|
особенности консультирования замещающих семейАвтор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Этапы психологического консультирования замещающей семьи в случаях кризисного и экстренного сопровождения. Работа в режиме кризисного сопровождения замещающей семьи становится для психологов Служб сопровождения все более актуальной. Количество отказов от приёмных детей не уменьшается, а только растёт (по разным источникам, как официальным, так и неофициальным, в разных регионах России процент отказов колеблется от 16% до 25%). При этом причины складывающейся ситуации оцениваются различными сторонами по-разному. Опекуны указывают на свою крайнюю усталость от воспитания детей, невозможности как-то на них повлиять («они не воспитуемые»), на желание обезопасить свои семьи от «выходок» приемных детей. Специалисты Служб сопровождения замещающих семей указывают на эмоциональное выгорание опекунов, на отсутствие привязанности между опекунами и приемными детьми, на низкую мотивацию опекунов в решении сложившихся проблем. Все эти моменты, безусловно, присутствуют. Необходимо также признать и тот факт, что какое-то количество отказов (конечно же, не 25%) все равно будет присутствовать. Но также необходимо признать тот факт, что подобная статистика отказов может указывать и на ряд ошибок в сопровождении замещающих семей, в консультативной работе с ними. По опыту своей работы, по отзывам опекунов, которые обращались ко мне на сопровождение, могу сказать, что преобладающая схема консультирования замещающей семьи, обратившейся в Службу сопровождения, выглядит следующим образом:
Такая схема психологического консультирования сложилась, как я понимаю из рассказов опекунов, в достаточно большом количестве случаев. Но что здесь бросается в глаза, особенно если учитывать анализ причин отказов опекунов от сопровождения, это отсутствие работы с мотивацией опекунов и детей на работу. Ее в принципе нет. Признать за мотивирование обещание помощи, извините, я не могу. Это, во-первых. А во-вторых, надо отметить, что достаточно часто специалисты сопровождения пренебрегают сбором полноценного анамнеза, куда должен входить медицинский и социальный анамнез ребенка, медицинский и социальный анамнез семьи. Вроде бы это само собой разумеющийся пункт. Но ошибки на этом этапе приводят к значительному снижению эффективности терапии. Приведу пример. Мальчик, 15 лет, в семью попадает в возрасте 11 лет, в 5 классе, имея диагноз ЗПР и рекомендацию ПМПК обучаться по программе для детей с задержкой психического развития. Опекун, с целью облегчения устройства ребенка в школу рядом с домом, скрывает рекомендацию ПМПК, и ребенок с 5 по 8 класс обучается по обычной программе. Программу он усваивает, естественно, недостаточно, что приводит к конфликтам в семье. Начать в данном случае работу с семьей по коррекции внутри семейных отношений, без решения школьных проблем, было бы крайне не эффективно. Другой случай. Ребенок 10 лет, проживает в семье 2 года. В течение всех этих лет отношения в семье носят натянутый характер: ребенок капризничает, проявляет негативизм к требованиям опекунов, особенно к требованиям замещающей мамы. Семью сопровождают, обращая основное внимание на обучение опекунов навыкам эффективного общения с ребенком, а с ребенком работают по нормализации его эмоциональной сферы. Опекунам объясняют, что наблюдаемые проблемы объясняются процессом адаптации ребенка в семье, и что они пройдут сами собой, когда члены семьи привыкнут друг к другу. При этом в анамнезе ребенка присутствует факт того, что в кровной семье он был свидетелем убийства родственника. Конечно, в данном случае можно предполагать, что у ребенка присутствуют последствия ПТСР. И в данном случае с ребенком надо работать именно с учетом коррекции этих последствий, которые сами собой не пройдут. При диагностике членов семьи необходимо учитывать возможность депрессии у них, особенно в том случае, если трудности в семье носят затяжной характер. В данном случае психолог обязан рекомендовать клиентам обратиться к психиатру, так как именно этот специалист должен работать с депрессивным состоянием. Этого, зачастую, не происходит. Исходя из всего выше перечисленного, алгоритм психологического консультирования замещающей семьи, в моем понимании, должен иметь следующий вид:
- медицинский анамнез членов семьи и ребенка; - социальный анамнез семьи и ребенка;
Чуть подробнее я хотел бы остановиться на третьем пункте данного алгоритма, на подписании терапевтического контракта. С опекунами необходимо подробнейшим образом проработать их личные цели и выгоды в терапии, делая сильный акцент на их выгодах. Зачастую на этом этапе опекуна начинают запугивать тем, какой вред он нанесет ребенку, отказавшись от него. Но подобного рода доводы слабо действуют на человека, находящегося в стрессовом состоянии – они его злят, укрепляя в желании отказаться от ребенка («все думают только о ребенке, а обо мне кто подумает»). Начиная работу с опекуном на данном этапе, необходимо прояснить, какие именно мотивы, в свое время, заставили опекуна принять ребенка в семью, акцентируя внимание именно на его личных мотивах. Проговаривается, насколько эти мотивы важны для человека на данный момент, без отнесения к конкретному ребенку. Опекуну предлагается проговорить те чувства, которые он испытывает по поводу сложившейся ситуации, ему дается понять, что они нормальны, что в них нет ничего постыдного. Далее психолог предварительно анализирует проблему, выдвигая гипотезы по поводу нее, разъясняя, что можно сделать по каждой из них, чтобы изменить ситуацию. При разъяснении гипотез психолог проговаривает, каким образом мотивы опекуна, двигавшие им, когда он брал ребенка, могут быть восстановлены и реализованы, какую выгоду от этого получит опекун и его семья. Здесь важно показать опекуну долговременную перспективу, так как кратковременная перспектива воспринимается им негативно. Когда подобным образом с опекуном проясняются его выгоды от терапии, необходимо оговорить необходимые условия удачного завершения терапии: требования к каждому члену семьи, возможное подписание временного перемирия между ними на период терапии, предположительное время терапии и ее этапы – клиент должен четко понимать, на что он дает согласие, вступая в терапию. После этого необходимо подписать терапевтический контракт, в котором прописываются ожидаемые результаты от терапии, ее время, зоны ответственности каждого члена семьи и психолога. Еще одной особенностью данного этапа может быть тот факт, что не все члены семьи захотят прийти к психологу даже на первую встречу. Опускать руки здесь не стоит. Поговорив с теми членами семьи, которые дали свое согласие на встречу, выяснив мотивы неявившихся членов семьи, психолог может написать отсутствующим членам семьи письмо-приглашение, в котором прояснит их выгоды и затраты от подобного шага. Использование подобных техник позволяет значительно снизить количество отказов от терапии. А четкое структурирование этапов терапии, которые разъясняются клиентам, позволяет повысить эффективность работы – всегда легче идти вперед, когда знаешь куда идешь и сколько еще осталось. Я постарался кратко выразить свою точку зрения на проблему консультирования замещающих семей. Хотелось бы услышать отзывы от специалистов, работающих в данной области. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|