«Слепые пятна» или вопросы, которые мы не замечаем". Осмысление опыта консультирования ЛГБТ

Я - семейный психолог. Я работаю с детьми, взрослыми и семьями. Среди людей, обращающихся ко мне и моим коллегам с запросом о психологической помощи, есть и представители ЛГБТКИА, и -семьи. И  нередко оказывается, что одна из сложностей в процессе консультирования -   это «слепые пятна». Многое из того, что мы знаем, учили, слышали - хранится в памяти на уровне неосознаваемых убеждений. Что значит неосознаваемые? Это значит, что мы не отдаем себе отчёт как эти знания влияют на нашу жизнь, какое значение имеют при принятии решений, формировании суждений...

Времена постмодерна в которые мы живем, отличаются не столько разнообразием, сколько эклектикой - одновременно существуют множество моделей, способов – как жить, организовывать быт, определять приоритеты, формировать базовые ценности.

На практике это означает, что на консультацию приходят люди с разным жизненным укладом, системой ценностей, жизненных приоритетов и пониманием устройства жизни. И нередко у психолога и клиента кардинально разное понимание отдельных вопросов.

Часто встречаются люди, воспитанные в патриархальной системе. Это чётко заданные патриархальные устои, которые транслирует старшее поколение. В таких семьях часто детьми-дошкольниками занимается старшее поколение - бабушки и дедушки. И естественно, что они передают внукам свой опыт и своё понимание приемлемого и недопустимого. Например, часто считается, что девочка должна быть скромной, послушной, должна заниматься домом, семьей. Мальчик же, будущий глава семьи, добытчик, должен быть более активным, напористым. Дальше молодые люди идут в школу, продолжают своё формирование в другой среде, своё влияние оказывают ровесники, учителя, СМИ... И всюду мы можем подчерпнуть мнения, суждения по разным темам. И во взрослом состоянии мы обнаруживаем, что в человеке в одно и тоже время уживаются противоположные идеи, мнения, которые, не будучи осознанными, влияют на восприятие реальности и причудливым образом искажают его. И часто это ощущается как внутренний дискомфорт, как некая раздвоенность, утечка энергии и потеря направления. То, что было интроецировано, проглочено в раннем детстве входит в диссонанс с окружающей реальностью. Жесткое разделение по полоролевым моделям поведения оказывается не отвечающим современным реалиям. И переживается - как сложность доверять себе, своим суждениям, как недостаток внутренней опоры. Когда человек с подобным воспитанием осознает свою принадлежность к ЛГБТКИА - это часто внутренне ощущается как огромная трагедия и полная потеря ориентиров. Т.к. нет модели поведения, которым человек мог бы следовать, и невозможно применять те, что получены в родительской семье.
Так же и психологи, никогда не задумывались о данной теме – об особенностях, сложностях, переживаниях и вызовах среды, с которыми приходится иметь дело представителям ЛГБТКИА-сообщества – оказываются неготовы к работе. Знакомство с современными концепциями в рамках гендерного подхода и осознавание своих установок являются необходимым условием формирования «профессиональной картины мира» психолога, дающей возможность  разграничить бытовые и научно-обоснованные представления о закономерностях психической жизни человека.

В настоящее время, существует несколько научных подходов, которые по-разному трактуют феномен гендерных отношений. По моему мнению, начать можно с отслеживания того, к какой теории относятся суждения по различным вопросам: это  патриархальная модель с четким разделением полоролевых моделей поведения или теория гендерных схем, предложенная Сандрой Бэм (Sandra L. Bem). Эта теория рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов как основу их способа организации информации об окружающем мире. Я использую в работе полоролевой опросник Сандры Бем (BSRI; Bem, 1974), составленный для диагностики психологического пола и определяющий степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Эту методику легко найти в сети, и это наиболее широко используемый инструмент для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера. 

Но и знание этого, не является панацеей от искажений восприятия ролей в ЛГБТКИА-семьях. Стали расхожими вопросы, которые воспринимаются в сообществе как глупые и обидные, и, тем не менее, продолжают задаваться однополым партнерам. Например: «А кто у вас в семье мужчина/женщина? Кто же моет посуду/делает ремонт?»
 Как-то участница семинара для психологов на тему сексуальной ориентации спросила меня: «А как же желание родить ребёнка от любимого мужчины?» И услышав в ответ предложение, заменить «мужчина» на «любимый человек» надолго задумалась.

Во время конференции на одном из мастер-классов мы обсуждали тему родительства в однополой паре. И я некоторое время не могла понять логику рассуждений моей коллеги. Только после серии уточняющих вопросов мы вышли на неосознаваемую для нее самой установку, что, как ей казалось, "отношения в однополой паре проще и гармоничнее, так как людям легче соединиться в чем-то базовом". И это обнаружение расставило все по своим местам. В этот момент мне стало понятно, что мы вели диалог исходя из обоюдных заблуждений: я думала, что коллега, как и я, строит свои доводы основываясь на идее партнерских отношений и имеет опыт личного взаимодействия или консультирования ЛГБТКИА. Но это было не так - эта конференция была её первым шагом приблизиться к теме. И она строила свои предположения на приоритетности гетеросексуальных отношений и «естественности» отношений между разнополыми партнерами. И подобные заблуждения могут подстерегать нас в любых темах, причудливо трансформироваться в хитросплетениях интернализованной транс/би/гомофобии. Что я думаю о праве на брак? Что влияет на моё мнение - можно/нужно ли ЛГБТКИА рожать своих детей? А можно ли усыновлять? Думаю ли я, что жизнь в ЛГБТКИА-семье может негативно повлиять на ребенка? Есть ли у меня ощущение собственной «неправильности»/«ущербности»? Или я чувствую, что «я в порядке»? Вызывает ли факт того в кого я влюблена/влюблен – переживание чувства стыда? Могу ли я рассказать своему ребёнку о своей квирности? Как я отношусь к людям, являющимся трансгендерами и родителями? Что определяет степень моей открытости/закрытости в обществе?

Ответы на эти вопросы мы сможем найти только тогда, когда увидим их в себе, осознаем, начнём задумываться о них.



Просмотров: 482
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять, что это твой мужчина? Психология отношений
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Опыт отношений: а что это было?
  • Как люди приходят к тому, что надо в себе что-то менять
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь