|
Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группыАвтор статьи: Ольга Тузова
Обращение к проблеме консультирования опекунов, как одной из категорий замещающих родителей, обусловлено, во-первых, требованиями практики, и, во-вторых, необходимостью методологической проработки данной темы. Психологические проблемы сопровождения замещающих родителей: опекунов, приемных родителей, попечителей - все чаще обращают на себя внимание и находят отражение в теоретических и эмпирических исследованиях отечественных ученых, таких как Аладьин А.А., Николаева Е.И., Олейник В.В., Ослон В.Н., Фурманов И.А., Япарова О.Г. Однако, несмотря на возросший интерес к данной тематике, недостаток ее методологической проработанности остается достаточно ощутимым. В этой связи нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости методологического обоснования консультирования опекунов старшей возрастной группы, что позволило определить цель данной работы: описать проблемы консультирования данной категории опекунов. В качестве объекта исследования выступили опекуны старшей возрастной группы, предметом исследования явились проблемы консультирования указанной категории граждан. На этапе теоретического анализа было выдвинуто предположение, что существуют, по крайней мере, два вида проблем консультирования опекунов – объективные и субъективные. Субъективными проблемами консультирования выступают возрастные особенности опекунов. Объективной проблемой консультирования можно считать социальную ситуацию данной семьи. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: В качестве методов исследования использовались: Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби. Психологическое исследование проводилось в рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих (опекунских) семей в г. Мурманск. В исследовании приняли участие 20 семей опекунов. Возраст опекунов расположен в диапазоне от 48 до 78 лет. 2 опекуна в возрасте до 50 лет, 1 – до 60 лет, остальные находятся в возрастном диапазоне от 60 до 78 лет. Всего детей, находящихся в условиях замещающей заботы - 20 человек, от 3-х до 17 лет. Из них 1 дошкольник, 9 младших школьников, 7 детей младшего подросткового возраста и 3 юношеского возраста. Анализ документов показал, что все семьи представлены опекунами, являющимися кровными родственниками, 3 семьи бабушками по отцовской линии, остальные семьи бабушками по материнской линии. Из них в полной семье, где есть и бабушка, и дедушка воспитываются только шестеро детей. В 9 семьях опекуны на момент принятия в семью ребенка имели статус вдовы, в 5 семьях состояли в разводе. Высшее образование имеют 5 опекунов, остальные - среднее. Особенностями опекунов старшей возрастной группы выступают, изменения в эмоционально-волевой и мотивационно - потребностной сферах. Например, в возрасте от 50 до 70 лет потребность в самореализации является одной из основных, все респонденты отмечают необходимость в ощущении собственной полезности и значимости для социума. После 70 лет актуализируется потребность в поддержании физического здоровья на приемлемом уровне, а желание участвовать в общественной жизни пропадает.Возрастные особенности опекунов являются значимыми в консультативном пространстве. В частности, следует обращать внимание на такие особенности как задачи возраста, преобладающие психические состояния. Следует помнить, что семейное консультирование опекунов старшей возрастной группы требует особой деликатности, так как семейная психотерапия, как это отмечается в работах З. Г. Эйдемиллера, И. В. Добрякова, И.М. Никольской, не показана в случаях ригидности жизненных установок, особенно связанных с преклонным возрастом. Возможные перемены в функционировании семьи могут привести к психосоматическим расстройствам у пожилых людей и даже к смерти. [3] Анализ запросов клиентов старшей возрастной группы так же имеет свою специфичность. Как известно, семья обращается за консультированием вследствие дисфункции удовлетворения основных потребностей ее членов, что находит свое отражение в симптоматичном поведении ребенка, обусловленного возрастной ригидностью опекунов, их неспособностью адаптироваться к изменяющимся потребностям опекаемых. Однако все запросы опекунов представляют просьбы об оказании влияния на ребенка (подростка), в том, чтобы сделать его более послушным. Типичные фразы опекунов: «Заставьте его уважать меня, больше любить. Хочу, чтобы он меня слушался» и пр. Проблемы консультирования, в связи с вышесказанным, связаны, как правило, с возрастными особенностями опекунов и спецификой семейных отношений. В частности, наличие кровного родства в системе отношений опекун-ребенок обуславливает характерные для опекунских семей проблемы. Среди них можно выделить такие как: неудовлетворительное психоэмоциональное и психофизическое состояние опекунов, материальные затруднения, незавершенные задачи острого горя, вызванные смертью либо социальным неблагополучием собственных детей, а также расширение сферы родительских чувств, что ведет к путанице семейных ролей, страх «потери» ребенка, проекция собственных нежелательных качеств на детей, чрезмерно выраженная «нормативность» жизни семьи и взаимоотношений в ней, устойчивость уклада семьи, низкий уровень семейной и психологической культуры. Не справляясь с воспитанием, бабушки выбирают доминирующую гиперпротекцию с элементами повышенной моральной ответственности на фоне эмоционального отвержения ребенка, что увеличивает напряжение и дискомфорт в семье. В этих семьях у детей отмечается заниженная самооценка, недовольство опекуном и собой, нарастание тревожности, снижение уровня притязаний, рост сомнения в своих возможностях, снижаются личные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий, либо к протестным реакциям, вынуждая опекунов к поиску ресурсов вне пределов семьи. Совокупность перечисленных проблем не позволяет детям развить способности и интересы, затрудняет их социальную адаптацию и как следствие получить качественное образование. Все перечисленные факторы нарушают нормальное течение жизнедеятельности семьи, препятствуя решению возрастных задач развития детьми, и являются точками приложения для коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с семьей. Таким образом, проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы можно представить с двух сторон: Исходя из обозначенных проблем нами разработан ряд рекомендаций, который позволит выстроить стратегию процесса психологического консультирования опекунов на перспективу. При организации консультативного пространства на всем этапе психологического сопровождения важно использовать нерефлексивное слушание, с целью снятия у опекунов избыточного напряжения и тревоги. Необходимо применять психологическое поглаживание, поиск и взращивание ресурса клиента. В качестве примера приведем фрагмент консультации опекуна 72 лет (образование среднее, вдова, последние 12 лет не работает). Пришла в центр за помощью, поскольку не понимает что случилось: внучка (10 лет) стала плохо учиться, грубит, к психологу идти не хочет, говорит «Тебе надо ты и иди». ……… Психолог: Как ваше здоровье? Опекун: Сердце пошаливает. Психолог: Что с этим делаете? Опекун: Бросила курить в прошлом году. Внучка настояла, чтобы я бросила, боится за мое здоровье. Психолог: Восхищаюсь вами, расскажите, как вам удалось сделать это? Опекун: Положила папиросы на стол и сказала себе, что я больше не курю. Очень трудно было, но я терпела, семечки щелкала, когда очень сильно хотелось курить. А через неделю подруга старшей дочери принесла мне книгу Аллана Карра "Легкий способ бросить курить", я читала ее и мне помогло. Психолог: Вы любите читать? Опекун: Да. ……… В данном фрагменте консультативной работы показано как психолог применяя психологическое поглаживание взращивает самооценку клиента («Восхищаюсь вами…»), с помощью техники ободрения, рефлексивного слушания, постановки вопросов, исследует ресурсы клиента («…расскажите, как вам удалось сделать это?»). Диагностика семьи будет эффективнее, если использовать семейную генограмму, что, с одной стороны позволяет проследить историю семьи, семейный сценарий, мифы семьи, повторяющиеся паттерны взаимодействия. С другой стороны, при помощью данного метода актуализируется собственный опыт детско-родительских отношений опекуна, что является для него возможностью к переосмыслению своих установок по отношению к опекаемому. Генограмма так же может служить инструментом к наполнению жизни опекуна смыслом, позволяет ему увидеть свою жизнь как нечто целостное, непрерывное, взаимосвязанное и переоценив ее, подвести итоги. В ходе сопровождения опекунских семей были сформулированы следующие правила: Следует отметить, что в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи консультирование опекунов старшей возрастной группы является составной частью работы команды специалистов: психологов, социальных работников, социальных педагогов, специалистов отдела охраны прав несовершеннолетних, учителей, администрации школ и детских садов. Очевидно, что обозначенная проблема нуждается в дальнейшем теоретическом и практическом осмыслении. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|