Индивидуально-психологические детерминанты эмоционального типа личности

Автор статьи: Светлана Белоус

За основу исследования были взяты лица с повышенной эмоциональностью, повышенной чувствительностью  к внутренним  и внешним факторам в рамках акцентуаций эмотивного и экзальтированного типов согласно классификации К. Леонгарда [1], или сенситивного типа согласно классификации Е. П. Личко [2]. Данный тип в исследовании представлен как тип А, или эмоционально стабильный. Второй тип – тип В – также обладает высокой эмоциональностью, но представленной как эмоциональная нестабильность, склонность к перепадам настроения, базирующаяся на биологических характеристиках личности, например, особенностях темперамента [7]. Третий рассматриваемый тип С – вариант классической психической нормы согласно вышеназванным классификациям.

    Представители типа А отличались тем, что очень тонко чувствовали характеристики самоактуализирующихся личностей по А. Маслоу, старались развить их у себя благодаря некоему внутреннему чувству. В их поведении часто наблюдались сдержанность, высокая нормативность, правильность поступков и рассуждений. Достаточно яркой чертой проявлялась их неудовлетворённость собой и стремление к более совершенному поведению, желанию помочь другим, доброжелательность и чуткость по отношению к окружающим [6].

    Тип В старался более презентовать себя, показывая свои достоинства и преимущества, часто не придавая значения недостаткам, легко, на первый взгляд, перенося критику.

    Тип С, как правило, особого интереса к исследованию не проявлял, был уверен и спокоен, но диапазон негативных реакций и поступков (с их слов) был гораздо шире, чем у первых двух типов. Т.е. тип С очень спокойно относился к проявлению не совсем корректных форм поведения, хорошо видел иерархию и цену многим вещам (в т. ч. людям), но не стремился поделиться информацией и своим мнением по тому или иному вопросу.

 

    Материалы и методы. В исследовании приняли участие 75 человек в возрасте от 21 до 41 года. В результате квотированной выборки было отобрано 14 человек, принявших участие в дальнейшем исследовании. Психологическое тестирование основывалось на следующих методиках:

1) тест К. Леонгарда – Н. Шмишека,

2) САТ (тест самоактуализации) в редакции Э. Шострома,

3) опросник Р. Кэттелла 16PF (форма А),

4) методика диагностики степени удовлетворённости основных потребностей  (сборник тестов Райгородского «Психодиагностика», стр.624),

5) опросник термальных ценностей (ОТеЦ)  И. Г. Сенина.

    Математический аппарат исследования включал в себя Н-критерий Крускала-Уоллиса, т.е. критерий «суммы рангов».

 

    Результаты и обсуждение. Данные, полученные в процессе исследования трёх групп, показали следующие результаты.

    При использовании опросника САТ различия между группами оказались значимыми по шкале гибкости поведения (р<0,05 ) [3].

    Самую высокую гибкость поведения показала группа С, что говорит о высокой тенденции к самоактуализации, но слишком высокие показатели в данном случае свидетельствуют о факторе социальной желательности или о намерении выглядеть в наиболее благоприятном свете, причём средства достижения хорошего впечатления не всегда корректны и искренни. Важен результат, средства вторичны.

   Самые низкие показатели оказались у группы В. Как следствие – жёсткое поведение, настойчивость, упорство, желание идти напролом, ригидность, низкий уровень самоактуализации.

    Группа А показала средние результаты, что совпадает с характеристикой, приведённой выше, и говорит о том, что здесь самоактуализация – не самоцель, а внутренняя потребность, которая может выступать как потенциал.

    При использовании теста Кэттелла 16PF (форма А) результаты выглядят следующим образом. Значимые различия (Нэмп > Нкр при р<0,05) выявлены по следующим факторам:

1) фактор А (замкнутость/общительность). Группа В показала себя очень общительной, но общительность в данном случае можно отнести скорее к особенностям темперамента, чем к характерологическим особенностям. Самые низкие показатели у группы С, что говорит о скрытности, отчуждённости, холодности и объективности, недоверчивости и даже безучастности. Группа А занимает среднюю позицию, что опять говорит о чувстве меры и такта, о добродушии, открытости, готовности к сотрудничеству, внимании и сердечности, но эти качества не распространяются тотально.

2) фактор G (чувства/ нормативность поведения). По данному фактору очень высокие результаты показала группа А, из чего следует, что её представители обладают очень высокой нормативностью поведения, говорящей о следующем: сильный характер, добросовестность, ответственность, уравновешенность,  в какой-то степени морализаторство. Проявляют себя как люди, достойные доверия, эмоционально дисциплинированы, собраны, совестливы, развито  чувство долга, моральные стандарты как внутренняя необходимость. Имеют деловую направленность, точность и настойчивость в достижении цели. Очень низкие баллы оказались у группы С, что соответствует следующим характеристикам: слабая сформированность морально-этических нормативных понятий и представлений, гибкость, вызывающая недоверие, лавирование, потворствование своим желаниям, игнорирование своих обязанностей, подверженность влиянию случая и обстоятельств. Группа В показала средние значения между показателями А и С.

3) фактор Q4 (расслабленность/напряжение). По данному фактору самые высокие показатели у группы А, что говорит о собранности, энергичности, повышенной мотивации, активности, несмотря на утомляемость и раздражительность. Группа В имеет самые низкие баллы, из чего следует низкая мотивация, леность, вялость, им легче агитировать за идею, чем её реализовывать. Группа С имеет промежуточные показатели по данному фактору, что выражается в более низкой мотивации, чем у А, ориентации на обстоятельства, нежелание зря тратить силы, в смене ориентиров.

        По опроснику "Термальных ценностей» (ОТеЦ) результаты следующие:

1) термальная ценность «высокое материальное положение» (Нэмп > Нкр при р<0,01) . Высокая удовлетворённость материальным положением группы А связана с реализацией в общественной жизни. Средняя степень удовлетворённости материальным положением группы В связана с успехами в профессиональной деятельности. Низкая удовлетворённость своим материальным положением в группе С связана с недостатком образования.

2) термальная ценность «достижения» (Нэмп > Нкр при р<0,05) определяет способность к постановке и решению определённых жизненных задач, как главных жизненных факторов. Высокие показатели достижений у группы А определяются высокой способностью выделять главное, отсеивая второстепенное, умением ставить цели, задачи и добиваться их выполнения. Причём цели не превращаются в самоцель и любой ценой. Идёт чёткая дифференцированная оценка: для чего, каковы последствия, побочные эффекты, всегда ли надо быть победителем. Низкие показатели у группы С связаны с желанием приспосабливаться под предлагаемые условия; цели, как правило, выбираются, как у большинства, идёт опора на авторитет, который ведёт к достижению поставленных целей и решению жизненных задач, т.е. опять прослеживается гибкость в поведении, умение чувствовать ситуацию и некоторая конформность. Показатели группы В по своим значениям значительно приближены к значениям группы А и в два раза превышают показатели группы С. Следовательно, её характеристики по данному параметру приближены к А, но выражены менее ярко.

3) сфера «обучение и образование» (Нэмп > Нкр при р<0,01) . Наиболее значимой сфера образования и обучения является для группы А. Это говорит о ярко выраженной познавательной потребности. Получение знаний, образования в данном случае может рассматриваться как непрерывное, на протяжении всей жизни. У группы С значения по данному параметру вдвое меньше, что говорит о достаточно низких познавательных потребностях. У группы В значение обучения и образования является достаточно высоким фактором и занимает позицию выше средней.

4) сфера «общественной жизни» (Нэмп > Нкр при р<0,01) – ещё один вид деятельности, где у группы А высокие показатели, что хорошо коррелирует с фактором «материальное положение», удовлетворённость которым представители данной группы напрямую связывают именно с реализацией в общественной жизни. Для группы С данная сфера является мало значимой. У группы В, имеющей промежуточное положение, общественная жизнь имеет определённое значение, но связано оно с успехами в профессиональной деятельности, а не общественной.

  

     Анализ результатов, не вошедших в ранг существенных различий, но выражающих тенденцию достоверной связи (Нэмп > Нкр при р<0,1).

 

    Опросник термальных ценностей (ОТеЦ). Идея опросника заключается в том, что в жизни человека представлены разные жизненные сферы, и они обладают для разных людей разной степенью значимости, и в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления. По результатам данного опросника показатели группы А почти в два раза превышают показатели групп В и С по следующим факторам:

1) Креативность: реализация своих творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность.

2) Активные социальные контакты: показатели аналогичны предыдущим, т.е. лёгкое установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение межличностных связей, реализация  социальных ролей. Группы В и С испытывают определённые трудности в установлении социальных контактов.

3) Развитие себя: выражается в интересе к своим индивидуальным особенностям, желанию развивать свои способности и другие личностные характеристики [6].

4) Духовное удовлетворение: группа А показывает очень высокую способность руководить своими морально-нравственными принципами, у них духовные потребности значительно преобладают над материальными.

5) Сохранение собственной индивидуальности: группа А отличается выраженным преобладанием собственного мнения, взглядов, убеждений над общепринятыми, защищает свою неповторимость и независимость

6) Сфера профессиональной жизни: очень высокие показатели группы А говорят о настойчивом желании реализоваться в профессиональной сфере. При этом они рассчитывают только на собственные усилия, знания, способности и трудолюбие. Профессиональная деятельность является главным содержанием их жизни.

7)  Сфера семейной жизни: высокие показатели группы А означают высокую значимость для участников всего того, что связано с жизнью их семьи, её благополучия. При средних значениях для группы В семья важна, но отдавать много времени и сил решению проблем семьи они не будут. Низкие показатели группы С означают, что семья не является в жизни чем-то важным, приоритетным, ценностным

8) Сфера увлечений: лидирует группа А. Большое значение в жизни её представителей занимает увлечение чем-либо, хобби. Ему отдаётся всё свободное время, и такие люди считают, что без увлечений жизнь человека во многом неполноценна.

Таблица 1

Среднегрупповые значения психологических показателей в группах, выделенных по признакам (типам) эмоциональности: высокая эмоциональность, эмоциональная нестабильность, норма (Нэмп > Нкр при р<0,01 и р<0,05)

 

Показатели

Сумма рангов = 105

 

Нэмп.

 

Нкр.

 

р

Нэмп.

Нкр.

группа А

группа В

группа С

Гибкость поведения

30,5

17

57,5

7,414

5,6657

0,049

+

Замкнутость/ общительность

34,5

48

22,5

7,172

5,6657

0,049

+

Чувства или нормативность поведения

52

33,5

19,5

6,1523

5,6657

0,049

+

Расслабленность/ напряжение

45

21,5

38,5

5,794

5,6429

0,05

+

Потребность в признании

30

47,5

27,5

6,0326

5,6657

0,049

+

Достижения

47

38,5

19,5

5,6393

5,6429

0,05

+

 

Вторичные факторы (р=0,1)

Креативность

53,5

24,5

27

 

 

 

 

Активные социальные контакты

50

 

27

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие себя

49

 

32,5

 

23,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовная удовлетворённость

52

26

27

 

 

 

 

Сохранение собственной индивидуальности

49

25,5

30,5

 

 

 

 

Сфера профессиональной жизни

51

29,5

24,5

 

 

 

 

Сфера семейной жизни

48

35,5

21,5

 

 

 

 

Сфера увлечений (хобби)

51

 

21

 

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

    Результаты исследования. Обобщая полученные результаты по трём выделенным типам, получаем следующие характеристики.

    Психологический портрет группы А. Детерминантами поведения типа А, согласно результатам исследования, можно считать:

- способность ориентироваться на ситуацию при комплексной оценке ситуации и её последствий, способность выделять главное;

- стремление к совершенству даже в мелочах, более структурированная и сложная организация мышления и сознания,

- сильный, уравновешенный характер, добросовестность, ответственность, деловая направленность, настойчивость в достижении цели, способность вызывать доверие у окружающих, моральные стандарты как внутренняя необходимость, энергичность, высокая мотивация и активность [5];

- стремление к обучению и образованию, интерес к общественной жизни;      

-ярко выраженный интерес к развитию собственной личности, индивидуальность, независимость взглядов и убеждений от общепринятых, честность, искренность, открытость, принятие других [6];

- большое желание реализоваться в профессиональной сфере, благодаря своему трудолюбию, способностям, умению рассчитывать только на собственные силы;

- приоритетной является не только профессиональная деятельность, но и семья, её благополучие, увлечения и хобби, без которых считают жизнь неполноценной.

    Психологический портрет группы В. Поведение участников группы В определяют следующие детерминанты:

- высокая зависимость от других, конформность, настойчивость, упорство, желание идти напролом, максимализм [8];

- способность совмещать несовместимое, связывать несвязываемое, творческие способности, социальная активность;

- желая показать себя лучшим образом, могут ущемлять чувства других,  заявляют о собственном превосходстве не всегда обоснованно, требуют преимуществ и привилегий, жаждут признания и оценки своих способностей со стороны окружающих, могут быть в равной степени искренними и лживыми, зависимы от материальных благ [4];

- не очень разборчивы в средствах и не учитывают последствия, претендуют на победу и «истину в последней инстанции»;

- действия продуманы, решения взвешены, но в трудной ситуации теряются из-за отсутствия готовых схем поведения;

- отсутствует стремление к совершенству в профессии, повышению уровня образования, малоинтересны сферы семейной, общественной жизни, увлечение чем-либо серьёзным.

    Психологический портрет группы С. Характеристики участников группы С определяют следующие детерминанты поведения:

- независимы в поступках, руководствуются собственными целями, принципами, убеждениями; независимы от внешних

 от внешних воздействий;

- высокая гибкость поведения при реализации своих ценностей, во взаимодействии с окружающими, способность быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, прямота, естественность [6];

- потворствуют своим желаниям, могут проявлять беспринципность, игнорировать свои обязанности, избегают трудностей;

- критичны, холодны, точны, объективны, недоверчивы,  непреклонны;

- выдержаны,  мотивация умеренная: работать «на износ» не будут, могут перекладывать обязанности, не планируют свою жизнь, плывут по течению;

 - сознание очень материализовано, большая зависимость от материальных благ, свойственны карьеризм, протекционизм;

- высокое принятие себя и других, вне зависимости от достоинств и недостатков, самоуверенность до самонадеянности;

- профессиональная деятельность не является главным содержанием их жизни, также не являются значимыми ни семья, ни семейные проблемы, ни её благополучие, общественная жизнь и деятельность совершенно не привлекательны, если не подкреплены материальным интересом.

 

Библиографический список

 

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 447 с.
  2. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М. : АПРЕЛЬ-ПРЕСС, 1999. – 406 с.
  3. Маркелов В. И. Взаимосвязь показателей самоактуализации и индивидуально-личностных свойств у студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук.  – Москва, 2013. – 23 с.
  4. Олешко Т. И. Типологические особенности конституционально заданных эмоционально-волевых качеств личности подростка : автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ставрополь, 2006. - 18 с.
  5. Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевой регуляции : монография / М. В. Чумаков ; Курган. гос. ун-т. - Курган , 2005. - 168 с.
  6. Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации : монография / Е. Ф. Ященко; Юж.-Урал. гос. ун-т. – Челябинск, 2005. – 382 с.
  7. Heidi Keller Die Rolle positiver Emotionen in der frühen Sozialisation. Psychotherapeut 2 – 2009. (Springer Medizin Verlag 2009). S. 101–
  8. Petra Badke-Schaub, Gesine Hofinger, Kristina Human Factors. Psychologie sicheren Handelns in Risikobranchen. Springer Medizin Verlag Heidelberg 2008. –  335 s.

 

Данная статья опубликована автором в "Сибирском педагогическом журнале" №1. Выход номера 25 февраля 2016г., стр. 111. Статья имеет гриф ВАК.



Просмотров: 675
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Знакомство (по результатам встречи психологической группы)
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Из анализа группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь».
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Приручить стыд. Ценность терапевтической группы.
  • Группы смерти в социальных сетях: чем опасны и как действуют?
  • Портрет подростка группы "Суицид"
  • Подростковые психологические группы: разница в возрасте
  • Интегративная супервизия. Организация группы.
  • Мистерии метафизического карнавала Эдмунда Шклярского [жизнь под музыку группы Пикник]
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • Про психологические и психотерапевтические группы
  • Психологическое бесплодие. Как помочь? Группы психологической поддержки
  • Важно ли посещать психологические группы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь