|
Этические стандарты Американской ассоциации консультированияАвтор статьи: Васильев Николай Николаевич
Этические стандарты Американской ассоциации консультирования Американская ассоциация консультирования является образовательной, научной и профессиональной организацией, деятельность которой направлена на повышение общего уровня развития человека на протяжении всей его жизни. Члены Ассоциации признают разнообразие в нашем обществе и являются приверженцами кросс-культурального подхода, поддерживая нравственные ценности, достоинство, потенциал и уникальность каждого человека. Создание этического кодекса позволяет Ассоциации разъяснить современным и будущим ее членам, а также тем, кого они обслуживают, характер этической ответственности, которую должны нести все члены Ассоциации. Имея статус этического кодекса Ассоциации, данный документ устанавливает принципы, которые определяют этически правильное поведение членов Ассоциации. Все члены Американской ассоциации консультирования обязаны твердо придерживаться Этического кодекса и Стандартов общепринятой практики. Этический кодекс должен служить основанием для рассмотрения жалоб этического характера, направленных против членов Ассоциации. Этический кодекс А.1. Благополучие клиента а. Основная обязанность. Консультанты прежде всего не унижают достоинство своих клиентов и способствуют укреплению их благополучия. б. Конструктивный рост и развитие клиентов. Консультанты всячески способствуют росту и развитию своих клиентов, применяя любые способы, которые отвечают их интересам и благополучию. Консультанты не должны поддерживать развитие отношений зависимости в процессе консультирования. в. Планирование консультирования. Консультанты, совместно со своими клиентами, разрабатывают индивидуальные комплексные планы консультирования, согласно которым обоснованно предполагается достижение определенного успеха и которые соответствуют способностям и обстоятельствам клиентов. Консультанты и клиенты систематически пересматривают планы консультирования, чтобы гарантировать их длительную жизнеспособность и эффективность. При этом соблюдается принцип уважения свободы выбора клиентов (см. А.З.б). г. Причастность семьи. Консультанты признают, что семья в большинстве случаев играет важную роль в жизни клиентов, и стремятся добиться понимания членов семьи и вовлекать их по мере необходимости в работу в качестве положительного ресурса. д. Необходимость развития карьеры и обеспечения занятости. Консультанты занимаются вместе со своими клиентами решением вопроса их трудоустройства, добиваясь при этом, чтобы характер и условия работы соответствовали общим способностям клиентов, границам их профессиональной компетенции, физическим ограничениям, особенностям характера, интересам, склонностям, социальным навыкам, образованию, уровню общей квалификации и другим относящимся к делу характеристикам и потребностям. Консультанты не должны ставить клиентов в такое положение, которое может привести к нанесению ущерба интересам и благополучию клиентов, работодателей или общества, а также не принимают участия в подобных действиях других людей. А.2, Уважение своеобразия клиентов а. Отсутствие дискриминации. Консультанты не потворствуют и не допускают сами дискриминации, основанной на возрасте, поле, цвете кожи, культурных особенностях, ограничениях в дееспособности, принадлежности к определенной этнической группе, религии, расовой принадлежности, сексуальной ориентации, семейном положении, а также социальном и экономическом статусе (см. В.5.а, В.5.б и Г.1.и) б. Уважение различий. Консультанты будут активно пытаться понять культурные особенности всех клиентов, с которыми они работают. Это предполагает (но не ограничивается только этим) знание того, как собственные культурные, этнические и расовые особенности самого консультанта влияют на его ценности и убеждения, касающиеся процесса консультирования (см. Д.8 и Е.2.и). А.З. Права клиента а. Открытость перед клиентами. В самом начале процесса консультирования и по мере необходимости в течение всего процесса консультанты информируют клиентов о целях, задачах, методах, процедурах, ограничениях, потенциальных трудностях и пользе предоставляемых ими услуг, а также дают любую другую необходимую информацию. Консультанты предпринимают шаги, чтобы убедиться в том, что клиенты понимают значения диагноза, цель предполагаемого использования тестов, а также условия ведения документации, оплаты и порядок работы. Клиенты имеют право требовать соблюдения конфиденциальности и объяснения ограничений конфиденциальности, включая введение в курс дела супервизоров и/или команды специалистов, привлекаемых для обслуживания. Клиенты вправе требовать получения конкретной информации относительно ведущихся по их случаю записей, добиваться участия в планировании продолжения консультирования, а также могут отказываться от любых рекомендуемых услуг и принимать к сведению последствия такого отказа (см. Д.5.а и Ж.2). б. Свобода выбора. Консультанты предоставляют клиентам право свободно выбирать, вступать ли ему в отношения консультирования или нет, а также решать, какой специалист(ы) будет осуществлять консультирование. Ограничения, которые уменьшают возможность выбора клиентов, должны быть полностью обоснованы (см. А.1.в). в. Неспособность давать согласие. При консультировании несовершеннолетних или людей, неспособных давать добровольное осознанное согласие, консультанты действуют, исходя из максимального соблюдения интересов этих клиентов (см. В.З). А.4. Клиенты, обслуживаемые другими специалистами Если клиент получает услуги от другого специалиста в области психического здоровья, консультанты, с согласия клиента, ставят в известность этого специалиста и вырабатывают ясное соглашение, чтобы избежать недоразумений и конфликта для клиента (см. В.б.в). А.5. Собственные потребности и ценности консультантов а. Личные потребности. В отношениях консультирования консультанты осознают наличие близких отношений с клиентами и свои обязательства перед ними, обусловленные отношениями консультирования, поддерживают уважение к клиентам и избегают действий, которые направлены на удовлетворение своих личных потребностей за счет клиентов. б. Личные нравственные ценности. Консультанты осознают свои собственные нравственные ценности, установки, убеждения и способы поведения, понимают, насколько они применимы в ином обществе, и избегают навязывать свои ценности клиентам (см. В.5.а). А.6. Двойственные отношения а. Избегать по мере возможности. Консультанты осознают свое влиятельное положение по отношению к клиентам и избегают эксплуатировать доверие и зависимость клиентов. Консультанты прилагают все усилия, чтобы избежать двойственных отношений с клиентами, которые могли бы повлиять на беспристрастность профессиональных суждений или увеличить риск нанесения вреда клиентам. Примерами таких отношений являются (но не ограничиваются только ими) семейные, социальные, финансовые, деловые или близкие личные отношения с клиентами. В случаях, когда двойственных отношений избежать нельзя, консультанты предпринимают соответствующие профессиональные меры предосторожности, такие как получение информированного согласия (согласия на основе полной информированности), консультация, работа под контролем супервизора и документирование, чтобы гарантировать соблюдение объективности суждений и отсутствие всяческой эксплуатации (см. Е 1.б), б. Отношения старшинства/подчинения. Консультанты не принимают в качестве клиентов людей, с которыми они находятся в административных, супервизорских или оценочных отношениях, подразумевающих старшинство или подчинение. А.7. Сексуальные отношения с клиентами а. Нынешние клиенты. Консультанты не вступают ни в какой тип сексуальных отношений с клиентами и не консультируют людей, с которыми они имели сексуальные отношения. б. Бывшие клиенты. Консультанты не вступают в сексуальные отношения с бывшими клиентами в течение как минимум двух лет после завершения отношений консультирования. Консультанты, которые вступают в такие отношения через два (и более) года после завершения консультирования, обязаны тщательно проверить и доказать, что такие отношения не носят характера эксплуатации. Свое доказательство консультанты основывают на таких факторах, как продолжительность консультирования, количество времени, прошедшего после консультирования, обстоятельства завершения консультирования, личная история клиента и его психическое состояние, неблагоприятное воздействие на клиента и наличие в действиях консультанта намерения вступить в сексуальные отношения с клиентом после завершения консультирования. А.8. Несколько клиентов Когда консультанты соглашаются предоставить услуги консультирования двум или более людям, которые находятся между собой в родственных отношениях (например, муж и жена или родители и дети), они в самом начале выясняют, кем являются клиенты и какой характер примут отношения консультанта с каждым вовлеченным лицом. Если становится очевидным, что консультантам предложат выполнять обязанности, которые потенциально приведут к конфликту, они уточняют эти обязанности, согласовывают их или отказываются от них, в зависимости от обстоятельств (см. Б.2 и Б.4.г). А.9. Групповая работа а. Отбор участников. Консультанты тщательно отбирают предполагаемых участников группового консультирования или терапии. Консультанты отбирают, насколько это возможно, таких участников, чьи потребности и цели совместимы с целями группы, кто не будет задерживать процесс группового развития и чье благополучие не будет страдать от участия в групповой работе. б. Защита клиентов. В условиях групповой работы консультанты предпринимают все допустимые меры предосторожности, чтобы защитить клиентов от физической или психологической травмы. А.10. Оплата услуг и бартерные отношения {см. Г.З.аиГ.З.б) а. Достижение взаимопонимания. Еще до начала консультирования консультанты подробно объясняют клиентам все финансовые условия, относящиеся к профессиональным услугам, включая издержки на привлечение агентства по сбору платежей или применение юридических санкций против неплательщиков (А.П.в). б. Обоснование гонораров. При обосновании оплаты услуг профессионального консультирования консультанты принимают в расчет финансовое положение клиентов и его местонахождение. В том случае, когда обоснованная система оплаты является неприемлемой для клиента, предпринимается попытка помочь найти аналогичные услуги за приемлемую цену (см. А.10.г, Г.З.а, Г.З.б). в. Нежелательность бартерных отношений. Консультанты, как правило, воздерживаются от принятия товаров или услуг от клиентов в качестве оплаты за услуги консультирования, потому что такая форма оплаты создает реальную возможность для конфликтов, эксплуатации и искажения профессиональных отношений. Консультанты могут согласиться на бартер только в том случае, если отношения не являются эксплуататорскими, если клиент настаивает на этом, если достигнуто недвусмысленное письменное соглашение и если такая договоренность является общепринятой практикой среди профессионалов в данном сообществе (см. А.б.а). г. Благотворительное обслуживание. Консультанты вносят свой благотворительный вклад, осуществляя часть своей профессиональной деятельности в виде бесплатных услуг или услуг, за которые назначается небольшое финансовое вознаграждение (pro bono). А.11. Завершение консультирования и направление к специалисту а. Недопустимость отказа от клиентов. Консультанты не отказываются от клиентов и не пренебрегают ими во время консультирования. Консультанты, когда это необходимо, содействуют достижению приемлемых соглашений для продолжения обслуживания (во время временных перерывов например, во время каникул) и связанного с ними завершения отношений. б. Неспособность помочь клиентам. Если консультанты определяют, что они не в состоянии оказать профессиональную помощь клиентам, они не начинают или немедленно прекращают отношения консультирования. Консультанты осведомлены о возможностях направления к другим специалистам и предлагают клиентам подходящие альтернативы. Если клиенты отклоняют предложенное направление, консультанты должны прекратить отношения. в. Нормальное завершение. Консультанты прекращают отношения консультирования, достигнув, когда это возможно, соглашения с клиентом, в следующих случаях: 1) когда становится очевидно, что клиент уже не получает пользы от консультирования; 2) когда услуги уже не требуются; 3) когда консультирование уже более не отвечает потребностям и интересам клиентов; 4) когда клиенты не вносят установленную плату; 5) или когда ограничения, накладываемые агентством или учреждением, препятствуют дальнейшему предоставлению услуг консультирования (ем. А.10.6 и В.2.ж). А. 12. Применение компьютерных технологий а. Использование компьютеров. Когда при оказании услуг консультирования используются компьютерные программы, консультанты должны гарантировать, что: 1) клиент интеллектуально, эмоционально и физически способен использовать компьютерные программы; 2) компьютерные программы адекватны потребностям клиента; 3) клиент понимает назначение и характер действия компьютерных программ; 4) предусмотрено дополнительное разъяснение клиенту вопросов, связанных с использованием компьютерных программ, чтобы откорректировать возможные неправильные представления, выявить неадекватное использование и оценить потребность в последующих действиях. б. Объяснение ограничений. Консультанты гарантируют, что в процессе консультирования клиенты обеспечиваются информацией, которая адекватно объясняет все ограничения, связанные с применением компьютерной технологии. в. Доступ к компьютерным программам. При оказании услуг консультирования консультанты обеспечивают равный доступ к компьютерным программам (см. А.2.а). Раздел Б: Конфиденциальность Б.1. Право на неприкосновенность частной жизни а. Уважение неприкосновенности частной жизни. Консультанты уважают право своих клиентов на неприкосновенность частной жизни и избегают незаконного и несанкционированного разглашения конфиденциальной информации (см. А.З.а и Б.б.а). б. Отказ клиента от права на неприкосновенность частной жизни. Клиент или его юридически признанный представитель могут отказаться от права на неприкосновенность частной жизни. в. Исключения. Общее требование соблюдения консультантами конфиденциальности информации не применяется в тех случаях, когда разглашение информации необходимо для предотвращения явной и неизбежной опасности для клиента или других людей или когда предание огласке конфиденциальной информации обусловлено требованиями закона. В случае возникновения сомнений консультанты советуются с другими специалистами относительно обоснованности исключения. г. Инфекционные, неизлечимые болезни, Консультант, получив информацию, подтверждающую наличие у клиента заболевания, о котором известно, что оно одновременно инфекционное и неизлечимое, вправе раскрыть информацию выявленному третьему лицу, если это лицо, в силу своих отношений с клиентом, подвержено высокой степени риска заражения этой болезнью. Прежде чем раскрыть эту информацию, консультант должен убедиться, что клиент еще не сообщил третьему лицу о своей болезни и не намеревается сообщить о ней в ближайшее время (см. Б.1.в и Б.1.е). д. Разглашение по решению суда. Когда суд выносит постановление предать огласке конфиденциальную информацию без разрешения клиента, консультанты запрашивают подтверждение в суде, что разглашение требуется не в целях нанесения потенциального вреда клиенту или отношениям консультирования (см. Б.1.в). е. Минимальное разглашение. Когда обстоятельства требуют разглашения конфиденциальной информации, огласке предается только необходимая информация. Клиентов предварительно информируют в той степени, в какой это возможно, о намерении раскрыть конфиденциальную информацию. ж. Объяснение ограничений. В самом начале консультирования и по мере необходимости в течение всего процесса консультанты информируют своих клиентов относительно ограничений конфиденциальности и определяют предполагаемые ситуации, в которых конфиденциальность должна быть нарушена (см. Ж.2.а). з. Подчиненные. Консультанты прилагают все усилия, чтобы гарантировать сохранение неприкосновенности частной жизни клиентов и конфиденциальности подчиненными консультантов, включая служащих, стажеров, конторских помощников и добровольцев (см. Б.1.а). и. Группы обслуживания. Если обслуживание клиента потребует непрерывного наблюдения группой специалистов, клиента заранее информируют о существовании и составе такой группы. Б.2. Группы и семьи а. Групповая работа. В условиях групповой работы консультанты четко определяют понятие конфиденциальности и параметры вхождения в конкретную группу, объясняют важность конфиденциальности и обсуждают трудности, связанные с соблюдением конфиденциальности вовлеченных в работу группы людей. В случаях, когда конфиденциальность не может быть гарантирована, об этом недвусмысленно сообщается участникам группы. б. Семейное консультирование. В семейном консультировании информация об одном из членов семьи без его разрешения не может быть разглашена другому члену семьи. Консультанты защищают право неприкосновенности частной жизни каждого члена семьи (см. А.8, Б.З и Б.4.г). Б.З. Несовершеннолетние или некомпетентные клиенты При участии в консультировании несовершеннолетних клиентов или людей, которые не способны дать добровольное, сознательное согласие, в процесс консультирования в приемлемой форме могут быть вовлечены родители или опе-куньг. Консультанты действуют с максимальным соблюдением интересов своих клиентов и предпринимают все меры, чтобы сохранить их конфиденциальность (см. А.3.в). Б.4. Записи а. Необходимое условие ведения записей. Консультанты ведут и сохраняют записи, необходимые для оказания профессиональных услуг своим клиентам и в соответствии с требованиями закона, правил или процедур учреждения или агентства. б. Конфиденциальность записей. Консультанты несут ответственность за обеспечение безопасности и конфиденциальности любых записей сеансов консультирования, которые они производят, сохраняют, передают или уничтожают, независимо от того, написаны ли они на бумаге, записаны на пленку, хранятся на компьютере или сохраняются в какой-либо другой форме (см. Б.1.а). в. Разрешение на запись или наблюдение. Перед тем как производить электронную запись или наблюдение сеансов консультирования, консультанты должны получить разрешение от клиентоа (см. А.З.а). г. Доступ клиентов к записям. Консультанты признают, что записи сеансов консультирования хранятся для пользы клиентов, и, следовательно, предоставляют доступ к записям и копиям записей, если об этом просят правомочные клиенты и если записи не содержат информации, которая может вводить в заблуждение и наносить вред клиентам. В ситуациях, в которых участвует несколько клиентов (коллективные), доступ к записям ограничен теми их частями, которые не содержат конфиденциальную информацию, относящуюся к другим клиентам (см. А.8, Б.1.а, Б.2.б). д. Разглашение или передача записей. Для того чтобы предать огласке или передать записи на законных основаниях третьим лицам, консультанты должны получить письменное разрешение от клиентов, если этому не препятствуют исключения конфиденциальности, перечисленные в разделе Б.1. Консультанты должны предпринять определенные шаги, чтобы убедиться, что получатель записей понимает их конфиденциальный характер. Б.5. Исследования и обучение а. Требование анонимности участников исследований. При использовании данных, полученных в процессе консультирования, для целей обучения, исследования или опубликования необходимо раскрывать информацию в таком виде, который гарантирует анонимность участников (см. БЛ.ж и Ж.З.г). б. Соглашение на идентификацию клиента. Идентификация клиента в презентации или публикации допустима только тогда, когда клиент ознакомлен с материалом и согласился на презентацию или публикацию (см. Ж.З.г). Б.6. Консультация а. Уважение неприкосновенности частной жизни. Информация, полученная во время консультирования, обсуждается в профессиональных целях только с теми людьми, которые имеют непосредственное отношение к данному случаю. Данные, имеющие отношение к целям консультации, представляются в письменной и устной форме, при этом прилагаются все возможные усилия, чтобы защитить идентичность клиента и избежать чрезмерного вторжения в личную жизнь. б. Сотрудничество с агентствами. Перед тем как передавать информацию, консультанты предпринимают меры, чтобы убедиться, что другие агентства, обслуживающие клиентов консультанта, придерживаются определенной политики, которая эффективно защищает конфиденциальность информации. Раздел В: Профессиональная ответственность 8.1. Знание стандартов Консультанты обязаны читать, понимать и выполнять Этический кодекс и Стандарты практической работы. 8.2. Профессиональная компетентность а. Границы компетентности. Консультанты осуществляют свою деятельность только в пределах своей компетентности, определяемой образованием, профессиональной подготовкой, прохождением стажировки, наличием профессиональных дипломов и соответствующего профессионального опыта. Консультанты демонстрируют свое стремление совершенствовать знания, личную осведомленность, восприимчивость и навыки, необходимые для работы с клиентами, принадлежащими к различным группам населения. б. Новые области практической деятельности. Консультанты приступают к работе в новом для себя направлении только после соответствующего образования, обучения и работы под наблюдением супервизора. По мере развития навыков работы в новой специальной области консультанты предпринимают шаги, чтобы гарантировать компетентность своей работы и защищать других людей от возможного вреда. в. Профессиональная пригодность. Консультанты устраиваются работать только на такие должности, для которых они имеют соответствующее образование, практическую подготовку, стаж работы под наблюдением супервизора, государственный диплом или диплом штата, а также достаточный профессиональный опыт. Консультанты нанимают на должности, связанные с профессиональным консультированием, только квалифицированных и компетентных людей. г. Контроль эффективности. Консультанты непрерывно контролируют эффективность своей профессиональной деятельности и предпринимают шаги, чтобы улучшать ее, когда это необходимо. Занимаясь частной практикой, консультанты предпринимают приемлемые шаги, чтобы получить отзыв о своей работе от коллег и оценить свою эффективность как консультанта. д. Консультация по этическим вопросам. Консультанты предпринимают разумные шаги, чтобы консультироваться с другими консультантами или специалистами смежных профессий в тех случаях, когда у них возникают вопросы, связанные с их этическими обязательствами или профессиональной практикой (см. 3.1). е. Продолжение образования. Консультанты признают потребность в продолжающемся образовании, чтобы поддерживать приемлемый уровень осведомленности о текущей научной и профессиональной информации в их областях деятельности. Они предпринимают шаги, чтобы поддерживать компетентность в тех навыках, которые они используют. Они готовы осваивать новые методики и научиться применять уже известные с разнотипными и/или специальными категориями населения, с которыми они работают. ж. Нанесение вреда. Консультанты воздерживаются от предложения или принятия профессиональных услуг, когда велика вероятность, что их физические, психические или эмоциональные проблемы будут причиной нанесения вреда клиенту или другим людям. Они внимательны к признакам, свидетельствующим о нанесении вреда, ищут помощь для решения проблем и в случае необходимости ограничивают, приостанавливают или прекращают свои профессиональные обязательства (см. А.11.д). В.З. Рекламирование и привлечение клиентов а. Точность рекламы. Не существует ограничений по рекламированию консультантами своей деятельности, за исключением тех, которые могут быть специально предназначены для того, чтобы оградить публику от введения в заблуждение. Консультанты рекламируют или представляют свои услуги населению, точно указывая свои дипломы, не допуская искажения фактов, введения в заблуждение, обмана или мошенничества. В рекламе консультанты могут указывать только свою самую высокую научную степень, полученную по консультированию или родственной специальности в колледже или университете, который во время присуждения степени был аккредитован одним из региональных аккредита-ционных органов, признаваемых Советом по послевузовской аккредитации. б. Рекомендации. Консультанты, пользующиеся рекомендациями, не добиваются их от клиентов или других людей, которые из-за их особых обстоятельств могут болезненно относиться к чрезмерному влиянию. в. Утверждения других людей. Консультанты предпринимают приемлемые усилия, чтобы гарантировать, что утверждения, сделанные другими людьми относительно них или профессии консультирования, являются точными. г. Использование служебного положения в целях набора клиентов для частной практики. Консультанты не используют свое место работы или свою принадлежность к учреждению, чтобы вербовать или получать клиентов, стажеров или консультируемых для своей частной практики (см. В.З.д). д. Рекламирование своих изделий и тренинга. Консультанты, которые разрабатывают изделия, относящиеся к их профессии, или проводят поведенческие семинары или тренинги, гарантируют, что реклама этих изделий или результатов тренинга является точной и предоставляет потребителям адекватную информацию, для того чтобы сделать осознанный выбор. е. Навязывание своих услуг тем, кого обслуживают. Консультанты не используют отношения консультирования, обучения, тренинга или контроля для того, чтобы навязывать свои изделия или результаты обучения, вводя при этом людей в заблуждение или оказывая чрезмерное влияние на тех, кто может оказаться чересчур ранимым. Консультанты могут использовать в целях обучения учебники, авторами которых они являются. ж. Участие в работе профессиональных ассоциаций. Консультанты активно участвуют в деятельности местных, государственных ассоциаций и ассоциаций штатов, которая способствует развитию и усовершенствованию консультирования. В.4. Дипломы а. Заявленные дипломы. Консультанты заявляют или указывают только те профессиональные дипломы, которыми владеют, и обязаны исправлять любые известные неточности в представлении их дипломов другими людьми. К профессиональным дипломам относятся дипломы по консультированию или родственным областям психического здоровья, дипломы об окончании аккредитованных курсов обучения, национальные свидетельства волонтера, сертификаты и лицензии правительственных учреждений, профессиональные удостоверения АСА или любой другой мандат, который мог бы публично удостоверить наличие специальных знаний или опыта в консультировании. б. Профессиональное членство в АСА. Профессиональные члены АСА могут объявлять общественности о своем статусе члена АСА. Постоянные члены могут не объявлять о своем членстве в АСА способом, который мог бы означать, что они являются дипломированными консультантами. в. Принципы использования дипломов. Консультанты следуют принципам использования дипломов, которые установлены организациями, выдающими дипломы. г. Введение в заблуждение относительно дипломов. Консультанты не приписывают большей значимости своим дипломам, чем их дипломы реально представляет, и не считают, что другие консультанты являются неквалифицированными, потому что они не обладают некоторыми дипломами. д. Докторские степени, полученные по другим специальностям. Консультанты, обладающие магистерской степенью по консультированию или близко связанной области психического здоровья, но имеющие докторскую степень по иной, отличной от консультирования, специальности, не используют звание «доктора» в своей практической работе и не заявляют общественности о своей докторской степени, применительно к своей работе или статусу консультанта. В.5. Ответственность перед обществом а. Отсутствие дискриминации. Консультанты не допускают дискриминации клиентов, студентов или стажеров путем оказания на них отрицательного воздействия по причинам, связанным с возрастом, цветом кожи, культурной и этнической принадлежностью, наличием нетрудоспособности, полом, расой, религиозной принадлежностью, сексуальной ориентацией, социально-экономическим статусом или любой другой причиной (см. 2.а). б. Сексуальное преследование. Консультанты не допускают сексуального преследования. Сексуальное преследование определяется как сексуальное требование, физические приставания, а также вербальное или невербальное поведение, которое носит явно сексуальный характер и которое имеет место в связи с профессиональной деятельностью или ролью консультанта. Кроме того, сексуальное преследование, во-первых, является нежелательным, оскорбительным, создает резко отрицательную обстановку на рабочем месте (при этом консультанты сознают это или им сообщают об этом); во-вторых, является достаточно серьезным или интенсивным, чтобы причинять беспокойство преследуемому в данном случае лицу. Сексуальное преследование может состоять из единичного интенсивного или серьезного действия или многократных настойчивых или неотвязных действий. в. Сообщения третьим лицам. Консультанты соблюдают точность, честность и объективность в сообщениях по поводу своей профессиональной деятельности и в суждениях, предоставляемых третьим лицам, включая суды, медицинские страховые компании, получателей оценочных докладов и других (см. Б. 1 .ж). г. Презентации в средствах информации. Когда консультанты предают огласке сообщение или комментарий посредством публичных лекций, демонстраций, радио- или телевизионных программ, записанных заранее лент, напечатанных статей, отправляемого по почте материала или других средств информации, они предпринимают приемлемые меры предосторожности, чтобы гарантировать: 1) утверждения базируются на соответствующей профессиональной литературе по консультированию и на опыте практической работы; 2) утверждения во всех отношениях совместимы с Этическим кодексом и Стандартами практической работы; 3) получатели информации не имеют оснований сделать заключение, что были установлены профессиональные отношения консультирования (см. В.6.б). д. Незаконные доходы. Консультанты не используют свое профессиональное положение, чтобы требовать или получать незаконную личную прибыль, добиваться сексуальной благосклонности, незаконного преимущества или незаработанных доходов или услуг (см. В.З.г). В.6. Ответственность перед другими специалистами а. Различные подходы. Консультанты с уважением относятся к различным подходам к профессиональному консультированию, отличающимся от их собственного. Консультанты знают и принимают во внимание традиции и опыт работы других профессиональных групп, с которыми они взаимодействуют. б. Личные публичные заявления. Делая личные публичные заявления, консультанты уточняют, что они говорят от своего имени, а не от имени всех консультантов или профессии (см. В.5.г). в. Клиенты, обслуживаемые другими специалистами. Когда консультанты узнают, что их клиенты находится в профессиональных отношениях с другим специалистом в области психического здоровья, они просят у клиентов расписку, что те поставили в известность другого специалиста, и стремятся установить положительные профессиональные отношения сотрудничества (см. А.4). Раздел Г: Отношения с другими специалистами Г.1. Отношения с предпринимателями и служащими а. Определение обязанностей. Консультанты определяют и описывают для своих предпринимателей и служащих параметры и уровни их профессиональных обязанностей. б. Соглашения. Консультанты устанавливают соглашения о сотрудничестве с супервизорами, коллегами и подчиненными, регулирующие отношения консультирования или клиники, в которых рассматриваются вопросы конфиденциальности, строгого соблюдения профессиональных стандартов, разграничения между общественным и частным материалом, обслуживания и распространения зарегистрированной информации, рабочей нагрузки и возможности учета. В каждом конкретном случае соглашения о сотрудничестве уточняются и доводятся до сведения тех лиц, которых они касаются. в. Вредные условия. Консультанты предупреждают своих предпринимателей об условиях, которые могут быть потенциально разрушительными или наносящими ущерб выполнению профессиональных обязанностей консультанта или могут ограничивать их эффективность. г. Оценка. Консультанты регулярно подвергаются профессиональной проверке и оценке супервизором или соответствующим представителем предпринимателя. д. Обучение без отрыва от производства. Консультанты ответственны за свое непрерывное развитие и развитие своих сотрудников. е. Цели. Консультанты информируют своих сотрудников относительно целей и программ. ж. Стиль деятельности. Консультанты формируют такой стиль деятельности персонала и всего агентства, при котором уважаются и ценятся права и благосостояние каждого служащего и потребителя услуг агентства. Консультанты стремятся поддерживать самый высокий уровень профессионального обслуживания. з. Отбор и назначение персонала. Консультанты отбирают штат компетентных сотрудников и распределяют между ними обязанности, совместимые с их квалификацией и опытом. и. Дискриминация. Консультанты, так же как предприниматели или служащие, не допускают и не потворствуют негуманным, запрещенным или несправедливым действиям (в частности, предвзятому отношению, обусловленному возрастом, полом, цветом кожи, расовой, культурной, этнической, религиозной принадлежностью, нетрудоспособностью, сексуальной ориентацией или социально-экономическим статусом) при найме, продвижении по службе или обучении (см. А.2.а и В.5.б). к. Профессиональное поведение. Консультанты несут ответственность как перед клиентами, так и перед агентством или учреждением, в которых предоставляются услуги, за поддержание высоких стандартов профессионального поведения. л. Эксплуататорские отношения. Консультанты не допускают установления эксплуататорских отношений с теми людьми, над которыми они имеют контроль или власть, связанные с выполнением супервизорских, оценочных или учебных функций. м. Политика предпринимателя. Поступление на работу в агентство или учреждение подразумевает, что консультанты согласны с его общей политикой и принципами. Консультанты стремятся достичь соглашения с предпринимателями относительно допустимых стандартов поведения, которые позволяют проводить изменения в политике учреждения, способствующие росту и развитию клиентов. Г.2. Консультация (см. Б.6) а. Консультация как выбор. Консультанты могут выбрать возможность проконсультироваться относительно своих клиентов с любыми другими профессионально компетентными людьми. При выборе консультантов-экспертов консультанты стараются не ставить консультанта-эксперта в ситуацию конфликта интересов, которая препятствовала бы консультанту-эксперту оставаться объективной стороной по отношению к усилиям консультанта помочь клиенту. Если консультанты в процессе работы оказались втянутыми в ситуацию, которая компрометирует этот стандарт консультации, они консультируются, если это возможно, с другими профессионалами, чтобы рассмотреть приемлемые альтернативы. б. Компетентность консультанта-эксперта. Консультанты обоснованно уверены, что они сами или представленная ими организация имеют необходимые умения и ресурсы для предоставления требуемого вида консультационных услуг и что доступна возможность направления к другому специалисту. в. Взаимопонимание с клиентами. При проведении консультации консультанты пытаются вместе со своими клиентами добиться ясного понимания формулировки проблемы, цели изменения, а также предполагаемой последовательности избранных вмешательств. г. Цели консультанта-эксперта. В процессе консультации складываются такие отношения, при которых планомерно стимулируются и культивируются адаптируемость клиента и рост его самостоятельности (см. А.1.6). Г.З. Оплата за клиентов а. Принятие платы от клиентов агентства. Консультанты не взимают плату за предоставление услуг или вознаграждения любого другого вида от частных лиц, оформленных для получения таких услуг через посредничество агентства или учреждения, в котором работает консультант. Полисы частных агентств могут содержать явное условие для своих клиентов, предписывающее получение услуг консультирования от своих штатных сотрудников в частной практике. В таких случаях клиенты должны быть информированы относительно других доступных для них возможностей выбора на случай поиска частных услуг консультирования (см. А.10.а, А.11.6 и В.З.г). б. Оплата направлений. Консультанты не принимают плату от других специалистов за направления к ним клиентов. Г,4, Условия субподряда Когда консультанты работают в качестве субподрядчиков для оказания услуг консультирования третьим лицам, они обязаны информировать клиентов относительно ограничений конфиденциальности, которые организация может накладывать на консультантов при предоставлении услуг консультирования клиентам. Пределы такой конфиденциальности обычно обсуждаются на первых сеансах консультирования (см. Б.1.д и Б.е). Раздел Д: Оценка, психологическое измерение и интерпретация Д.1. Общие вопросы а. Методы оценки. Главная цель образовательной и психологической оценки состоит в том, чтобы получить объективные показатели, легко интерпретируемые как в относительных, так и в абсолютных величинах. Консультанты считают утверждения в этом разделе применимыми к целому диапазону методов оценивания, включая тестовые и не тестовые методы сбора информации. б. Благополучие клиента. Консультанты способствуют благополучию и соблюдению интересов клиента при разработке, публикации и использовании образовав тельных и психологических методов оценки. Они не допускают неправильного использования результатов оценки и интерпретации и предпринимают необходимые меры, чтобы воспрепятствовать неправильному использованию информации, полученной с помощью этих методов, другими людьми. Они с уважением относятся к праву клиента знать результаты оценки, интерпретации и основания для заключений и рекомендаций. Д.2. Компетентность в использовании и интерпретации тестов а. Пределы компетентности. Консультанты признают пределы своей компетентности и выполняют только такие услуги тестирования и оценки, которым они были обучены. Они знакомы с понятиями надежности, валидности, нормализации данных, погрешности измерения и условиями применения любой используемой методики. Консультанты, пользующиеся компьютерными интерпретациями результатов тестирования, предварительно изучают характер измеряемых переменных и особенности применяемых методов. Консультанты предпринимают необходимые меры, чтобы гарантировать адекватное использование психологических методов оценки людьми, работающими под их наблюдением. б. Адекватное использование. Консультанты несут ответственность за адекватное проведение, обработку, интерпретацию и использование методов оценки, независимо от того, сами ли они обрабатывают и интерпретируют данные такого тестирования или пользуются компьютерными или другими средствами. в. Решения, основанные па результатах. Консультанты несут ответственность за то, чтобы решения, касающиеся людей или выбора стратегии и принимающиеся по результатам оценки, базировались на правильном понимании образовательных и психологических показателей, включая критерии валидности, апробированности тестов и принципы разработки и использования тестов. г. Точная информация. Консультанты предоставляют точную информацию и избегают ложных высказываний или концепций в своих утверждениях относительно методов и методик оценки. Предпринимаются специальные меры, чтобы избежать необоснованных коннотаций таких терминов, как IQ, и выпускных оценок (см. В.5.в). Д.З. Информированное согласие а. Объяснение клиентам. До проведения оценивания консультанты объясняют характер и цели оценки, а также особенности использования результатов на языке, понятном клиенту (или другому юридически уполномоченному лицу со стороны клиента), если заранее не было оговорено явное исключение из этого правила. Независимо от того, проводится ли обработка и интерпретация результатов консультантами, их помощниками, компьютером или другими средствами, консультанты предпринимают необходимые шаги, чтобы гарантировать, что клиенту даются соответствующие объяснения. б. Получатели результатов. Благополучие тестируемых, явное понимание и наличие предварительного соглашения принимаются в расчет при передаче результатов тестирования. Любое сообщение о результатах индивидуального или группового тестирования консультанты сопровождают точной и адекватной интерпретацией (см. В.1.а и В.5.в). Д.4. Сообщение информации компетентным специалистам а. Злоупотребление результатами. Консультанты не допускают злоупотребления результатами оценки, включая результаты тестирования и их интерпретацию, и предпринимают адекватные шаги, чтобы предотвратить злоупотребление результатами, допускаемое другими людьми (см. В.5.в). б. Передача необработанных данных. Консультанты обычно передают данные (например, протоколы, записи консультирования или собеседований, анкеты), в которых идентифицируется клиент, только с его согласия или с согласия его законного представителя. Такие данные обычно передаются только людям, которых консультанты признают компетентными для интерпретации данных (см. Б.1.а). Д.5. Правильный диагноз психических расстройств а. Правильный диагноз. Консультанты с особенной осторожностью подходят к диагностике психических расстройств. Методы оценивания (включая личные собеседования), используемые для определения характера помощи, необходимой клиенту (например, направленность терапии, тип терапии или рекомендованного дополнительного лечения), тщательно отбираются и используются только по назначению (см. А.З.а и В.5.в). б. Внимание к культурным особенностям. Консультанты признают, что культурные особенности влияют на способ установления проблем клиентов. При диагностике психических расстройств учитывается социально-экономический и культурный опыт клиентов. Д.6. Выбор тестов а. Правомерность применения методик. При выборе тестов для использования в данной ситуации или с конкретным клиентом консультанты тщательно анализируют валидность, надежность, психометрические ограничения и условия применения методик. б. Культурно отличающиеся популяции. Чтобы избежать неадекватности тестирования, которое может оказаться в стороне от социализации поведения или когнитивных паттернов, консультанты должны быть осторожны при выборе тестов для популяций другой культуры Д.7. Условия проведения тестирования а. Условия проведения тестирования. Консультанты проводят тестирование в таких же условиях, какие были при стандартизации тестов. Если тестирование проводится в нестандартных условиях или во время сеанса тестирования происходят какие-либо необычные действия либо явления, эти обстоятельства отмечаются при интерпретации, а результаты могут быть обозначены как недостоверные или как характеризующиеся сомнительной валидностыо. б. Компьютерное проведение тестирования. В тех случаях, когда при тестировании применяются компьютерные или другие электронные методы, консультанты обязаны гарантировать строгое соблюдение программ проведения тестирования, чтобы предоставить клиентам точные результаты (см. А.12.6). в. Неконтролируемое применение тестов. Консультанты не допускают неконтролируемого или неадекватно контролируемого применения тестов или оценивания, если эти тесты или методы оценки разработаны, предназначены и валидизированы для проведения и/или обработки самим клиентом. г. Информирование о наиболее благоприятных условиях проведения тестирования. До проведения тестирования тестируемого знакомят с условиями, которые позволяют получить наиболее благоприятные результаты. Д.8. Разнообразие в тестировании Консультанты проявляют осторожность при использовании методов оценки, при измерении и интерпретации результатов деятельности тех популяций населения, которые не представлены в нормативной группе, на которой были стандартизированы данные методы. Они признают значимость влияния на результаты тестирования и интерпретации таких факторов, как возраст, цвет кожи, культура, наличие инвалидности, принадлежность к этническим группам, пол, раса, религия, сексуальная ориентация и социально-экономический статус, и рассматривают результаты тестирования в сопоставлении с другой уместной информацией (см. А.2.а). Д.9. Интерпретация тестов и тестовых показателей а. Сообщение о допущениях. В сообщениях о результатах оценки консультанты указывают на любые допущения, которые существуют относительно валидности или надежности, обусловленные обстоятельствами оценки или несоблюдением нормативов для тестируемых лиц. б. Применение приборов в исследовании. Консультанты проявляют осторожность при интерпретации результатов исследования, которые получены с помощью приборов, обладающих недостаточными техническими данными, чтобы поддержать ответные результаты. Конкретные цели использования таких приборов сообщаются испытуемому. в. Услуги тестирования. Консультанты, которые в процессе оценки оказывают услуги по тестированию и интерпретации тестов, должны подтверждать валидность таких интерпретаций. Они должны подробно описывать задачу, нормы, валидность, надежность и способы применения методик тестирования, а также любые специальные навыки, которые необходимы для их использования. Публичное предложение услуг по интерпретации результатов компьютерного тестирования рассматривается как консультация «профессионала профессионалу». Формально консультант-эксперт несет ответственность перед консультируемым, однако окончательной и основной является его ответственность по отношению к клиенту. Д.10. Безопасность тестов Консультанты соблюдают целостность и безопасность тестов и других измерительных процедур в соответствии с юридическими и договорными обязательствами. Консультанты не приспосабливают, не воспроизводят или модифицируют опубликованные тесты или части их без уведомления и разрешения издателя. Д.11. Вышедшие из употребления тесты и устаревшие результаты тестов Консультанты не используют данные или результаты применения тестов, которые вышли из употребления или устарели для текущей цели. Консультанты прилагают все усилия, чтобы предотвратить неправильное употребление устаревших измерений и результатов тестирования другими людьми. Д.12. Построение тестов Консультанты используют общепринятые научные методики, необходимые стандарты и актуальные профессиональные знания для планирования тестирования при разработке, публикации и использовании образовательных и психологических методов оценки. Раздел Е: Преподавание, профессиональная подготовка и супервизирование Е.1. Преподаватели и инструкторы консультантов а. Педагоги как преподаватели и практики. Консультанты, которые отвечают за разработку, выполнение и контроль над выполнением образовательных программ, должны иметь квалификацию как преподавателя, так и практика. Они должны хорошо разбираться в этических, юридических и управленческих аспектах своей профессии, иметь навыки применения своих знаний и демонстрировать своим студентам и стажерам свое ответственное отношение. Консультанты осуществляют свою преподавательскую деятельность, соблюдая этические нормы и являя собой образец профессионального поведения. Преподаватели консультантов должны прилагать усилия для внедрения материала, относящегося к многообразию людей, во все учебные программы и/или семинары, которые предназначены для того, чтобы способствовать развитию профессиональных консультантов. б. Границы отношений со студентами и стажерами. Консультанты четко определяют и соблюдают границы этических, профессиональных и социальных отношений со своими студентами и стажерами. Они знают о существующих различиях в полномочиях и о возможном непонимании этих различий студентами и стажерами. Консультанты предупреждают студентов и стажеров о потенциальной возможности перерастания отношений в эксплуататорские. в. Сексуальные отношения. Консультанты не вступают в сексуальные отношения со своими студентами или стажерами и не делают их объектом сексуального преследования (см. А.6 и В.5.в). г. Участие в исследованиях. Консультанты выражают благодарность студентам или стажерам за их вклад в исследовательскую работу и научные проекты. Благодарность выражается в виде соавторства, выражения признательности, подстрочного примечания (сноски) или другого подходящего средства в соответствии с величиной такого вклада (см. Ж.4.6 и Ж.4.в). д. Близкие родственники. Консультанты не принимают близких родственников в качестве студентов или стажеров. е. Подготовка супервизирования. Консультанты, которые предлагают услуги клинического руководства (супервизирования), должны быть адекватно подготовлены к применению методов и методик руководства. Консультанты-докторанты и руководители практикума или интернатуры для студентов магистерского уровня должны пройти адекватную подготовку и практику в соответствии с программой обучения. ж. Ответственность за обслуживание клиентов. Консультанты, которые осуществляют контроль за услугами консультирования, предоставляемыми другими людьми, предпринимают необходимые меры, чтобы гарантировать предоставление услуг консультирования клиентам на профессиональном уровне. з. Рекомендации. Консультанты не поддерживают кандидатуры студентов или стажеров для сертификации, лицензирования, устройства на работу, а также для завершения курса теоретического или практического обучения, если они считают, что студенты или стажеры непригодны для этого. Консультанты предпринимают разумные шаги, направленные на повышение квалификации студентов или стажеров, которые в настоящее время недостаточно квалифицированны для получения рекомендации. Е.2. Программы обучения и профессиональной подготовки консультантов а. Ориентация. Перед зачислением консультанты знакомят предполагаемых студентов с требованиями программ обучения консультантов, включая следующее, не ограничиваясь этим: 1) тип и уровень освоения навыков, требуемых для успешного завершение обучения; 2) содержание материала, который должен быть освоен; 3) основание для оценки; 4) практические компоненты, которые способствуют самосовершенствованию или самораскрытию в процессе обучения; 5) условия прохождения практики и требования, предъявляемые на месте прохождения клинической практики; 6) система и процедуры оценки и отчисления студентов и стажеров; 7) текущие перспективы трудоустройства для выпускников. б. Интеграция обучения и практики. Консультанты разрабатывают такие программы подготовки и обучения консультантов, которые интегрируют теоретическое обучение и практику под наблюдением инструктора. в. Оценка. Консультанты ясно информируют студентов и стажеров перед началом обучения относительно ожидаемого уровня компетентности, методов оценки и выбора времени оценивания как теоретических знаний, так и практических навыков. На протяжении всего периода обучения консультанты оценивают текущий уровень знаний студентов и стажеров, обеспечивая, таким образом, обратную связь в обучении. г. Этика обучения. Консультанты информируют студентов и стажеров об этической ответственности и о стандартах профессиональной этики для специалистов, студентов и стажеров (см. В.1 и Е.З.д). д. Отношения между равными (коллегами по учебе). Когда студенты или стажеры назначаются к ведению групп консультирования или обеспечивают клиническое наблюдение за своими коллегами, консультанты предпринимают меры, позволяющие гарантировать, что студенты и стажеры, назначаемые на эти роли, не имеют ни личных, ни антагонистических отношений с коллегами по учебе и что они понимают, что имеют такие же этические обязательства, как и преподаватели, инструкторы и супервизоры консультантов. Консультанты прилагают все усилия, чтобы гарантировать, что права коллег по учебе не ставятся под угрозу, когда студенты или стажеры назначаются к ведению групп консультирования или обеспечивают клиническое наблюдение. е. Различные теоретические позиции. Консультанты представляют различные теоретические позиции, чтобы студенты и стажеры могли сравнивать их и имели возможность разрабатывать свою собственную позицию. Консультанты предоставляют информацию, касающуюся научных основ профессиональной практики (см. В.б.а). ж. Условия прохождения практики. Консультанты разрабатывают ясную политику в русле своей программы обучения в отношении прохождения практики и других видов клинического обучения. Консультанты должны четко сформулировать функции и обязательства студентов или стажеров, супервизора участка и супервизора программы. Они должны подтвердить, что супервизоры имеют достаточную квалификацию для выполнения контрольных функций и информированы о своих профессиональных и этических обязанностях, связанных с выполнением этих функций. з. Двойственные отношения супервизоров. Консультанты избегают двойственных отношений, таких как выполнение роли супервизора участка и супервизора программы обучения студентов или стажеров. Консультанты не принимают ни в какой форме профессиональных услуг, гонорара, комиссионных, оплаты или компенсаций за направление студента или стажера на практику, и. Разнообразие программ. Консультанты несут ответственность за комплектование и содержание сотрудников, преподавателей и студентов с различной подготовкой и особыми потребностями для выполнения программ обучения (см. А.2.а). Е.З. Студенты и стажеры а. Ограничения. Консультанты, осуществляющие текущий контроль и оценку, информированы об ограничениях учебного и личного характера студентов и стажеров, которые могут повлиять на их результаты. Консультанты помогают студентам и стажерам в получении в случае необходимости коррекцнонной поддержки и отстраняют от обучения стажеров, которые неспособны обеспечивать квалифицированное обслуживание из-за ограничений академического или личного характера. Консультанты обращаются за профессиональной консультацией и документально оформляют свое решение об отчислении студентов или стажеров или о направлении их к специалисту. Консультанты обеспечивают студентам и стажерам возможность обжаловать вынесенные решения; могут потребовать, чтобы они обратились за помощью, или отчислить их. б. Практика самосовершенствования. Консультанты используют профессиональные критерии при разработке практических занятий, проводимых самими консультантами, которые требуют от студентов и стажеров самосовершенствования и самораскрытия. Обеспечиваются гарантии того, что студенты и стажеры осознают последствия, которые их самораскрытие может вызвать у консультантов, чья основная функция преподавателя, инструкторами супервизора требует соблюдения профессиональных этических обязательств. Оценочные компоненты практических учебных занятий недвусмысленно повторяют отдельные предопределенные академические стандарты, которые не зависят от уровня самораскрытия студентов (см. А.6). в. Консультирование студентов и стажеров. Если студенты или стажеры обращаются за услугами консультирования, супервизоры или преподаватели по консультированию дают им направление к нужному специалисту. Супервизоры или преподаватели консультантов не занимаются консультированием со студентами или стажерами, по отношению к которым они выполняют административные, обучающие или оценочные функции, если данная функция не является кратковременной и связана с процессом обучения (см. А.б.б). г. Клиенты студентов и стажеров. Консультанты сообщают клиентам о том, что их обслуживают студенты и стажеры, и прилагают все усилия, чтобы гарантировать клиентам качество оказываемых услуг, обеспеченных квалификацией студентов и стажеров. Клиенты получают профессиональную информацию и информируются относительно пределов конфиденциальности. Для того чтобы студенты и стажеры могли использовать какую-либо информацию, касающуюся отношений консультирования в процессе обучения, необходимо получить разрешение клиента (см. Б. 1 .д). д. Стандарты для студентов и стажеров. Студенты и стажеры, готовящиеся стать консультантами, придерживаются Этического кодекса и Стандартов общепринятой практики. Студенты и стажеры имеют те же самые обязательства по отношению к клиентам, что и консультанты (см. 3.1). Раздел Ж: Исследования и публикации Ж.1. Обязанности, связанные с исследованием а. Использование людей в качестве испытуемых. Консультанты планируют, разрабатывают, проводят исследование и составляют отчет по его результатам в соответствии с существующими этическими принципами, федеральными законами и законодательствами отдельных штатов, нормативами учреждений и стандартами научной деятельности, регламентирующими проведение исследований с участием испытуемых. Консультанты разрабатывают и проводят исследование, обращая должное внимание на культурные различия. б. Отклонения от общепринятой практики. Консультанты обращаются за консультацией и соблюдают строгие меры безопасности, чтобы защитить права участников исследования, когда разрешение возникающих в ходе исследования проблем предполагает отклонение от стандартов общепринятой практики (см. Б.6). в. Меры предосторожности для предотвращения ущерба испытуемым. Консультанты, которые проводят исследования с привлечением людей в качестве испытуемых, несут ответственность за благополучие испытуемых во время эксперимента и предпринимают необходимые меры предосторожности, чтобы избежать причинения опасного психологического, физического или социального воздействия на своих испытуемых. г. Ответственность главного исследователя. Основная ответственность за этические аспекты исследования ложится на основного исследователя. Все остальные участники исследовательской деятельности также разделяют этические обязательства и несут полную ответственность за свои собственные действия. д. Минимальное вмешательство. Консультанты предпринимают все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать нарушения жизненного уклада испытуемых в связи с их участием в исследовании. е. Разнообразие. Консультанты со вниманием относятся к разнообразию людей и исследуют проблемы, связанные с отдельными группами населения. В необходимых случаях они обращаются за консультацией (см. А.2.а и Б.6). Ж.2. Информированное согласие (согласие на основе полной информации) а. Раскрываемые темы. При получении информированного согласия на проведение исследования консультанты используют терминологию, которая понятна для участников исследования и при этом: 1) точно объясняет цель и процедуру предстоящего исследования; 2) идентифицирует (позволяет описать) любые процедуры, которые являются экспериментальными или относительно непроверенными; 3) описывает сопутствующий исследованию дискомфорт и риск; 4) описывает пользу от ожидаемых изменении для отдельных лиц и организаций; 5) раскрывает соответствующие альтернативные процедуры, которые были бы выгодны для испытуемых; 6) предлагает ответ на любые вопросы, касающиеся процедуры; 7) описывает любые ограничения на конфиденциальность; 8) уведомляет, что испытуемые являются свободными аннулировать свое согласие и прекратить участие в проекте в любое время (см. Б.1.е). б. Обман. Консультанты не проводят исследований, следствием которых будет обман, кроме случаев, когда альтернативные процедуры невозможны и предполагаемая ценность исследования оправдывает обман. Когда методологические требования исследования делают необходимым умышленное сокрытие истины или обман, исследователь должен как можно раньше понятно объяснить причины такого действия. в. Добровольное участие. Участие в исследовании должно быть, как правило, добровольным и без какого-либо штрафа за отказ. Недобровольное участие допустимо только тогда, когда может быть доказано, что участие не повлечет никаких неблагоприятных воздействий на испытуемых и что оно является необходимым для исследования. г. Конфиденциальность информации. Полученная в ходе исследования информация о его участниках является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие могут получить доступ к такой информации, общепринятые этические нормы проведения исследования требуют, чтобы эта возможность, а также планы защиты конфиденциальности были доведены до сведения участников исследования при процедуре получения информированного согласия (см. Б.1.Д). д. Люди, неспособные давать информированное с'огласие. Когда лицо неспособно дать информированное согласие, консультанты предоставляют соответствующее объяснение, получают от этого лица соглашение об участии и соответствующее согла-сие от юридически доверенного лица. е. Обязательства перед участниками. Консультанты пред принимают все возможные меры, чтобы соблюсти все обязательства перед участниками исследования. ж. Объяснения после сбора данных. После того как данные собраны, консультанты подробно объясняют участникам характер исследования, чтобы устранить любые неправильные представления. В тех случаях, когда научные или гуманные соображения оправдывают отсрочку или отказ в предоставлении такой информации, консультанты предпринимают все возможные меры, чтобы избежать причинения вреда. з. Согласие на сотрудничество. Консультанты, которые соглашаются сотрудничать с другим лицами в проведении исследования или в подготовке публикации, принимают на себя ответственность в части строгого выполнения намеченных обещаний, а также в отношении полноты и точности требуемой информации. и. Информированное согласие для спонсоров. В проведении исследования консул ь- -танты оказывают спонсорам, учреждениям и издательствам равное уважение и возможность выразить информированное согласие на то, что они не возражают против отдельных участников исследования. Консультанты сознают свои обязательства перед будущими исследователями и гарантируют, что ведущим организациям предоставляется информационная обратная связь и точное подтверждение. Ж.З. Сообщение о результатах а. Информация, влияющая на результат. При сообщении о результатах исследования консультанты явно упоминают все известные исследователю переменные и условия, которые, возможно, повлияли на результат исследования или интерпретацию данных. б. Точные результаты. Консультанты тщательно планируют, проводят исследование и сообщают о его результатах так, чтобы минимизировать возможность того, что результаты будут вводить в заблуждение. Они проводят детальное обсуждение ограничений своих данных и альтернативных гипотез. Консультанты не проводят мошеннических исследований, не искажают данные или преднамеренно не искажают их результаты. в. Обязательство сообщать о неблагоприятных результатах. Консультанты сообщают другим консультантам результаты любого исследования, которое считается профессионально значимым. Результаты, которые неблагоприятно отразятся на учреждениях, программах, услугах, преобладающем мнении или заинтересованных кругах, не должны скрываться. г. Идентичность испытуемых. Консультанты, которые предоставляют данные, оказывают помощь в проведении исследования другим лицам, отчитываются о результатах исследования или делают широко доступными исходные данные, предпринимают надлежащие меры, чтобы скрыть идентичность испытуемых, если от них не поступало соответствующего разрешения сделать иначе (см. Б.1.Ж и Б.5.а). д. Воспроизводимость исследований. Консультанты обязаны предоставлять достаточный доступ к исходным данным исследования квалифицированным специалистам, которые захотят повторить исследование. Ж.4. Публикация а. Признание других. При проведении и составлении отчетов об исследовании консультанты тщательно изучают и отмечают достижения предыдущих работ по данному предмету, анализируют законы об авторском праве и отмечают вклад тех людей, кто принимал участие в работе (см. Е.1.г и Ж.4.в). б. Авторы. Консультанты отмечают вклад других людей в проведение исследования или в развитие концепции путем принятия в соавторство, выражения признательности, упоминания в сноске или с помощью другого соответствующего средства, в соответствии с величиной такого вклада. Первым в списке указывается основной автор; затем в примечаниях или во вводной статье благодарятся соавторы, внесшие меньший вклад технического или профессионального характера. в. Исследования, выполняемые студентами. Если статья в существенной степени основывается на материалах студенческой диссертации или исследования, студент упоминается в числе главных авторов (см. Е.1 .г и Ж.4.а). г. Двойное представление. Консультанты представляют рукописи для рассмотрения только в один журнал в одно и то же время. Рукописи, которые публикуются целиком или в существенной части в другом журнале, или опубликованные ранее работы не предоставляются для публикации без подтверждения и разрешения, исходящего от организаторов предыдущей публикации. д. Профессиональное рецензирование. Консультанты, которые рецензируют материал, предназначенный для опубликования, исследования или других академических целей, должны соблюдать конфиденциальность и права собственности тех, кто представил материал на рассмотрение. Раздел З: Разрешение этических вопросов 3.1. Знание стандартов Консультанты знакомы с Этическим кодексом и Стандартами общепринятой практики и применяемыми кодексами этики других профессиональных организаций, в которых они состоят, или с кодексами организаций, осуществляющих сертификацию и лицензирование. Недостаток знания или непонимание этической ответственности не является оправданием против обвинения в неэтичном поведении (см. Е.З.д). 3.2. Предполагаемые нарушения а. Ожидаемое этическое поведение. Консультанты ожидают от своих профессиональных партнеров соблюдения норм Этического кодекса. Когда консультанты имеют вескую причину сомневаться в том, что консультант действует в соответствии с этическими нормами, они действуют адекватным образом (см. 3.2.г и 3.2.д). б. Консультация. При наличии неопределенности относительно того, может ли конкретная ситуация или образ действия считаться нарушением Этического кодекса, консультанты советуются с другими консультантами, которые хорошо осведомлены в вопросах этики, с коллегами или с соответствующими органами. в. Противоречия с требованиями организаций. Если требования организации, членами которой являются консультанты, вступают в противоречие с Этическим кодексом, консультанты определяют природу таких конфликтов и выражают своим супервизорам или другим ответственным должностным лицам свою приверженность соблюдению Этического кодекса. Если это возможно, консультанты пытаются повлиять на организацию, чтобы добиться полного соответствия Этическому кодексу. г. Неформальное разрешение. Когда консультанты имеют веские причины полагать, что какой-либо другой консультант нарушает этический стандарт, они пытаются, если это возможно, сначала разрешить спорный вопрос совместно с этим консультантом неофициальным путем при условии, что такое действие не нарушает права конфиденциальности, которые могут быть затронуты при этом. д. Сообщение о предполагаемых нарушениях. Когда неформальное разрешение не является удовлетворительным или возможным, консультанты, при наличии веских причин, сообщают о предполагаемом этическом нарушении в национальный комитет по этике или в соответствующие комитеты штатов, если данное действие не находится в противоречии с правами на конфиденциальность, которое не может быть устранено. е. Необоснованные жалобы. Консультанты не инициируют, не принимают участия, а также не способствуют регистрации как необоснованных жалоб этического характера, так и тех, которые поданы с намерением нанести вред консультанту, а не защитить клиентов или публику. 3.3. Сотрудничество с этическими комиссиями Консультанты должны оказывать содействие внедрению Этического кодекса. Консультанты сотрудничают с Этической комиссией Американской ассоциации консультирования или с этическими комиссиями других официальных ассоциаций и органов, имеющих юрисдикцию над теми, кого обвиняют в этических нарушениях, в проведении исследований, разбирательств и в выработке требований. Консультанты знакомы с «Политикой и процедурами АСА» и используют это в качестве рекомендации для содействия внедрению Этического кодекса. Стандарты общепринятой практики Все члены Американской ассоциации консультирования (АСА) должны выполнять Стандарты общепринятой практики и Этический кодекс. В Стандартах общепринятой практики представлены краткие утверждения, касающиеся поведения, из Этического кодекса. Члены Ассоциации должны обращаться к соответствующему разделу Этического кодекса для подробной интерпретации и развернутого изложения соответствующего Стандарта общепринятой практики (СП). Раздел А: Отношения консультирования СП-1: Отсутствие дискриминации. Консультанты с уважением относятся к различным клиентам и не должны допускать дискриминации клиентов из-за их возраста, цвета кожи, культуры, наличия инвалидности, принадлежности к определенной этнической группе, пола, расы, религии, сексуальной ориентации, семейного положения или социально-экономического статуса (см. А.2.а). СП-2: Открытость перед клиентом. Консультанты должны до начала и в течение всего процесса консультирования адекватно информировать клиентов (предпочтительно в письменной форме) обо всем, что касается процесса и отношений консультирования (см. А.З.а). СП-3: Двойственные отношения. Консультанты должны прикладывать все усилия, чтобы избежать двойственных отношений с клиентами, которые могли бы ослабить объективность их профессиональных суждений или увеличить риск нанесения вреда клиентам. В случаях, когда двойственных отношений избежать нельзя, консультанты должны предпринимать соответствующие шаги, чтобы гарантировать соблюдение объективности суждений и отсутствие всякой эксплуатации (см. А.б.а и А.б.б). СЛ-4: Сексуальная близость с клиентами. Консультанты не должны вступать ни в какой тип сексуальной близости с клиентами, которые проходят курс в данный момент, и не должны вступать в сексуальную связь с прежними клиентами в течение как минимум двух лет после завершения отношений консультирования. Консультанты, которые вступают в такую связь после двух лет, прошедших со времени консультирования, несут полную ответственность за тщательную проверку и доказательство, что такие отношения не строятся на основе эксплуатации. СП-5: Защита клиентов в течение групповой работы. Консультанты должны предпринять шаги, чтобы защитить клиентов от физической или психологической травмы, полученной в результате взаимодействий в процессе работы группы (см. А.9.6). СП-6: Достижение предварительного понимания относительно оплаты. Консультанты должны объяснить клиентам финансовые условия, связанные с профессиональными услугами, прежде чем они вступят в отношения консультирования (см. А.10.а-г и А.11.в), СП-7: Завершение. В тех случаях, когда это необходимо, консультанты должны помогать в достижении соответствующих договоренностей для продолжения работы с клиентами после завершения отношений консультирования (см. A.11.a). СП-8: Неспособность помочь клиентам. Консультанты не должны начинать или должны немедленно прекратить отношения консультирования, если установлено, что они неспособны оказать профессиональную помощь клиенту. Консультант может помочь клиенту в оформлении соответствующего направления к специалисту (см. А.11.6). Раздел Б: Конфиденциальность СП-9: Требование конфиденциальности. Консультанты должны соблюдать конфиденциальность информации, связанной с ^слугами консультирования, за исключением случаев, когда разглашение необходимо в интересах клиентов, требуется для благополучия других людей или в соответствии с законом. Когда раскрытие информации необходимо, раскрывается только необходимая и явной информация, причем клиента информируют об этом раскрытии (см. Б.1 .а-е). СП-10: Требования конфиденциальности для подчиненных. Консультанты должны предпринимать меры, чтобы гарантировать соблюдение их подчиненными неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности клиентов (см. Б.1.з). СП-11: Конфиденциальность в групповой работе. Консультанты должны ясно сообщать участникам группы, что конфиденциальность не может быть гарантирована в условиях групповой работы (см. Б.2.а). СП-12: Конфиденциальность в семейном консультировании. В процессе консультирования консультанты не должны предоставлять информацию об одном члене семьи другому члену семьи без его предварительного согласия (см. Б.2.6). СП-13: Конфиденциальность записей. Консультанты должны' соблюдать необходимую конфиденциальность при создании, хранении, доступе, передаче и использовании записей консультирования (см. Б.4.6). СП-14: Разрешение на ведение записи или наблюдения. Перед тем как вести электронную запись или наблюдение сеансов консультирования, консультанты получают разрешение от клиентов (см. Б.4.в). СП-15: Разглашение или передача записей. Для того чтобы предать огласке или передать записи третьим лицам, консультанты должны получить письменное разрешение от клиентов, если этому не препятствуют исключения конфиденциальности, перечисленные в СП-9 (см. Б.4.д). СП-16: Требуемая маскировка данных. Консультанты должны скрывать идентичность клиента при использовании данных в целях обучения, исследования или публикации (см. Б.5.а). Раздел В: Профессиональная ответственность СП-17: Границы компетентности. Консультанты должны заниматься практической работой только в границах своей компетентности (см. В.2.а). СП-18: Продолжение образования. Консультанты должны участвовать в непрерывном образовании, чтобы поддерживать свою профессиональную компетенцию (см.В.2.е). СП-19: Нанесение вреда специалистом. Консультанты должны воздерживаться от предложения профессиональных услуг в тех случаях, когда их личные проблемы или конфликты могут причинить вред клиенту или другим людям (см. В.2.ж). СП-20: Точное рекламирование. Консультанты должны точно представлять свои дипломы и услуги при рекламировании (см. В.З.а). СП-21: Использование служебного положения в целях набора клиентов. Консультанты не должны использовать свое служебное положение или свою связь с учреждением, чтобы находить клиентов для своей частной практики (см. В.З.г). СП-22: Заявленные дипломы. Консультанты должны заявлять или указывать только те профессиональные дипломы, которыми они обладают, и должны исправлять любые известные неточности в представлении их дипломов другими людьми (см. В.4.а). СП-23: Сексуальное преследование. Консультанты не должны допускать сексуального преследования (см. В.5.6). СП-24: Незаконные доходы. Консультанты не должны использовать свое профессиональное положение, чтобы требовать или получать незаконную личную прибыль, сексуальную благосклонность, незаконное преимущество, а,также незаработанные доходы или услуги (см. В.5.д). СП-25: Клиенты, обслуживаемые другими специалистами. С согласия клиента консультанты должны ставить в известность об отношениях консультирования между консультантом и клиентом всех других специалистов в области психического здоровья, которые обслуживают данного клиента (см. В.б.в). СП-26: Отрицательные условия работы. Консультанты должны предупреждать своих предпринимателей о тех действиях или условиях, которые могут быть потенциально разрушительными и нанести ущерб выполнению профессиональных обязанностей консультанта, или ограничить их эффективность, или нарушить права клиентов (см. Г.1.в). СП-27: Отбор и назначение персонала. Консультанты должны отбирать штат компетентных сотрудников и распределять между ними обязанности, совместимые с их квалификацией и опытом (см. Г. 1 .з). СП-28: Эксплуататорские отношения с подчиненными. Консультанты не должны допускать установления эксплуататорских отношений с теми людьми, над которыми они имеют контроль или власть, связанные с выполнением супервизорских, оценочных или учебных функций (см. Г.1.л). Раздел Г: Отношения с другими специалистами СП-29: Принятие платы от клиентов агентства. Консультанты не должны брать плату или вознаграждения любого другого вида за консультирование от лиц, оформленных для получения таких услуг через посредничество агентства или учреждения, в котором работает консультант (см. Г.З.а). СП-30: Оплата направлений. Консультанты не принимают плату за направления к другим специалистам (см. Г.З.б). Раздел Е: Оценка, измерение и интерпретация СП-31: Пределы компетентности. Консультанты должны проводить только такое тестирование и оценку, в которых они являются компетентными. Консультанты не допускают использования психологических методов оценки неквалифицированными людьми, если последние проводят супервизию (см. Д.2.а). СП-32: Адекватное использование методов оценки. Консультанты должны применять методы оценки в соответствии с их предназначением (см. Д.2.б). СП-33: Объяснение клиентам характера оценки. До проведения оценки консультанты должны обеспечить объяснение клиентам характера и цели оценки и особенности использования результатов (см. Д.З.а). СП-34: Получатели результатов тестирования. Консультанты должны обеспечивать сопровождение любого сообщения о результатах тестирования и оценки их точной и адекватной интерпретацией (см. Д.З.б). СП-35: Вышедшие из употребления тесты и устаревшие результаты тестов. Консультанты не должны основывать свои решения, касающееся оценки или воздействия, а также свои рекомендации на данных или результатах тестирования, которые вышли из употребления или устарели для данных целей (см. Д.11). Раздел Ж: Обучение, тренинг и стажировка СП-36: Сексуальные отношения со студентами и стажерами. Консультанты не должны вступать в сексуальные отношения со своими студентами и стажерами (см. Е.1.в). СП-37: Признательность за участие в исследовании. Консультанты должны выражать признательность студентам или стажерам за их участие в исследовании ив осуществлении научных проектов (см. E.l.r). СП-38: Подготовка к руководству. Консультанты, которые предлагают услуги клинического руководства, должны быть подготовлены и обучены методам и приемам руководства (см. Е.1.е). СП-39: Оценочная информация. Консультанты должны ясно объяснить студентам и стажерам перед началом обучения уровни ожидаемой компетентности, методы оценки и время выбора оценки. Консультанты должны периодически проводить оценку достижений студентов и стажеров и обеспечивать обратную связь на основе оценки на протяжении всей программы обучения (см. Е.2.в). СП-40: Отношения между равными по положению в процессе обучения. Консультанты должны приложить все усилия, чтобы при назначении студентов и стажеров лидерами в группы консультирования или при обеспечении ими функций клинического наблюдения гарантировать, что права равных по положению не нарушены (см. Е.2.д). СП-41: Ограничения студентов и стажеров. Консультанты должны помогать студентам или стажерам в обеспечении коррекционной помощи, когда это необходимо, и отстранять от обучения и студентов и стажеров, которые неспособны обеспечить компетентное обслуживание в связи с академическими или личностными ограничениями (см. Е.З.а). СП-42: Практические занятия, направленные на самосовершенствование. Консультанты, которые проводят практические занятия со студентами или стажерами, направленные на личностный рост или самораскрытие, должны информировать участников о профессиональных этических обязательствах консультанта и не должны оценивать участников, основываясь на их поведении вне ситуации обучения (см. Е.З.б). СП-43: Стандарты для студентов и стажеров. Студенты и стажеры, которые готовятся стать консультантами, должны придерживаться Этического кодекса и Стандартов общепринятой практики консультантов (см. Е.З.д). Раздел 3: Исследования и публикация СП-44: Меры предосторожности, необходимые для того, чтобы избежать нанесения ущерба при проведении исследования. Консультанты должны избегать причинения физического, социального или психологического вреда или ущерба людям, участвующим в исследовании в качестве испытуемых (см. Ж.1.д). СП-45: Неразглашение информации, полученной в процессе исследования. Консультанты должны соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе проведения исследования и касающейся его участников (см. Ж.2.г). СП-46: Информация, влияющая на результаты исследования. Консультанты должны сообщать обо всех переменных и факторах, известных исследователю, которые могут влиять на данные исследования или результаты (см. Ж.З.а). СП-4 7: Точность результатов исследований. Консультанты не должны искажать или неправильно представлять результаты исследования, а также намеренно фабриковать результаты (см. Ж.З.б). СП-48: Соавторство в публикациях. Консультанты должны выражать соответствующую признательность тем, кто вносит вклад в исследование (см. Ж.4.а и Ж.4.б). Раздел И: Разрешение этических споров СП-49: Ожидаемое этическое поведение. Консультанты должны предпринимать соответствующие действия, когда они обладают вескими причинами сомневаться в том, что консультанты или другие специалисты в области психического здоровья действуют в соответствии с этическими нормами (см. 3.2.а). СП-50: Необоснованные жалобы. Консультанты не должны инициировать, участвовать или способствовать подаче жалоб на нарушение норм этики, которые необоснованны или поданы с намерением нанести вред специалисту в-области психического здоровья, а не защитить клиентов или общественность (см. 3.2.е). СП-51: Сотрудничество с этическими комиссиями. Консультанты должны оказывать содействие в отношении расследования процессуальных действий и требований Этической комиссии АСА или этическим комиссиям других, законным образом учрежденных ассоциаций, а также органам, имеющим юрисдикцию над теми, кто обвиняется в нарушении этических норм (см. 3.3). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|