим как клиента, так и работу поведенческого аналитика, на 100%, если это будет догмой для специалиста. Данная статья была подготовлена на основе прочтения мануала - Bailey J., & Burch M. Ethics for behavior analysts. (2011, 2nd expanded ed.). Routledge. NY, London. С.7-17.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|