Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования

Автор статьи: Бакай Игорь Юрьевич

Помимо очного и онлайн-консультирования я практикую консультирование клиентов по переписке.
Во многих случаях эта форма работы оказывается наиболее подходящей, если, например, человек испытывает сложные чувства по поводу предъявления своих переживаний и проблем специалисту непосредственно, что называется «глаза в глаза».

При этом, из собственной практики, я заметил, что чаще всего важно не то, о чём клиент пишет, не содержание, а форма, т.е. как он пишет.
В некоторых случаях удивительным образом можно заметить, как разные предложения, отдельные фразы и даже разные, отдельные слова клиента в письме отражают разные части его личности.
Эти части, если приглядеться внимательно, буквально живут в строчках письма.
Испытывают разные чувства и переживания, нередко конфликтуют друг с другом, и даже с самими собой (да-да, в письме иногда прямо видно, как одна и та же часть личности клиента испытывает очень противоречивые чувства, как у неё открываются собственные «подчасти»).
Когда я таким образом смотрю на письма моих клиентов, то вместо слов и строчек начинаю видеть их «внутрипсихические семьи», с которыми строю дальнейшую работу.
Как это выглядит?

Предыдущая моя статья написана от лица человека, переживающего дилемму одиночества и зависимости.
Как быть свободным, но не изолированным от людей?
В первом же предложении видно, что какая-то часть личности автора, по ощущению довольно взрослая, весьма радикально решает этот вопрос.
Она снимает с себя всю ответственность за чувства окружающих людей в пользу максимального внимания, принятия и одобрения любых спонтанных проявлений другой, детской части личности.
Это напоминает взрослого родителя с очень активным ребёнком.
Ребёнок бегает, прыгает, кричит, а родитель, вместо того, чтобы шикать или одергивать, просто не обращает внимание на реакцию окружающих, приняв это решение для себя самого.
Он изолирует себя и своего ребёнка от окружающих.

В тексте видно, что бурная жизненная энергия малыша радует родителя, может быть, заставляет его улыбаться, чувствовать в себе больше энергии жизни, чувствовать себя счастливее.
При этом справедливо и то, что у взрослого есть напряжение.
Он рассуждает о том, как ему защитить ребёнка от возможных негативных реакций окружающих людей, готовит себя к тому, что кто-то, возможно, будет оценивать его ребёнка не лучшим образом, или реагировать слишком бурно, неприязненно, агрессивно.
Со стороны людей может быть всё, что угодно. Так он рассуждает, очевидно, имея за плечами печальный опыт людской недоброжелательности. И хочет максимально защитить малыша.
Даже за счёт радикальной изоляции.

Но дальше по тексту взрослый понимает, что радикально защищая, он что-то теряет.
Он ощущает это, перечисляя чувства, от которых придётся отказаться, чтобы быть готовым ко всему: страх, беспомощность, растерянность, печаль, злость.
Это тоже чувства ребёнка, но их следует заглушить для его же защиты.
Однако нельзя поощрять, принимать одни чувства ребёнка и не принимать, подавлять другие.
Все чувства неразрывны с личностью малыша, и подобная защита скорее вредит ему, изолируя от людей, держит в «темнице».

Как можно помочь этому родителю, этой взрослой, защищающей части личности автора текста?
Во-первых, следует признать её большой вклад в заботу о детской части.
Её лучшие намерения и усилия сами по себе вызывают понимание и уважение.

Во-вторых, можно подтвердить размышления этой части, что хоть её намерения и самые лучшие, но обрыв связи внутреннего ребёнка с окружающим миром, когда ему страшно, печально и т.д., действительно не лучший способ.
Он изолирует больше, чем защищает. Делает малыша несчастным.

В-третьих, можно подсказать иной способ защиты.
Когда, например, что-то пугает внутреннего ребёнка, его можно не прятать в «темницу», а просто обратить на него своё сочувствующее, ласковое внимание.
Можно сказать ему: «Да, я вижу, как тебе страшно от того, что кто-то может тебя осудить. Но я рядом с тобой, я принимаю тебя целиком и люблю».
Ребёнок почувствует себя под вниманием и защитой, а взрослая, родительская часть сможет стать чуть менее настороженной, чуть более расслабленной.

Изоляция как способ защиты перестанет быть необходимой.
Ведь безопасность не в том, чтобы исключить возможности нападения извне, а в том, чтобы не раниться.
А это возможно тогда, когда внутри есть наполненность устойчивой, тёплой и ласковой поддержкой самого себя.

Таким образом, видя части личности клиента, их переживания и размышления в тексте письма, возможно успешно консультировать по переписке (равно как и очно, кстати).
Кроме того, наблюдать жизнь частей личности - само по себе очень интересное, увлекательное занятие.

Читая клиента между строк или особенности письменного консультирования



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как вернуть части личности, когда – то потерянные «Внутренннм ребенком».
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности
  • Любовная зависимость. Чувства разные нужны, чувства разные важны!
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Две части личности зависимого.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • Паническая атака - отвержение части личности
  • Я себе не нравлюсь – семейная история и системные причины нелюбви к части себя.
  • Чувства разные нужны, чувства разные важны
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Чувства всякие нужны, чувства разные важны
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Про ценности, привязанность, боль и право на разные чувства даже в ситуации трагедии мирового масштаба
  • Можно ли изменить свою жизнь? (глазами нашего внутреннего ребёнка)
  • Отвергнутые части себя.
  • Суицид стыдной части себя...Хочу жить! Целым!!! Случай из практики
  • «Плохие» части себя и как их принять
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Убегая от себя, есть способ защиты себя. Это эллюзия.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Вредно стирать части себя ластиком
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Как подружить две части себя – «Домашнюю» и «Рабочую»? Упражнение
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь