Основные особенности консультирования клиентов с алекситимией или алекситимичными чертами личности.

В этой статье мы рассмотрим, такое относительно новое понятие в психологии, как «алекситимия» с позиции особенностей консультирования алекситимичного клиента. Актуальность нашей статьи обоснованна общими социальными тенденциями. Ведь в век когда, один из основных психологических феноменов связан с дистанционированием людей друг от друга, в силу ряда обстоятельств  - (урбанизации, преобладающего виртуального общения, ослабление влияния ряда социальных институтов и т.д.) - идеи проблем связанных с алекситимчным поведением становиться все более очевидными. Учитывая это, мы понимаем, что современная  социальная ситуация активно способствует формированию таких личностных феноменов как алекситимия. Это и много другое демонстрирует нам, что чувства сегодня, как никогда рискуют остаться не понятыми. А личность не только не сможет проявлять эмпатию в достаточно степени к другим, но и будет игнорировать свои состояния, ощущения и переживания в угоду социально-одобряемому поведению.  В связи с этим интересным представляется, необходимость определить ряд ключевых особенностей  консультирования клиентов с признаками алекситимии и научиться проводить первичную экспресс-диагностику степени алекситимичности личности. Учитывая, возрастающее количество и  общую динамику алекситимичности - эти знания весьма актуальны, они смогут сделать консультирование более эффективным и помогут избежать непродуктивных действий, траты ресурсов и «терапевтического тупика» в целом.

Что же такое алекситимия? Начало изучения явления алекситимии было положено П. Сифнеосом и Дж. Немиахом в 70-х годах ХХ века в рамках исследования личностных особенностей больных психосоматических клиник. Термин "алекситимия" буквально означает: "без слов для чувств" или в близком переводе - "нет слов для названия чувств" (от греч. а - отсутствие, lexis - слово, thymos - чувство).П. Сифнеос и Дж. Немиах предложили применять термин "алекситимия", характеризуя некоторые расстройства в познавательно-эмоциональной сфере у больных психосоматических клиник. В современном понимании отечественных исследователей алекситимия понимается, как комплекс аффективных и когнитивных нарушений, проявляющихся в трудностях осознания и вербализации эмоций, трудностях дифференциации эмоциональных переживаний и телесных ощущений. В настоящее время понятие употребляется значительно шире контекста психосоматических концепций, где оно первоначально возникло. [Гаранян Н.Г. Холмогорова А.Б. 2003. С. 128-145]. Алекситимия относится к ряду аффективных расстройств. За 40-летнюю историю изучения явления алекситимии отечественные и зарубежные исследователи значительно продвинулись в определении характеристик этого феномена. К их числу относят: затрудненность или неспособность человека идентифицировать и давать описание своих эмоциональных переживаний, нечувствительность и, как следствие, непонимание чувств других людей, трудности в различении чувств и телесных ощущений, фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, ограниченное использование символов, о чем свидетельствует бедность фантазии и воображения, сновидений.

Н.Д. Семенова и П. Сифнеос к этому перечню добавляют недостаточную глубину эмоционального потенциала личности. Такие особенности мышления, как преобладание рационального над эмоциональным, когнитивная недифференцированность с тенденцией к разного рода альтернативности; образ жизни алекситимной личности ориентирован на действия; межличностные связи, как правило, бедны; затруднен контакт с собственной психической сферой. Причем перечисленные особенности могут проявляться в равной степени, а может преобладать одна из них.

В дополнении к этому, к очевидным характеристикам алекситимии можно отнести:

  • бедность языка в самоописаниях и общении;
  • малую представленность в настоящем событий прошлой жизни;
  • недостаточную инициативу и активность в поиске средств;
  • зависимость от близкого взрослого (матери) при совместном выполнении ряда заданий;
  • неустойчивость и недифференцированность самооценки, в ряде случаев полная;
  • проекция оценок окружающих в структуре самооценки клиента;
  • неустойчивость и неадекватность целеполагания при исследовании уровня притязаний;
  • неопределенность или полное отсутствие перспективы будущего;
  • трудность в определении аффекта, идентификации и определения собственных чувств;
  • затруднения в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
  • сниженная способность к символизации, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям;
  • фокусирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Так же не обходимо учесть, что одни из основных корреляционных признаком алекситимичного поведения будет не высокий уровень развития эмпатийных и рефлексивных способностей личности. [Krystal, 1988; Гаранян, Холмогорова, 2003; Grynberg et al., 2010; Левшунова, 2009].

Таким образом, для экспресс–диагностики алекситимичной личности мы попробуем выделить три основных критерия (для простоты анализа) из всех предложенных. Разумеется, качество такой диагностической модели очень субъективно и её валидность ставится под вопрос, но эта статья носит рекомендательный характер и её цель скорее просветительская, чем научно-исследовательская, что дает нам право на субъективизм в выборе критериев и работе с ними. (Существует апробированный и валидный опросник для диагностики алекситимии, который дает надежный и точный результат: «Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS)»).

Таким образом, мы выделяем три основных критерия для определения склонности личности к алекситимичному поведению:

  1. Сложность или не способность определить, какую эмоцию ощущает человек. (В том числе и вербализовать). Или скупость в описании эмоционально-окрашенного события, узость эмоционально спектра.
  2. Сложность или не способность понять, что чувствует другой человек (собеседник, консультант или какое либо иное действующие лицо, появившееся в ходе консультативной беседы).
  3. Сложность или не способность провести грань между телесными ощущениями и эмоциями. (Вербализация телесных ощущений, вместо эмоционального отзыва).

Приведем ряд примеров по каждому критерию:

Клиент не может ответить консультанту, чувствует ли он какую либо эмоцию по тому или иному поводу. Утверждает, что ничего из происходящего в его жизни не вызывает у него эмоциональный отклик, либо отклик очень слабый.

Клиент, сообщает, что чувствует некую эмоцию, но определить какая именно это эмоция для него сложно или вовсе не возможно.

Клиент при описании эмоционально-окрашенных событий, использует узкий перечень эмоций или может идентифицировать только простейшие эмоции (грущу, сержусь, веселюсь, боюсь и т.д.).

Клиент не способен к эмоциональной эмпатии. Не может понять, что чувствует другой человек или не может себе представить такое же ощущение или эмоцию. Клиент не может понять, как влияют эмоции на его поведение, утверждает, что все происходящее не вызывает большого эмоционального отклика, а значит не  влияет на модель поведения личности.
Клиент способен идентифицировать эмоции собеседника в рамках когнитивной модели, но спроецировать состояние или эмоции собеседника на себя ему трудно.

Клиент на вопрос об окраске и уровне эмоционального отклика дает только определения физических ощущений («Я почувствовал тепло в груди…»; «У меня пробежала дрожь по телу…» и т.д.).

Даже в ярко эмоционально-окрашенной ситуации клиент остается в рамках когнитивной и рациональной модели.

Таким образом, опираясь, на примерные критерии и их сочетания мы можем предположить наличие алекситмичных черт личности, что, безусловно, должно наложить определенный отпечаток на дальнейшую консультативную или терапевтическую деятельность. В данной статье мы не говорим о способах коррекции алекситимии, а только выделяем особенности работы с такими клиентами.

Учитывая описанные выше особенности алекситимчной личности в целом, мы можем заключить, что должна и не должна содержать в себе работа с такими клиентами:

1. Техники коррекции и терапии, основанные на методе проекций, эмпатийного/эмоционального слушанья/анализа или эмоционального отреагирования (и подобные) вряд ли покажут высокую эффективность, в качестве основных методик терапии.

2. Одно из направлений работы должно быть сосредоточено на оценке рефлексивных способностей личности и их развитии, как основного ресурса для дальнейшей терапии и коррекции.

3. В работу должны быть включены способы активного перевода скудной вербальной продукции на дифференцированный язык чувств. 

4. Часто эффективным оказывается направление работы, связанное с самоанализом и осознанием своих реакций и особенностей, для дальнейшего понимания своих действий.

5. Опора в ходе работы на вербальные, а не эмоциональные техники и приемы более удобна в начале коррекционного или терапевтического действия для подобного клиента.

Таким образом, в этой статье обзорно рассмотрев, понятие «алекситимия», мы постарались выделить ключевые параметры, свойственные личности с алекситиминчыми чертами и выяснили, какие особенности появляются в работе специалиста при учете, этих параметров и свойств алекситмичной личности в целом. 



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Гравировка личности или что такое характер
  • Центр личности или Что такое быть гармоничным внутри.
  • Нет слов для чувств. Алекситимия.
  • Алекситимия - нет слов для чувств.
  • Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности
  • Алекситимия, или мир без чувств
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Миф Самооценки, или Теория Личности "На Пальцах"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Черная курица, или Подземные жители" как путь нарциссической личности к архетипу Самости
  • Зависть –тупик или прогресс для личности?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Без страданий нет любви..." Или истории о мазохистической личности
  • А как вы определяете для себя или клиентов такое понятие, как невроз?
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Лень или отсутствие способностей в чем-либо - наказание или спасение?
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Влияние практики телесно ориентированной терапии на эмоционально - поведенческие особенности личности
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь