Подростковые психологические группы: разница в возрасте

Автор статьи: Валерия Кандинова

Чаще всего на длительных подростковых группах и неизменно — на выездных интенсивах Студии практической психологии Эмпатия собираются участники с большой разницей в возрасте. В еженедельных группах разброс может быть от 12 до 16 лет, а на выездных мероприятиях — от 12 до 25-28 лет.

Узнав об этом, родители часто задают нам с коллегами вопросы: как можно заниматься по одной и той же программе ребенку 12 лет и достаточно взрослому подростку в 16? Будет ли им интересно вместе? Не лучше ли собирать группы ребят примерно одного возраста?

Я очень люблю работать с группами, где есть участники разного возраста и вижу в этом множество плюсов. В этой заметке хочу поделиться своим опытом.

В чем интерес и польза смешанной группы для младших подростков (12-14 лет)?

— Старшие ребята подают пример более глубокой и вдумчивой работы, на них можно ориентироваться.

— Присутствие старших помогает с точки зрения дисциплины: в их присутствии неугомонным мальчишкам уже не так хочется шуметь и вскакивать с места, превращать все занятие в игру — невольно хочется произвести хорошее впечатление на сосредоточенных и сдержанных ребят.

— Мнение, опыт и обратная связь от старших подростков воспринимаются младшими с доверием и интересом. Сколько бы ни говорил то же самое ведущий группы, 12-13-летние ребята видят в нем «учителя», слишком далекого от них и по возрасту, и по статусу. Даже замечания о соблюдении правил группы, высказанные старшими ребятами, не вызывают сопротивления.

— Собственный опыт, которым делятся более старшие участники, оказывается невероятно интересным и полезным для младших ребят. Для большинства это уникальная возможность узнать что-то о том, каково это — быть 15-ти, 16-тилетним; что предстоит пройти, что изменится, а что нет.

— Уважение и внимание со стороны старших ребят производит благотворное воздействие на самооценку младших и позволяет им по-новому отнестись к себе и своему жизненному опыту.

В чем интерес и польза смешанной группы для старших подростков (15-18 лет)?

— Ребята могут пробовать себя в роли наставника, покровителя для младших. Это повышает самооценку, дает почувствовать себя значимым, авторитетным, более опытным и зрелым.

— Подростки учатся помогать и поддерживать младших через доверительные, заботливые отношения — и это также влияет на их отношение к самому себе.

— Общаясь с младшими ребятами, подростки заново пересматривают собственный опыт, вспоминают себя несколько лет назад, замечают изменения, делятся своими знаниями о жизни, таким образом присваивая пройденное.

— Помогая новеньким в освоении психологических знаний, более опытные ребята (те, кто занимается в Эмпатии второй, третий год) закрепляют собственные знания по программе; как известно, нет лучшего способа усвоить материал, чем научить ему другого.

— «Старичкам» уже известно, что младшие скоро подрастут и через 2-3 года раскроются и станут еще интереснее, а за этим очень здорово наблюдать и участвовать в развитии «будущего поколения».

Еще один распространенный вопрос родителей:

Как одна и та же программа занятий может подходить 12-ти и 16-тилетним одновременно?

Программа еженедельных занятий состоит из тематических модулей, а упражнения в каждом модуле подбираются ведущим группы в зависимости от состава конкретной группы. На выбор упражнений влияет много факторов: динамика внутригрупповых процессов, личные особенности участников, гендерный состав и разница в возрасте. Специфика психологического тренинга в том, что любые упражнения могут использоваться для достижения разных целей, а выполнять их одинаково интересно и в 12, и в 17 лет. Разница лишь в способности участника к анализу и самонаблюдению — и здесь, опять же, младшим очень полезно послушать, как это делают старшие.

На выездных интенсивах возрастной разброс еще сильнее, а пользы от взаимодействия еще больше:

— Совсем взрослые участники могут уже сознательно прикладывать усилия, чтобы поделиться опытом и научить чему-то младших; тем более нередко это уже становится их профессиональным навыком — среди наших выпускников психологи, педагоги, тренеры, коучи.

— Взрослым еще интереснее слушать мнение младших участников, часто впечатляющее своей свежестью, открытостью, искренностью.

— Младшим еще более лестно получать внимание и уважение из позиции «на равных» от участников, которые порой старше их в два раза. К тому же, это задает им хорошую «планку» и ориентир своего будущего развития.

Есть формат групповой работы, где собираются участники примерно одного возраста — 17-20 лет. Обычно это юноши и девушки, которые уже имеют опыт психологической работы и интересуются более глубоким форматом, подразумевающим серьезное самораскрытие и самоисследование. Такие группы малочисленны (не более 8 человек) и закрыты (состав группы не меняется в течение года). Тем не менее, участники таких групп тоже иногда приходят «в гости» к младшим, чтобы познакомиться, показать пример, сориентировать новичков.

Таким образом, приходя заниматься в группу смешанного возраста, ребята получают уникальный и полезный опыт. Занятия проходят гораздо плодотворнее, разнообразнее и увлекательнее. Если вы сомневались, стоит ли отправлять подростка в разновозрастную группу — мы смело рекомендуем именно такой формат наших психологических встреч.

Ждем вас в Эмпатии! https://empatia.ru/



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Как проходят наши группы с родственниками зависимых от ПАВ ребят
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • О старших и младших. О братьях и сёстрах.
  • Почему старших любят меньше, чем младших?
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Как собираются группы?
  • Ссоры и драки старших и младших детей в семье. Эффективные решения конфликта.
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Психологические особенности младших подростков (10-12 лет)
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Сексуальный миф 3: В молодом возрасте секс лучше, а в более зрелом – хуже.
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Выбор партнера. Стоит ли брать пример с более успешной подруги.
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • Метод необоснованных оценок. Индивидуальный прием в присутствии группы
  • Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь