Из анализа группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь».

Анализ группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь»

Профессиональный опыт

Чему научился, как профессионал в группе (у терапевта, других участников группового процесса).

У терапевта:

  • относиться к произносимым словам более ответственно, находить слова сущностные, действенные, побуждающие к переживаниям, к внутреннему поиску, к осмыслению и осознанию, к действию.
  • Принятию группы, себя и своих переживаний, других участников группы такими какие они есть, принятию безусловному, которое зачастую приводило к пониманию того, что стоит за поведением человека, что важного для него в его переживаниях, как он взаимодействует с самим собой и другими.
  • Использованию образов и метафор (цитаты, притчи, анекдоты) для создания определенной атмосферы и условий в группе, для внутреннего поиска и выражения того, что для участников важно
  • Использованию провокаций для помощи участникам в обнаружении таких способов их бытия в группе и в жизни, которые создают трудности в общении с другими, ограничивают их развитие и становление.
  • Определению правил (условий) жизни в группе, позволяющих создать пространство доверия и открытости и способствующих плодотворной работе участников со своими проблемами.

У других участников группового процесса:

  • Позволять выражать собственные мысли и чувства, переживаемые здесь и сейчас
  • Делиться собственным опытом разрешения той или иной проблемы
  • Рисковать, быть более решительным и открытым
  • Позволять себе ошибаться
  • Позволять себе действовать в условиях неопределенности и высокого уровня собственной тревожности
  • Сочувствию и сопереживанию другим участникам группы, восприятию их проблем, как своих собственных, и совместному разрешению этих проблем.
  • Работе с деньгами. Использование денег, как эквивалента выражения тех или иных сущностей для их конкретизации и материализации.
  • Уточнять, конкретизировать запрос, чувства… «Какой помощи просите?» «Как Вам можно помочь?» «К кому именно и какие именно чувства испытываете?»…

Что узнал о функционировании терапевтической группы.

Теоретическая часть семинара посвящена установлению правил жизни группы, обозначению  основных сущностей и феноменов с которыми и, благодаря которым будет протекать групповой процесс. Ознакомление с сущностями терапевт производит посредствам определений, образов, символов и метафор на достаточно абстрактном уровне, что ведёт к оживлению этих сущностей и благодаря чему каждый из участников группы может найти в своём опыте соответствующее переживание и погрузиться в него. Образы и определения, являемые терапевтом, создают терапевтическое поле, пространство, в пределах которого и происходит жизнь группы. Для воздействия на групповые, индивидуальные и межличностные процессы в группе терапевт достаточно часто использует цитаты, притчи, анекдоты, что воспринимается участниками не столько как директивное влияние терапевта, сколько как особый контекст, располагающий к определённым внутренним переживаниям и внешним действиям. 

Примерами терапевтических сущностей и феноменов от Алексейчика,  являются такие как: жизнь, дух, душа, здоровье, болезнь, цельность, единство, прощение, благодарность, вечность, время, приятие, свобода, ответственность и др.. Уже,  на теоретическом этапе группы, активизируются внутренние процессы участников, связанные с переживанием и осознанием  образов, являющихся,  благодаря искусному владению словом терапевта. В групповом пространстве создаётся атмосфера доверия, единения, безопасности, открытости. С помощью правил терапевт устанавливает условия, в которых, в последующим будет проходить работа. Основные условия ИТЖ:

  • Принятие жизни, мира, группы, самого себя, терапевта, принятие – безусловное!
  • Достаточная Истинность – Бог есть истина! «Жить не по лжи»
  • Наша активность. Что такое действительность – это последствия наших действий. Настоящее,  действительное – объединяет, когда действуешь!
  • Свобода. Свободный, значит более здоровый!

Апостол Петр: мне все позволено, но не все полезно! Я могу обладать всем, но не все обладает мной...Свобода – не воля, не своеволие…

  • Ответственность. За все в ответе, за все надо платить, а кто не захочет платить, тому придется расплачиваться… Ответственны друг за друга…
  • Безопасность. Гарантируется тем, что мы вместе, мы друг другу создаем гарантии. Господь по своей благодати гарантирует нам жизнь вечную, но не гарантирует, что доживем до следующего дня…

         В процессе знакомства, участники представляются, называют свое имя, образование, текущую профессиональную деятельность, озвучивают свои актуальные личную и профессиональную проблемы,  с которыми они хотят поработать на группе.

        На этапе знакомства участников группы, терапевт отмечает, кто на кого и как реагирует, какие и каким образом паттерны одного участника провоцируют реакции другого,  схожие проблемы участников. Участника, вызвавшегося проработать свою проблему, терапевт просит, найти в группе людей, похожих на непосредственных  участников проблемной ситуации, выбрать из группы себе терапевта. И пережить в настоящем времени, здесь и сейчас, проблемную ситуацию из прошлого, не просто рассказать, поделиться, а через непосредственные действия прожить актуальную проблему. Зачастую, для повышения интенсивности, действенности участников, терапевт усугубляет кризис, провоцируя участников к конкретным действиям, являя собственный пример, рассказывая притчи и анекдоты, соответствующие ситуации, воздействует физически, переводя на деньги, которые в данном случае являются символом и воплощением тех или иных переживаний и феноменов, таких как благодарность, чувство вины, прощение, ответственность и др. С помощью денег терапевт привносит конкретику в происходящее,  материализует переживания участников, усиливает кризис, измеряет, соотносит,  сравнивает…

         Благодаря действиям терапевта и участников группы, по созданию и усилению кризиса, создаётся такая ситуация, когда участник, решающий свою проблему, подводится к определённому порогу (пределу), за которым возникает инсайт, приводящий к осознанию и пониманию проблемы, параллельно с этим, либо за этим участника подводят к тому, чтобы тот смог проявить те  качества и свойства, которые необходимы для преодоления и разрешения актуальной проблемы, для проживания ситуации по новому, для проявления спонтанности и разнообразия реагирования, что по одному из определений терапевта, является признаками психического здоровья человека. Одним из результатов является выброс и переживание эмоций вытесненных или подавленных в прошлом, зачастую наступает катарсис, что приводит к разрешению проблемы не только на интеллектуальном уровне, но и на эмоциональном и на соматическом уровне, освобождая зажимы и скованности, возникшие и присутствовавшие  в теле до разрешения проблемной ситуации.

       Узнал о факторах, которые способствуют эффективной работе группы: совместность, сплоченность, интенсивность, действенность, вовлеченность, открытость, сущностность, отождествление, сопереживание, сочувствие, актуальность (здесь и сейчас) и др.

     Узнал о существовании четырех стадиях групповой динамики:

1. Начальная стадия – «детство»

2. переходная стадия – «юность»

3. продуктивная стадия – «зрелость»

4. завершающая стадия – «преклонный возраст»

Т.е. группа, как целое проходит через эти четыре стадии соответствующие развитию отдельного человека, каждой из стадии свойственны те или иные особенности. Например на первой стадии меньше ответственности участников, больше терапевта, на данной стадии роль терапевта ведущая, направляющая, регулирующая, а на последующих стадиях активная роль терапевта снижается, а роль участников и их ответственность за происходящее увеличивается.

   Узнал, что процессы в группе происходят одновременно на трех уровнях:

  • Личный (индивидуальный) – то, как я, здесь и сейчас воспринимаю, оцениваю и переживаю происходящее со мной и с другими;
  • Межличностный  – как участники группы взаимодействуют  между собой, кому с кем легче взаимодействовать, а кому труднее, способы взаимодействия участников: сотрудничество, конфликты, противопоставления, единение и т.д.
  • Группы как целостного организма – где сейчас находится группа, в каком направлении двигается, что помогает, а что мешает группе решать проблемы и развиваться, как можно помочь группе, какие необходимо создать условия для повышения продуктивности работы.

 

Что помогало (мешало) включаться в жизнь группы

Помогало: вовлеченность в  происходящее, которая достигалась засчет принятия и погружения в проблемы и чувства других, сопереживание, отождествление с происходящим, пропускание происходящего через себя.

Мешало: зацикленность  на собственных мыслях о том правильно или неправильно то , что со мной сейчас происходит, страх ошибиться, страх совершить несвоевременный и  неуместный поступок и быть осужденным. Закрытость в выражении собственных чувств и мыслей. Неумение делиться собственным пониманием и переживанием происходящего.

Что способствовало (препятствовало) решению проблем в группе.

Способствовало: условия создаваемые терапевтом, его забота и участие в создании пространства, которое способствовало проявлению актуальных чувств участников, внутреннему поиску и раскрытию того, что для человека важно и значимо. Благодаря собственной духовности, душевности, честности, активности терапевт задавал определенную планку, которой хотелось соответствовать в силу своих возможностей и ограничений.  Действенность участников группы, их смелость и решительность в самораскрытии и выражении собственных чувств, мыслей, доверие участников терапевту и процессу психотерапии.

Препятствовало: недостаточный опыт участия в психотерапевтических группах, боязнь терапевта связанная с мифологизацией его личности и способов воздействия, желание сделать лучше, чем можешь сделать исходя из своих текущих возможностей – установка либо хорошо, либо никак…Мысли о том, как то, что я хочу сделать здесь и сейчас может отразиться на дальнейших взаимоотношениях с тем или иным участником группы – как проявление недостаточной зрелости. Оценочный взгляд на происходящее. Недостаточное знание психологии и психотерапии, как процесса с его динамикой и особенностями протекания. Недостаточный уровень духовности и узость мировоззрения и мировосприятия. Неумение и нежелание видеть  жизнь глубоко и многогранно, а вместо этого воспринимать жизнь плоско, упрощенно, однозначно.

 Место и роль терапевта в группе, его отношения с участниками.

Для меня роль терапевта заключалась в том, чтобы быть для нас проводником, а иногда и «пастухом» в мир духовной и душевной жизни. Собственным примером и примерами из жизни других великих людей, терапевт задавал высокие стандарты честности, духовности, человечности. Его забота и внимание были направлены на помощь участником в осознании и осмыслении глубинных особенностей развития жизни участников, того как мы формируем свою реальность, как мы взаимодействуем с другими, какие наши действия и поступки приводят к тем или иным последствиям, а наше отношение к жизни, с жизнью, создает из нас тех, кто мы есть. Выбор, что с этим делать, остается за участниками, терапевт лишь указывает на возможные варианты, альтернативы.

Отношения терапевта с участниками были очень динамичными, принятие терапевтом нас такими, какие мы есть, забота о нас, проявление любви к нам служило гарантией нашей безопасности и в то же время его однозначная позиция по отношению к нашей ущербности, тупости, греховности позволяло ему действовать и воздействовать на участников прямо и зачастую болезненно, но безусловно ответственно и с пользой для нас.

Его умение видеть, увидеть, а часто и предвидеть то, что стоит за тем или иным действием, поведением и, какие будут последствия, предполагает, что терапевт смотрит на ситуацию с разных перспектив, как бы через различные «фильтры», например глазами учителя, врача, непосредственного участника группы, наблюдателя, психотерапевта, родителя, ребенка, духовного наставника и др. Что позволяет ему воспринимать многогранность происходящего и раскрывать ее участникам.

Насколько полученное соответствовало моим ожиданиям

Полученное мною от группы превзошло все мои ожидания, до данной группы у менял был опыт участия в группе Алексейчика А.Е., где я находился за кругом. Присутствие в кругу значительно отличается от нахождением за кругом. Интенсивность переживания и включенность в кругу существенно выше. В некоторые моменты у меня было такое ощущение, что я нахожусь на пределе своих душевных возможностей, что меня вот - вот разорвет душевная боль… На интеллектуальном уровне большую часть группы я находился в тупике, не зная что делать в тот или иной момент, не понимая, что сейчас происходит и как мне с этим быть. Опыт, который я получил, по осознанию своей ограниченности, закрытости, немощности послужил толчком к трансформации моего самовосприятия, восприятия других и жизни в целом. Переживание собственной духовной недоразвитости привело меня в ужас относительно способа моего бытия с одной стороны, а с другой стороны расширило мое видение того, что вообще есть жизнь в своей глубине и многообразии, целостности, непредсказуемости, духовности и душевности. Благодаря участию в группе я осознал, как невероятно мало я знаю, еще меньше умею, а еще меньше делаю для изменения собственного мировоззрения и помощи другим.

 

Личный опыт:

 

  • Степень включенности в жизнь группы

 

Степень моей включенности в жизнь группы была высокой на уровне внутренних переживаний и сопереживаний, я глубоко и интенсивно переживал, болел за других участников, вместе с ними, но степень включенности, выраженная в непосредственных действиях, была очень низкой, причины моей низкой активности вижу в следующих личностных установках и убеждениях:

 

  • проявлять себя может быть не безопасно;
  • открытие себя делает меня уязвимым для других, что может привести к боли - низкий уровень самораскрытия;
  • боязнь того, что при потери контроля над собой, может произойти что-то неприемлемое, страшное и непоправимое;
  • боязнь выражения гнева, ярости, злости – неумение выражать «негативные» эмоции;
  • страх сделать больно себе и окружающим, обидеть кого-либо, навредить кому-либо.
  • боязнь быть непринятым, отвергнутым, изгнанным - низкий уровень доверия себе и другим
  • сравнение, оценивание, соотнесение собственного поведения, высказываний, переживаний с поведением, высказываниями и переживаниями других, по следующим критериям: уместность, своевременность, глупость-умность, искренность, грамотность, решительность, открытость, приемлемость и др. Сравнения чаще не в свою пользу. За вышеуказанным проявляется паттерн, противопоставления себя другим, состязательности, неуверенности в самом себе, выражаемый во внутренней борьбе между хочу сделать и делаю, вытекающий в противоборство с окружающими, с целью доказать своё превосходство.

 

 

Насколько мой способ жизни в группе отражал мою повседневную жизнь:

В аспекте активности, выражения во вне, действенности - мой способ жизни в группе полностью отражал мою повседневную  жизнь. Моя позиция не высовываться, наблюдать за происходящим издалека, откладывать важные решения и действия проявилась на группе в полной мере. Проявление на группе таких моих качеств, как нерешительность, трусость, боязнь ошибиться, подавление собственных чувств, страх открыться другим  - сделали мое пребывание в группе невыносимо тяжелым, т.к. то, что я переживалвырывалось наружу, но я сдерживал, а затем сожалел и корил себя за это.

В аспекте сопереживания, сочувствия другим участникам группы мой способ жизни в группе отличался от моей повседневной жизни. В повседневной жизни меня мало интересовали проблемы, чувства и боль других людей, а на группе мне удавалось отождествиться с проблемами других участников, почувствовать их боль и страдания  и проживать их как свои собственные.

Какие проблемы решал в группе насколько продвинулся в их решении.

Мой запрос был направлен на работу с собственной нерешительностью и неумением выражать агрессию, гнев. В части работы  над нерешительностью мне удалось продвинуться благодаря, тому, что я решился прочитать, поделиться собственным стихотворением на группе, несмотря на сильный страх быть непринятым. Было безумно страшно, но я это сделал, после чего почувствовал облегчение и благодарность к участникам группы и терапевту за поддержку и принятие. В части работы над выражением гнева и агрессии продвинуться не удалось, как и прежде я подавлял эти чувства внутри себя, не позволяя их себе выражать.

 

Что нового открыл в себе: могу сочувствовать и глубоко сопереживать за других, что чужие проблемы и беды могут настолько сильно мною переживаться, что готов на поддержку  и разделение с другими их боли.

 

Чем жизненный опыт других участников и жизнь в группе обогатили мою жизнь

Благодаря участию в группе моя жизнь стала более осознанной, осмысленной, после группы я стал чаще обращать внимание на чувства окружающих меня людей, стал более чувствительным к боли других. Моя жизнь стала насыщенней и интенсивней благодаря тому, что я стал жить не только собственными переживаниями, но и переживаниями своих детей, жены, мамы – это тот опыт, который мне удалось вынести из группы, и перенести в свою повседневную жизнь, за что я бесконечно благодарен терапевту, другим участникам группы и руководству инстита.

Бирштонас, декабрь 2011 год

 

 

 

 



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • О динамической группе, часть 11. Рядом с жизнью других
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • О динамической группе, часть 12. О ролях на группе
  • Мистерии метафизического карнавала Эдмунда Шклярского [жизнь под музыку группы Пикник]
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ
  • Обучение коучингу в группе. Рекомендации ведущим и участникам
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Форматы психотерапии. Какие цели в личке, в группе?
  • Бобы для повышения активности работы в тренинговой группе
  • Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группы
  • Первичное собеседование с участником терапевтической группы
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Что дает участие в психологической группе? Личный опыт ведущего.
  • Клиентская группа. Инсайты участников. Часть №1
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Про установление правил работы в группе. Результаты размышлений и собственного опыта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь