Стратегия психологического консультирования с помощью электронной почты - Кибер-психотерапия

 

Знамением нашего времени является ускорение и многообразие коммуникаций. Интернет за последние 10 лет стал существенным сегментом человеческой культуры. В нем предоставлены принципиально новые возможности не только в сфере распространения информации, но также инструменты, которые могут быть использованы для разрешения психологических проблем и облегчения эмоциональных страданий потенциальных потребителей консультативных услуг. Мы рассмотрим один из таких инструментальных видов помощи, который в мировой практике получил различные названия – e-mail – психотерапия, виртуальная психотерапия, кибер-терапия и проч.

 

Именно опыт подобной деятельности является предметом настоящей статьи. За год практики в качестве Сетевого психотерапевта, нами осуществлялась консультативная работа в формате e-mail с обратившимися за помощью более чем 100 респондентами. Время подвести предварительные итоги, поделиться наблюдениями и предложить возможные практические рекомендации, не претендующие, впрочем, на окончательный менторский авторитет.

Запрос

Преобладающим поводом для обращения является эмоционально фрустрирующая ситуация. Наиболее распространенным сюжетом являются затруднения в межличностных отношениях. Проблемы одиночества и застенчивости, переживание неблагоприятных факторов окружения на работе и в семье – эти мотивы доминируют над запросами, относящимися к личностному росту или совсем уже редко встречающимися информационными запросами.


Контингент

Процентное соотношение респондентов по полу было практически одинаковым, что контрастирует с нашим опытом очного консультирования, в котором на ¾ преобладают женщины. Возможно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что при тенденции чаще обращаться за психологической помощью, в настоящее время женщин – пользователей в Рунете примерно в 10 раз меньше, чем мужчин. Возрастной диапазон респондентов варьировал от 15 до 50 лет, средний возраст – от 20 до 30 лет.

Процесс

Консультирование, представлявшее собой обмен месседжами (посланиями по электронной почте) в большинстве случаев ограничивалось тремя-четырьмя взаимо-сообщениями размером 6-8 строк. Переписка большего объема и большей длительности происходила не более чем в 10% случаев. Темп консультативного процесса был достаточно интенсивным, то есть почти всегда обмен посланиями происходил в течение суток.


Эффективность

Для оценки эффективности нашей деятельности, спустя месяц после получения последнего месседжа от клиента, нами отправлялся стандартизованный опросник. Анализируя обратную связь, следует признать, что ответы пришли менее чем на половину разосланных вопросников. При этом большая часть содержит положительную оценку происшедшего процесса консультирования, средний балл в ответе на вопрос о степени удовлетворенности ожиданий составил 60-70%. Случались и ответы откровенно разочарованного содержания, они оставляли примерно 1/10 от полученных ответов. Достоверное большинство респондентов отрицательно отнеслись к перспективе оплаты консультирования.

Ниже мы приводим пример ответа – заполненного вопросника.

1. Сколько Вам лет: 26

2. Ваш пол: женский

3. Обращались ли Вы в прошлом к психологу или психотерапевту: Да, также психологические группы.

4. Вы пользуетесь Интернетом дома или на работе:. Дома, на работе

5. Можно ли сказать, что на момент обращения к нам, Вам было действительно

плохо: Было ощущение, что я в западне. Можно конечно и там жить, но качество жизни ….

6. Что Вы ожидали обращаясь за помощью: Понимания

7. Были ли Вы разочарованы нашим ответом: Нет.

8. На сколько процентов оправдались Ваши ожидания после получения ответа от

нас: 80 %.

9. Последовали ли Вы рекомендациям, если таковые содержались в нашем ответе: В моем случае было вразумление, которому я вняла.

10. Продолжаете ли Вы переписываться с нами в настоящее время: Нет

11. Если бы Вы получили иной ответ, продолжали бы Вы переписываться с нами:

В случае если бы разговор перешла на анализ личности.

Накопилось много ситуаций, в которые постоянно попадаешь.

12. Исключаете ли Вы для себя возможность вновь обратиться к нам за

помощью: Замучила бы совесть, было бы легче не чувствовать себя обязанной, а иметь возможность заплатить.

13. Порекомендовали бы Вы нас своим друзьям, будь у них возможность

пользования Интернетом: Наверное, да.

14. Как бы Вы отнеслись к введению системы разумной оплаты психологических

услуг в Интернете: Приветствовала бы. Я могу платить 2$ за каждый ответ.

15. Что бы Вы могли конкретно нам пожелать и порекомендовать в нашей

дальнейшей деятельности? ......

 

Технология

Как и в традиционной кабинетной психотерапии, консультант является адресатом запроса. Первый месседж потенциального клиента мы называем «инициальным посланием» и разделяем их на два типа.

Первый тип состоит из короткой фразы, порой из двух слов, например - "«депрессия, помогите». Тональность посланий первого типа варьирует от степени отчаянного крика до нейтральной констатации факта. Второй тип инициального послания представляет собой развернутое письмо, с массой подробностей, иногда даже с приложениями данных обследований, результатов тестов и проч. Соответственно тактика Сетевой помощи при этих двух типах, будет различной. Интересно, что по мере возникновения устойчивого сетевого контакта, под которым мы понимаем обмен посланиями с наиболее распространенным интервалом в одни сутки с перерывом на выходные, методы помощи перестают так сильно отличаться друг от друга и на отдаленных этапах, примерно через 3-4 письма, они становятся практически неотличимыми друг от друга.

Работа в инициальной фазе должна включать в себя несколько компонентов. В ответном письме, каким коротким бы оно ни было, следует уверить автора, что он попал именно по месту назначения, что в любом случае попытка помощи будет предпринята

в случае очевидной ошибки (письмо педагогического или юридического содержания следует переадресовать автора, указав ему те или иные возможные источники ответов)

письмо должно вызвать у человека ощущение того, что он действительно понят или специалист делает все, чтобы наилучшим образом обеспечить это понимание

письмо должно вызвать надежду письмо должно побудить человека к ответу.

Это общие требования. Затем, в зависимости от того, к какому типу – условно короткому или длинному относится инициальное послание, целесообразны следующие приемы.

В инициальной фазе первого типа следует вчитаться в каждое слово, попытаться представить ведущую мотивацию автора – отчаяние или любопытство, и, в своем ответном письме попросить уточнить – что имелось автором в виду под тем или иным словом. Здесь уместно прямое цитирование, по формуле. Когда Вы пишите «....» что вы имеете в виду? Возможно, не так уж необходимо просить указать пол, возраст, место жительства, давность стрессовой ситуации в первом ответном письме. Просьба просто уточнить или определить слова – «любовь», «невроз», «проблемы» без поспешного сбора формальных сведений оказывается весьма полезной по двум соображениям.

Первое. С самого начала предполагается незыблемый и основной принцип мейл-терапии – консультируемый в значительно большей степени, чем при личных встречах несет ответственность за свои слова, за их корректный и точный выбор. Ведь здесь отсутствуют интонации, тембр, невербальные каналы контакта, представлен лишь текст. И работа в том направлении, чтобы текст вначале максимально полно и истинно отражал сущность состояния человека, а затем, в результате консультирования, становился терапевтическим фактором – именно это и составляет суть Сетевого консультирования. Драгоценность написанного слова является основной установкой консультанта и постепенно прививается, становясь очевидной для сетевого клиента.

Второе соображение в пользу воздержания от немедленного сбора информации состоит в том, что Сетевое консультирование представляет собой форму терапевтического альянса, когда оба участника сначала выбирают совместное поле деятельности, методы, возможности и лимиты. Участники альянса равноправны и степень доверительности, проявляющаяся выбором объема открываемой информации определяется клиентом. Об успехе данного подхода можно судить по тому, что в ответ придет более детализированное письмо, подтверждающее или опровергающее первичные предположения консультанта.

При втором, «длинном» типе инициального послания, из него следует выделить наиболее стрессовые моменты, болезненные точки, ключевые фразы и строить свой ответ исключительно вокруг них. Так как в послании и без того содержится избыток информации, здесь следует целенаправленно сузить поле взаимодействия, вычленив из большого текста то, что может быть собственно предметом консультирования. Иногда это могут быть внешне не самые впечатляющие фразы. В этом случае ответ должен быть настолько короче, насколько нам желательно получить реплику респондента. Как показывает опыт, второе письмо в этом типе соответствует по своему объему ответу специалиста. Клиент в данном случае может быть несколько разочарован, зато он приобретает реалистическое представление о возможном объеме оказываемой помощи.

Мы подробно остановились на стратегии работы с инициальными посланиями, так как она, в отличие от традиционной кабинетной терапии, где первые встречи зачастую представляют собой прелюдии к дальнейшей работе, в виртуальном формате ультимативно определяет степень эффективности всего процесса. Так происходит потому, что мейл-терапия, почти всегда неотложная терапия, фокусированная на оптимизацию сравнительно узкой по отношению ко всему спектру личности «проблемной сферы».

Трудно рекомендовать стереотипы длительной работы средней фазы терапевтического процесса. Здесь мы можем предложить лишь предварительные соображения. В ряде случаев вполне оправдана предоставляемая клиенту возможность «выплакаться» в условную, однако персонализированную «пустоту виртуального мира». Обнадеживающие результаты получены при использовании практики повседневных поведенческих заданий с последующим обсуждением успеха или неудач. Значительно менее эффективна психодинамическая парадигма. Это связано с явлениями неконтролируемого трансфера которому в формате «почтовой терапии» затруднительно придать позитивно терапевтическое звучание. В этих случаях респондент (ка) от обсуждения своих проблем и исследования путей их разрешения начинает в своих посланиях все больше места уделять предположений или вопросов относительно позиции и личности своего консультанта. Как показывает опыт, для предотвращения перерождения кибер-терапии в заурядный «виртуальный роман» специалисту следует чаще возвращать клиента к первоначальному запросу или его адекватному пере формулированию на текущий момент. При этом нередко возникает сопротивление, которое может привести к окончанию терапевтического взаимодействия.

В качестве самого общего принципа, имплицитно пронизывающего консультативную деятельность, мы пользуемся парадигмой, имеющей источником вековую мудрость Экклезиаста - "Нет ничего нового под луной". Так, для невротика характерен следующий сюжет психической активности: "Я такой же как все или хочу быть не хуже других. А вот моя ситуация необычна и мучительна, так почему это случилось со мной?" Так вот в процессе мейл-терапии происходит постепенная смена «центра тяжести дистресса» и выстраивается следующая терапевтическая стратегическая ось - "Наоборот. Ваша личность глубоко необычна, драгоценна и абсолютно неповторима. А вот ситуации, которые происходят с нами, представляют собой клише, встречающиеся в природе с разной степенью частоты. Все, что Вы переживаете, уже наверняка было с кем-то другим. Давайте подумаем, как те люди справлялись с подобным опытом и как можете Вы принять этот вызов Судьбы".

В данной терапии нет завершающего этапа. Консультирование заканчивается, когда клиент перестает писать. Из этого факта напрашиваются три вывода. 1) Клиент разочаровался в терапии; 2) Клиент успешно разрешил свои проблемы; 3) Мотивации и ресурсы клиента оказались недостаточными для прохождения терапии. Для выяснения какой из этих вариантов имел место, и получения обратной связи мы настоятельно рекомендуем через месяц после последнего месседжа клиента направить ему послание с вопросом о том, насколько изменились внутренне и внешние факторы, побудившие его обратиться за помощью и просьбой оценить эффективность оказанной помощи. Иногда подобное послание специалиста вызывает позитивные эмоции клиента и побуждает его к продолжению мейл-терапии.

Заключение: Диспозиция клиента

Препятствием для получения классической психотерапии служит либо отсутствие качественной информации, либо недоверие, возникшие в результате неудачного опыта терапевтического взаимодействия «в реале», либо отсутствие средств. Косвенным подтверждением последнего обстоятельства служит тот факт, что абсолютное большинство респондентов пользуются компьютером на работе, то есть в рабочее время и бесплатно. Безусловными преимуществами мейл- терапии для клиентов является ее легкая достижимость, бесплатность, анонимность и отсутствие каких-либо обязательств по отношению к консультанту.

Заключение: Диспозиция консультанта

Для специалиста, особенно начинающего, опыт осуществления мейл-терапии с ее такими особенностями как высокая степень эмоциональной насыщенности, зачастую драматичность, возможность четкого отслеживания происходящего и постепенный подбор наилучшей стратегии, может оказаться весьма ценным в познании мотиваций судьбы и личностных путей выхода из кризисных ситуаций.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Он-лайн терапия

(дайджест статьи Marylin Elias в газете USA TODAY May 17, 2001)

Пять лет назад в Интернете практиковали всего 6 специалистов, теперь более 500 по данным сайта Metanoia.org . Среди них большинство психологов, лицензированных социальных работников, семейных консультантов и лишь несколько психиатров. 90% консультирования осуществляется посредством электронной почты. Клиенты посылают месседжи в любое время суток, консультант отвечает через день-два. Примерная оплата – 200$ за месячный срок при неограниченном числе посланий. Иногда терапия осуществляется в режиме чата и представляет собой обычный 50-минутный сеанс. Небольшое число терапевтов применяют в работе аудио и видео-камеры. Е-терапия не предназначена ддля людей с серьезными ментальными расстройствами, такими как шизофрения и биполярная депрессия. Медикаменты при этом не назначаются. Преимущества такого рода терапии: идеальна для путешественников и бизнес-занятых людей, меньшая стоимость, когда одно полание обходится в 25-50$, в то время как обычный терапевтический сеанс 125-165 $, более быстрый контакт, потому что некоторым легче раскрыть себя перед экраном монитора чем с глазу на глах по данным Patricia Walles “The Psychology of Internet”, привлекательно для тех, кто стыдится своих проблем, например жертв детских сексуальных домогательств или физических уродств. В числе негативных сторон Е-терапии – невозможность оценить суицидальный риск, в то время как “Сеть переполнена депресивными людьми”. Также невозможно оценить квалификацию специалиста и эффективность терапии. Эта терапия лючше всего подходит для клиентов с фокусированной, специфичной, ясно очерченной проблемой, при которой могут помочь бихевиоральные техники. Следует учитывать, что здоровье, в том числе и психическое стоит среди приоритетных тем для людей, ищущих информацию в Сети. Они уже именуются “киберхондриками”. Инициатор сайта beliefnet.com Marta Ainsworth считает, что е-терапия поможет, если вы: комфортно ощущуете себя в Сети, можете экспрессивно описать свои чувства, честны с собой и терапевтом, принимаете ответственность за участие в процессе. Это не лучший выбор, если вы: в серьезном кризисе, не умеете долго и выразительно описывать свое состояние, склонны утаивать от терапевта часть информации, не готовы полностью участвовать в процессе роста и исцеления.

Приложение 2: КИБЕРДИАЛОГИ

Согласно нашей концепции терапевтического взаимодействия, см. на сайте http://epifany123/chat.ru , мы обозначаем клиента как СТРАННИКА, а помогающего специалиста, как СПУТНИКА. Итак, перед Вами несколько десятков терапевтических диалогов, осуществлявшихся в течении 2000 года. Имена и обстоятельства изменены. С.А.

Диалог 1


СТРАННИК: Проблемы общения на работе. Неуверенность в себе. Одиночество. Неверие людям при удивительной одновременно "глупости". Агрессия на людей, неумение играть свою социальную роль, вернее нежелание играть и врать. А не врешь и шагу ступить не можешь, т.к. понимаешь, откуда тебе подзатыльник дадут. Обещаю писать честно. Я готова к самым неприятным разговорам. Хочу найти профессиональные ответы на мои вопросы. Аня 

СПУТНИК: Господи, Ань, послушать - так одни проблемы :-) Проникся! Если Вы готовы к работе, так давайте начнем не с этого. А с позитива. Переформулируем так - что есть в Вас хорошего на сегодняшний день? И, второе, желаемый идеал - опишите его (ее) со всеми возможными подробностями, на которые Вы не поскупились, описывая свои "незадачи". С уважением, док

СТРАННИК: Позитив... его хватает. Т.е. изначально я всех обожаю, но это обожание мимолетное, я раздражаюсь на людей, потом виню себя, что не должна была раздражаться. Я понимаю, что, наверное, я просто себя ломаю и из вспыльчивой перековываю в серьезную и молчаливую. Не знаю. Наверное, я просто не умею выходить из конфликта. Да вот такой     вопрос: как разрешить внутренние противоречия в случае, если ты, анализируя ситуацию не доволен своим поведением и понимаешь, как должен был поступить. Но: - в следующий раз поступаешь по-старому - знаешь, как лучше сделать в этой ситуации вообще, а не применительно к собственным возможностям, т.е. возникает чувство неудовольствия собой, понимаешь, что тут надо сделать так-то начинаешь делать, и понимаешь, что запутываешься, что не получается. Ну, например, произошел конфликт с коллегами на работе, я понимаю, что в определенный момент нужно "надавить", а у самой внутри слезы и сопли, какое там давление – сплошное упадничество. Но выглядеть кваксой тоже не хочется, в итоге выходишь из конфликта тупо - либо упрямым высокомерным молчанием, либо оскорбляешь партнера - итог - ты в проигрыше. Наступишь себе на самолюбие неумно - и в итоге - ты раздавлен обществом, т.е. баланс всегда должен оставаться за тобой, а что если эмоции через край! и при том негативного уничижительного, обидного характера, в итоге загоняются эти подлюки внутрь и там уже шалят!!! В конце месяца - обязательно срыв и мысли о том, что жить осталось недолго и впереди ничего хорошего. Раньше я была совсем глупая, только сейчас приходит понимание, что каким-то хитрым образом я научилась манипулировать своими эмоциями используя мозг в качестве трансформатора. Все это неплохо, но теперь мне нужно их - эмоции – очень жестко контролировать, потому как реакции у меня уже " ненормальные", "неадекватные". В итоге там, где можно обойтись дружеской беседой - у меня - сплошной напряг. Общаться - то с людьми все равно приходится, а это приносит истинное мучение.  Хотя есть, конечно, и некоторый положительный опыт общения, но он в основном с умными, т.е. изначально самостоятельными владеющими техникой общения людьми. Если же человек некоммуникабелен и при этом весьма "силен", разговорить его - для меня - непосильная задача. Почему-то проблемы меня действительно волнуют больше, т.к любые противоречия интересны, но я думаю вы со мной согласитесь, венец удовольствия от распутывания противоречий - найти закономерность. Вот для этого я и хочу с Вами пообщаться. Аня.

СПУТНИК: Здравствуйте Аня. Великодушно извините за задержку с ответом - напряженная основная работа, так что для бесплатной деятельности - ответы на письма - практически не остается физических  возможностей и времени, поэтому и в дальнейшем будут возможны длительные интервалы в нашем процессе "экспресс - помощи". Итак, вам бы хотелось найти закономерность в происходящем с Вами, некоторую ниточку, потянув за которую можно было бы распутать весь клубок противоречий. Что ж, попробуем. Насколько это возможно в формате е-мейла. Сделаем небольшой экскурс в прошлое. Было ли в вашей жизни время, когда Вы были полностью довольной собой? В 5 лет? В 12? В 15? В 18? Знакомо ли Вам это восхитительное чувство внутренней гармонии, когда Вы действительно себя принимаете и любите, когда окружающие, попадая в окружающую Вас "ауру" мирного устроения души, доброжелательности и радости, начинают чувствовать себя необыкновенно уютно рядом с вами и стремятся разделить с Вами это чувство, дорожа временем, проведенным в Вашем обществе? Было ли так, что неизбежные в нашей жизни печали представлялись всего лишь облачками на чистом голубом небе, которые не могли полностью заслонить ясно сияющее и ласково греющее Ваше внутреннее солнышко? И я возвращаюсь к позитиву... Вспомните пожалуйста, то время, когда Вы были рады самой себе и окружающему Вас миру... Когда не приходилось ни о чем жалеть, потому что все чувства и поступки НЕ ОТСЛЕЖИВАЛИСЬ И НЕ АНАЛИЗИРОВАЛИСЬ  Вами, потому что были просты и естественны, а потому правильны и безошибочны. Иными словами, если предположить что наша индивидуальная история может быть сопоставлена с библейским архетипом, то давайте мысленно вернемся в состоянии пребывания в раю и постараемся понять, когда же совершилось "грехопадение", после которого пришло нынешнее:

я раздражаюсь на людей, потом виню себя
не умею выходить из конфликта.
возникает чувство неудовольствия собой,



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Я для себя" - что это?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Я знаю, что ты чувствуешь" или как определить, а не сую ли я нос куда не следует
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь