|
Из анализа группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь».Автор статьи: Рогожников Егор Викторович
Анализ группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь» Профессиональный опыт Чему научился, как профессионал в группе (у терапевта, других участников группового процесса). У терапевта:
У других участников группового процесса:
Что узнал о функционировании терапевтической группы. Теоретическая часть семинара посвящена установлению правил жизни группы, обозначению основных сущностей и феноменов с которыми и, благодаря которым будет протекать групповой процесс. Ознакомление с сущностями терапевт производит посредствам определений, образов, символов и метафор на достаточно абстрактном уровне, что ведёт к оживлению этих сущностей и благодаря чему каждый из участников группы может найти в своём опыте соответствующее переживание и погрузиться в него. Образы и определения, являемые терапевтом, создают терапевтическое поле, пространство, в пределах которого и происходит жизнь группы. Для воздействия на групповые, индивидуальные и межличностные процессы в группе терапевт достаточно часто использует цитаты, притчи, анекдоты, что воспринимается участниками не столько как директивное влияние терапевта, сколько как особый контекст, располагающий к определённым внутренним переживаниям и внешним действиям. Примерами терапевтических сущностей и феноменов от Алексейчика, являются такие как: жизнь, дух, душа, здоровье, болезнь, цельность, единство, прощение, благодарность, вечность, время, приятие, свобода, ответственность и др.. Уже, на теоретическом этапе группы, активизируются внутренние процессы участников, связанные с переживанием и осознанием образов, являющихся, благодаря искусному владению словом терапевта. В групповом пространстве создаётся атмосфера доверия, единения, безопасности, открытости. С помощью правил терапевт устанавливает условия, в которых, в последующим будет проходить работа. Основные условия ИТЖ:
Апостол Петр: мне все позволено, но не все полезно! Я могу обладать всем, но не все обладает мной...Свобода – не воля, не своеволие…
В процессе знакомства, участники представляются, называют свое имя, образование, текущую профессиональную деятельность, озвучивают свои актуальные личную и профессиональную проблемы, с которыми они хотят поработать на группе. На этапе знакомства участников группы, терапевт отмечает, кто на кого и как реагирует, какие и каким образом паттерны одного участника провоцируют реакции другого, схожие проблемы участников. Участника, вызвавшегося проработать свою проблему, терапевт просит, найти в группе людей, похожих на непосредственных участников проблемной ситуации, выбрать из группы себе терапевта. И пережить в настоящем времени, здесь и сейчас, проблемную ситуацию из прошлого, не просто рассказать, поделиться, а через непосредственные действия прожить актуальную проблему. Зачастую, для повышения интенсивности, действенности участников, терапевт усугубляет кризис, провоцируя участников к конкретным действиям, являя собственный пример, рассказывая притчи и анекдоты, соответствующие ситуации, воздействует физически, переводя на деньги, которые в данном случае являются символом и воплощением тех или иных переживаний и феноменов, таких как благодарность, чувство вины, прощение, ответственность и др. С помощью денег терапевт привносит конкретику в происходящее, материализует переживания участников, усиливает кризис, измеряет, соотносит, сравнивает… Благодаря действиям терапевта и участников группы, по созданию и усилению кризиса, создаётся такая ситуация, когда участник, решающий свою проблему, подводится к определённому порогу (пределу), за которым возникает инсайт, приводящий к осознанию и пониманию проблемы, параллельно с этим, либо за этим участника подводят к тому, чтобы тот смог проявить те качества и свойства, которые необходимы для преодоления и разрешения актуальной проблемы, для проживания ситуации по новому, для проявления спонтанности и разнообразия реагирования, что по одному из определений терапевта, является признаками психического здоровья человека. Одним из результатов является выброс и переживание эмоций вытесненных или подавленных в прошлом, зачастую наступает катарсис, что приводит к разрешению проблемы не только на интеллектуальном уровне, но и на эмоциональном и на соматическом уровне, освобождая зажимы и скованности, возникшие и присутствовавшие в теле до разрешения проблемной ситуации. Узнал о факторах, которые способствуют эффективной работе группы: совместность, сплоченность, интенсивность, действенность, вовлеченность, открытость, сущностность, отождествление, сопереживание, сочувствие, актуальность (здесь и сейчас) и др. Узнал о существовании четырех стадиях групповой динамики: 1. Начальная стадия – «детство» 2. переходная стадия – «юность» 3. продуктивная стадия – «зрелость» 4. завершающая стадия – «преклонный возраст» Т.е. группа, как целое проходит через эти четыре стадии соответствующие развитию отдельного человека, каждой из стадии свойственны те или иные особенности. Например на первой стадии меньше ответственности участников, больше терапевта, на данной стадии роль терапевта ведущая, направляющая, регулирующая, а на последующих стадиях активная роль терапевта снижается, а роль участников и их ответственность за происходящее увеличивается. Узнал, что процессы в группе происходят одновременно на трех уровнях:
Что помогало (мешало) включаться в жизнь группы Помогало: вовлеченность в происходящее, которая достигалась засчет принятия и погружения в проблемы и чувства других, сопереживание, отождествление с происходящим, пропускание происходящего через себя. Мешало: зацикленность на собственных мыслях о том правильно или неправильно то , что со мной сейчас происходит, страх ошибиться, страх совершить несвоевременный и неуместный поступок и быть осужденным. Закрытость в выражении собственных чувств и мыслей. Неумение делиться собственным пониманием и переживанием происходящего. Что способствовало (препятствовало) решению проблем в группе. Способствовало: условия создаваемые терапевтом, его забота и участие в создании пространства, которое способствовало проявлению актуальных чувств участников, внутреннему поиску и раскрытию того, что для человека важно и значимо. Благодаря собственной духовности, душевности, честности, активности терапевт задавал определенную планку, которой хотелось соответствовать в силу своих возможностей и ограничений. Действенность участников группы, их смелость и решительность в самораскрытии и выражении собственных чувств, мыслей, доверие участников терапевту и процессу психотерапии. Препятствовало: недостаточный опыт участия в психотерапевтических группах, боязнь терапевта связанная с мифологизацией его личности и способов воздействия, желание сделать лучше, чем можешь сделать исходя из своих текущих возможностей – установка либо хорошо, либо никак…Мысли о том, как то, что я хочу сделать здесь и сейчас может отразиться на дальнейших взаимоотношениях с тем или иным участником группы – как проявление недостаточной зрелости. Оценочный взгляд на происходящее. Недостаточное знание психологии и психотерапии, как процесса с его динамикой и особенностями протекания. Недостаточный уровень духовности и узость мировоззрения и мировосприятия. Неумение и нежелание видеть жизнь глубоко и многогранно, а вместо этого воспринимать жизнь плоско, упрощенно, однозначно. Место и роль терапевта в группе, его отношения с участниками. Для меня роль терапевта заключалась в том, чтобы быть для нас проводником, а иногда и «пастухом» в мир духовной и душевной жизни. Собственным примером и примерами из жизни других великих людей, терапевт задавал высокие стандарты честности, духовности, человечности. Его забота и внимание были направлены на помощь участником в осознании и осмыслении глубинных особенностей развития жизни участников, того как мы формируем свою реальность, как мы взаимодействуем с другими, какие наши действия и поступки приводят к тем или иным последствиям, а наше отношение к жизни, с жизнью, создает из нас тех, кто мы есть. Выбор, что с этим делать, остается за участниками, терапевт лишь указывает на возможные варианты, альтернативы. Отношения терапевта с участниками были очень динамичными, принятие терапевтом нас такими, какие мы есть, забота о нас, проявление любви к нам служило гарантией нашей безопасности и в то же время его однозначная позиция по отношению к нашей ущербности, тупости, греховности позволяло ему действовать и воздействовать на участников прямо и зачастую болезненно, но безусловно ответственно и с пользой для нас. Его умение видеть, увидеть, а часто и предвидеть то, что стоит за тем или иным действием, поведением и, какие будут последствия, предполагает, что терапевт смотрит на ситуацию с разных перспектив, как бы через различные «фильтры», например глазами учителя, врача, непосредственного участника группы, наблюдателя, психотерапевта, родителя, ребенка, духовного наставника и др. Что позволяет ему воспринимать многогранность происходящего и раскрывать ее участникам. Насколько полученное соответствовало моим ожиданиям Полученное мною от группы превзошло все мои ожидания, до данной группы у менял был опыт участия в группе Алексейчика А.Е., где я находился за кругом. Присутствие в кругу значительно отличается от нахождением за кругом. Интенсивность переживания и включенность в кругу существенно выше. В некоторые моменты у меня было такое ощущение, что я нахожусь на пределе своих душевных возможностей, что меня вот - вот разорвет душевная боль… На интеллектуальном уровне большую часть группы я находился в тупике, не зная что делать в тот или иной момент, не понимая, что сейчас происходит и как мне с этим быть. Опыт, который я получил, по осознанию своей ограниченности, закрытости, немощности послужил толчком к трансформации моего самовосприятия, восприятия других и жизни в целом. Переживание собственной духовной недоразвитости привело меня в ужас относительно способа моего бытия с одной стороны, а с другой стороны расширило мое видение того, что вообще есть жизнь в своей глубине и многообразии, целостности, непредсказуемости, духовности и душевности. Благодаря участию в группе я осознал, как невероятно мало я знаю, еще меньше умею, а еще меньше делаю для изменения собственного мировоззрения и помощи другим.
Личный опыт:
Степень моей включенности в жизнь группы была высокой на уровне внутренних переживаний и сопереживаний, я глубоко и интенсивно переживал, болел за других участников, вместе с ними, но степень включенности, выраженная в непосредственных действиях, была очень низкой, причины моей низкой активности вижу в следующих личностных установках и убеждениях:
Насколько мой способ жизни в группе отражал мою повседневную жизнь: В аспекте активности, выражения во вне, действенности - мой способ жизни в группе полностью отражал мою повседневную жизнь. Моя позиция не высовываться, наблюдать за происходящим издалека, откладывать важные решения и действия проявилась на группе в полной мере. Проявление на группе таких моих качеств, как нерешительность, трусость, боязнь ошибиться, подавление собственных чувств, страх открыться другим - сделали мое пребывание в группе невыносимо тяжелым, т.к. то, что я переживалвырывалось наружу, но я сдерживал, а затем сожалел и корил себя за это. В аспекте сопереживания, сочувствия другим участникам группы мой способ жизни в группе отличался от моей повседневной жизни. В повседневной жизни меня мало интересовали проблемы, чувства и боль других людей, а на группе мне удавалось отождествиться с проблемами других участников, почувствовать их боль и страдания и проживать их как свои собственные. Какие проблемы решал в группе насколько продвинулся в их решении. Мой запрос был направлен на работу с собственной нерешительностью и неумением выражать агрессию, гнев. В части работы над нерешительностью мне удалось продвинуться благодаря, тому, что я решился прочитать, поделиться собственным стихотворением на группе, несмотря на сильный страх быть непринятым. Было безумно страшно, но я это сделал, после чего почувствовал облегчение и благодарность к участникам группы и терапевту за поддержку и принятие. В части работы над выражением гнева и агрессии продвинуться не удалось, как и прежде я подавлял эти чувства внутри себя, не позволяя их себе выражать.
Что нового открыл в себе: могу сочувствовать и глубоко сопереживать за других, что чужие проблемы и беды могут настолько сильно мною переживаться, что готов на поддержку и разделение с другими их боли.
Чем жизненный опыт других участников и жизнь в группе обогатили мою жизнь Благодаря участию в группе моя жизнь стала более осознанной, осмысленной, после группы я стал чаще обращать внимание на чувства окружающих меня людей, стал более чувствительным к боли других. Моя жизнь стала насыщенней и интенсивней благодаря тому, что я стал жить не только собственными переживаниями, но и переживаниями своих детей, жены, мамы – это тот опыт, который мне удалось вынести из группы, и перенести в свою повседневную жизнь, за что я бесконечно благодарен терапевту, другим участникам группы и руководству инстита. Бирштонас, декабрь 2011 год
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|