особенности консультирования замещающих семей

Этапы психологического консультирования замещающей семьи в случаях кризисного и экстренного сопровождения.

            Работа в режиме кризисного сопровождения замещающей семьи становится для психологов Служб сопровождения все более актуальной. Количество отказов от приёмных детей не уменьшается, а только растёт (по разным источникам, как официальным, так и неофициальным, в разных регионах России процент отказов колеблется от 16% до 25%).

            При этом причины складывающейся ситуации оцениваются различными сторонами по-разному. Опекуны указывают на свою крайнюю усталость от воспитания детей, невозможности как-то на них повлиять («они не воспитуемые»), на желание обезопасить свои семьи от «выходок» приемных детей. Специалисты Служб сопровождения замещающих семей указывают на эмоциональное выгорание опекунов, на отсутствие привязанности между опекунами и приемными детьми, на низкую мотивацию опекунов в решении сложившихся проблем.

            Все эти моменты, безусловно, присутствуют. Необходимо также признать и тот факт, что какое-то количество отказов (конечно же, не 25%) все равно будет присутствовать. Но также необходимо признать тот факт, что подобная статистика отказов может указывать и на ряд ошибок в сопровождении замещающих семей, в консультативной работе с ними.

            По опыту своей работы, по отзывам опекунов, которые обращались ко мне на сопровождение, могу сказать, что преобладающая схема консультирования замещающей семьи, обратившейся в Службу сопровождения, выглядит следующим образом:

  • Запрос на консультацию;
  • Прояснение запроса клиентов;
  • Диагностика семейной системы;
  • Терапевтическая работа с семьей или, что происходит чаще всего, работа только с ребенком (здесь очень часто, к месту и не к месту, применяются техники арт-терапии (против арт-терапии ничего не имею));
  • Завершение случая или выход из терапии семьи по причине нежелания работать у опекунов.

            Такая схема психологического консультирования сложилась, как я понимаю из рассказов опекунов, в достаточно большом количестве случаев. Но что здесь бросается в глаза, особенно если учитывать анализ причин отказов опекунов от сопровождения, это отсутствие работы с мотивацией опекунов и детей на работу. Ее в принципе нет. Признать за мотивирование обещание помощи, извините, я не могу. Это, во-первых. А во-вторых, надо отметить, что достаточно часто специалисты сопровождения пренебрегают сбором полноценного анамнеза, куда должен входить медицинский и социальный анамнез ребенка, медицинский и социальный анамнез семьи. Вроде бы это само собой разумеющийся пункт. Но ошибки на этом этапе приводят к значительному снижению эффективности терапии.

            Приведу пример. Мальчик, 15 лет, в семью попадает в возрасте 11 лет, в 5 классе, имея диагноз ЗПР и рекомендацию ПМПК обучаться по программе для детей с задержкой психического развития. Опекун, с целью облегчения устройства ребенка в школу рядом с домом, скрывает рекомендацию ПМПК, и ребенок с 5 по 8 класс обучается по обычной программе. Программу он усваивает, естественно, недостаточно, что приводит к конфликтам в семье. Начать в данном случае работу с семьей по коррекции внутри семейных отношений, без решения школьных проблем, было бы крайне не эффективно.

            Другой случай. Ребенок 10 лет, проживает в семье 2 года. В течение всех этих лет отношения в семье носят натянутый характер: ребенок капризничает, проявляет негативизм к требованиям опекунов, особенно к требованиям замещающей мамы. Семью сопровождают, обращая основное внимание на обучение опекунов навыкам эффективного общения с ребенком, а с ребенком работают по нормализации его эмоциональной сферы. Опекунам объясняют, что наблюдаемые проблемы объясняются процессом адаптации ребенка в семье, и что они пройдут сами собой, когда члены семьи привыкнут друг к другу.  При этом в анамнезе ребенка присутствует факт того, что в кровной семье он был свидетелем убийства родственника. Конечно, в данном случае можно предполагать, что у ребенка присутствуют последствия ПТСР. И в данном случае с ребенком надо работать именно с учетом коррекции этих последствий, которые сами собой не пройдут.

            При диагностике членов семьи необходимо учитывать возможность депрессии у них, особенно в том случае, если трудности в семье носят затяжной характер. В данном случае психолог обязан рекомендовать клиентам обратиться к психиатру, так как именно этот специалист должен работать с депрессивным состоянием. Этого, зачастую, не происходит.

           Исходя из всего выше перечисленного, алгоритм психологического консультирования замещающей семьи, в моем понимании, должен иметь следующий вид:

  • Запрос клиента на консультацию или рекомендация органов опеки по поводу сопровождения семьи;
  • Прояснение запроса клиента;
  • Оформление и подписание с клиентами терапевтического контракта, в котором необходимо прояснить, что получат клиенты, согласившись на терапию, и что они могут потерять, отказавшись от нее, должны быть оговорены и зоны ответственности клиентов и психолога;
  • Сбор анамнеза:

- медицинский анамнез членов семьи и ребенка;

- социальный анамнез семьи и ребенка;

  • Диагностика семейной системы, которая должна включать в себя, в том числе, и диагностику на предмет депрессии;
  • Семейная терапия;
  • Завершение терапии с прояснением достигнутых результатов (лучше объективизировать результаты, а не исходить только из субъективных ощущений клиента на данный момент), с прояснением необходимых действий клиента в случаях возможного повторения проблемы (необходимо конкретно проговорить механизм взаимодействия опекунов и психолога).

            Чуть подробнее я хотел бы остановиться на третьем пункте данного алгоритма, на подписании терапевтического контракта. С опекунами необходимо подробнейшим образом проработать их личные цели и выгоды в терапии, делая сильный акцент на их выгодах. Зачастую на этом этапе опекуна начинают запугивать тем, какой вред он нанесет ребенку, отказавшись от него. Но подобного рода доводы слабо действуют на человека, находящегося в стрессовом состоянии – они его злят, укрепляя в желании отказаться от ребенка («все думают только о ребенке, а обо мне кто подумает»).

            Начиная работу с опекуном на данном этапе, необходимо прояснить, какие именно мотивы, в свое время, заставили опекуна принять ребенка в семью, акцентируя внимание именно на его личных мотивах. Проговаривается, насколько эти мотивы важны для человека на данный момент, без отнесения к конкретному ребенку.   

        Опекуну предлагается проговорить те чувства, которые он испытывает по поводу сложившейся ситуации, ему дается понять, что они нормальны, что в них нет ничего постыдного.  

          Далее психолог предварительно анализирует проблему, выдвигая гипотезы по поводу нее, разъясняя, что можно сделать по каждой из них, чтобы изменить ситуацию. При разъяснении гипотез психолог проговаривает, каким образом мотивы опекуна, двигавшие им, когда он брал ребенка, могут быть восстановлены и реализованы, какую выгоду от этого получит опекун и его семья. Здесь важно показать опекуну долговременную перспективу, так как кратковременная перспектива воспринимается им негативно.

           Когда подобным образом с опекуном проясняются его выгоды от терапии, необходимо оговорить необходимые условия удачного завершения терапии: требования к каждому члену семьи, возможное подписание временного перемирия между ними на период терапии, предположительное время терапии и ее этапы – клиент должен четко понимать, на что он дает согласие, вступая в терапию.

          После этого необходимо подписать терапевтический контракт, в котором прописываются ожидаемые результаты от терапии, ее время, зоны ответственности каждого члена семьи и психолога.   

             Еще одной особенностью данного этапа может быть тот факт, что не все члены семьи захотят прийти к психологу даже на первую встречу. Опускать руки здесь не стоит. Поговорив с теми членами семьи, которые дали свое согласие на встречу, выяснив мотивы неявившихся членов семьи, психолог может написать отсутствующим членам семьи письмо-приглашение, в котором прояснит их выгоды и затраты от подобного шага.

               Использование подобных техник позволяет значительно снизить количество отказов от терапии. А четкое структурирование этапов терапии, которые разъясняются клиентам, позволяет повысить эффективность работы – всегда легче идти вперед, когда знаешь куда идешь и сколько еще осталось.

              Я постарался кратко выразить свою точку зрения на проблему консультирования замещающих семей. Хотелось бы услышать отзывы от специалистов, работающих в данной области.



Просмотров: 399
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Особенности начального этапа психологического сопровождения семьи
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Случай сопровождения приёмной семьи с родственной опекой
  • Давайте работать на качество устройства детей в семьи, а не на количество
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Техники Эмоционально фокусированной терапии семьи (ЭФТ)
  • Точка бессилия семьи в терапии
  • 5 критериев, по которым необходимо выбирать мужчину для создания семьи.
  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Однополые семьи с детьми: некоторые аспекты психологического консультирования
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь