О Чём Спросить "Кандидата в Консультанты"?

Автор статьи: Макс Ильин

Оригинальный лист тем - принадлежит Кевину ФитсМорису, на его сайте можно ещё всякого другого отыскать интересного.

В чём предпосылки: если Вы ищете себе психотерапевта, консультанта или там коуча - понятное дело, что "абы к кому" и "абы зачем" никто не пойдёт; однако, что именно нужно знать перед заключением договора и работой, многие клиенты не в курсе. ФитсМорис предлагает следующие 10 вопросов, которые я укажу, и также - раз уж такая "пьянка", дам некоторые свои ответы на них (забирать себе и отвечать в комментариях - тоже можно).

1. В чём, по вашему, причины психологических проблем (или: Какой теории психопатологии Вы придерживаетесь, и т.п.) ?

Отвечаю: причин может быть множество, и последствия их бывают разными :) Но в самом общем плане, я следую теории научения: психологические проблемы - это расстройства адаптации, выученные в ходе жизни; развитие в не очень подходящей среде, влияние также не совсем адекватно адаптированного окружения, и так далее.

Т.е. фундаментально - все проблемы, психологические как минимум, являются последствием научения и обусловленности, пусть даже иногда на "биологической" основе (наследственность, расстройства нервной системы) - чаще всего наоборот, сначала когнитивные расстройства, затем поведенческие и это приводит к изменениям в нейрохимии.

2. Как, по вашему, решаются психологические проблемы?

Следуя указанной выше модели - "решается" дисфункциональное и деструктивное научение тем же способом: т.е. новое обуславливание, развитие новых навых, с одновременным прекращением старого поведения. Касается это и мыслей, и эмоций, и действий.

Работа, соответственно - ведётся по всем "фронтам", через которые живой организм обучается: респондентное ("условные рефлексы"), оперантное (подкрепление/наказание/угасание), викарное (через наблюдение - впрочем, это "дистанционное оперантное) и вербальное (речь, язык и мышление) научение.

3. На чём основаны предлагаемые Вами решения? К примеру - делается ли больше акцент на решение проблем и навыки копинга, или же на интерпретацию и выражение эмоций?

Из указанных опций - нечто "посередине"; чувства и эмоции в "моём" подходе важны, и также важна их интерпретация: с точки зрения их функции, целесообразности и т.п.; само собой, это не терапия сама по себе, но всего лишь диагностика (хотя для многих уже само понимание своих эмоций терапевтично).

Но в основном - решение заключается в овладении новыми навыками, новыми правилами, развитии новых качеств, их закреплении, и также "торможении" устаревших и бесполезных откликов.

4. Вы обращаете внимание на сферы (модальности) мышления, чувств и поведения? Какой из трёх уделяется отдельное внимание, и почему?

Несомненно, учитываются все три. Повышенное внимание - ну, здесь трудно сказать; на первом этапе важно разобраться с эмоциональным стрессом, так что эмоции имеют приоритет; далее необходимо "оптимизировать" поведение, и фокус смещается на него.

Впрочем, можно заметить, что всё это время идёт непрерывная "когнитивная работа" - мышление, формулирование, структурирование и т.п. Но, с другой стороны - с точки зрения "радикального бихевиоризма", все эти модальности относятся к поведению: "Поведение - это всё, что делает живой организм" (Б. Скиннер). Однако, для человеческих существ язык, речь, знаковые системы, которые позволяют нам удивительным образом мыслить не только о настоящем, но и о прошлом, и о будущем и даже о том, как мы мыслим - делает данную "модальность" приоритетной.

5. Вы пользуетесь принципами и техниками, которым обучаете, в своей обычной жизни? И эффективны ли они в каких-то более-менее объективных критериях?

Ну, скажем так - обучаю я гораздо большему спектру методик, чем лично пользуюсь; но да, основные методы - испытаны и до сих пор применяются лично мной в своей "обычной жизни", что бы это ни значило. 

Объективные результаты - несомненно, но измерений, сами понимаете, я не провожу "в быту"; однако, могу сказать, что в частности основное "ядро" моего подхода, РЭПТ - поспособствовало мне лично в преодолении нескольких умеренных фобий, снижении общей тревожности и раздражительности, до сих пор успешно помогает в регулировании стресса, и также неплохо стимулирует рабочую и "межличностную" эффективность.

6. Вы поддерживаете идею "раненого целителя" (wounded healer), или же считаете, что необходимо быть более продвинутым и "здоровым", чтобы кому-то помочь с его проблемой?

И то, и другое. Не "или/или" :) Опять же, согласно теории выше - модель личности и психического здоровья эволюционна; т.е. у людей нет какого-то строго "здорового" или "больного" состояния. Корректнее можно сказать, что мы все - в процессе "конструкции"; просто кто-то в одном деле больше продвинут, в другом меньше.

Собственно, это идея разделения труда, и соответственно границ - "клиент-центрированный" подход выдвигает положение, что "клиент - лучший эксперт в своей собственной жизни". Несомненно, это так - но не в психологии и не в терапии, это тоже очевидно.

Можно слегка сместить фокус и привести аналогию: если кроме меня, никто с моим телом не находится ближе в контакте - то возможно ли, что существуют люди, которым устройство моего, например, кишечника известно лучше меня? В данном случае, ответ более-менее рационально очевиден - конечно существуют, это врачи-гастроэнтерологи. Вот так же и в случае психологического консультирования. А то развелось тут "психолухов", блин, на каждой кухне :)

7. На условной шкале продолжительности терапии - от краткосрочной до глубинной - где бы Вы расположили Ваш подход?

Везде :) Серьёзно, это миф из прошлого века - что, мол, работа с навыками и установками это здорово, но с "глубинами бессознательного" она ничего сделать не в силах; поэтому только психоанализ, "по месяцу на год жизни". 

Современный взгляд - бессознательное это и есть навыки; автоматизированные, вне контроля и внимания, но тем не менее. Практически всё содержание бессознательного, доступное в терапии - это ассоциативные рефлексы; в той степени, в которой их можно отследить и осознать - их и можно изменить.

Впрочем, более формальный ответ тоже могу выдать: подход гибкий, возможны и предельно краткосрочные (т.е. 1 сеанс, некоторые даже на этапе заполнения заявки свой вопрос снимают), и достаточно длительные вмешательства. Разница - в объёме работы, который зависит от сложности случая (расстройства личности, например - определённо не "снимаются" за один сеанс, или даже за месяц интенсивной работы), но никак не в "глубине" или качестве.

8. На условной школе стиля консультирования - от "приятеля" до "наставника" - где бы Вы расположили свой?

Не совсем понятен мне этот вопрос, но всё же. "Приятель", видимо, подразумевает неформальный режим общения, равенство позиций, эмпатическое слушание и всё такое; "наставник" - авторитетный и директивный стиль.

Если так - то эти позиции динамичны; в самом общем случае, начало работы требует большей директивности, экспертной уверенности, в общем - откровенного "менторства", наставничества. Однако, одна из целей - чтобы человек стал "сам-себе-терапевтом", вышел на уровень проактивного само-авторства, эмоциональной автономности и т.п. То есть, чем ближе работа к завершению - тем больше, надо полагать, "приятельский стиль" контакта.

9. Вы верите в возможность восстановления и реабилитации в отношении всех проблем? Если нет - то какие тогда исключатся, и по каким причинам?

Теоретически, учитывая принцип пластичности - от большинства так называемых расстройств можно успешно избавиться, и в принципе навсегда. Практически - стоит принять, что множество психических заболеваний на данный момент полноценному исцелению не поддаётся; впрочем, это касается достаточно тяжёлых форм - шизофрения, эпилепсия и другие психозы и органически-обусловленные дефициты.

Также весьма "туго" проходят личностные расстройства - в силу их обширности и "проникаемости" в мышление, переживания и поведение личности; плюс, условия окружения вне терапии самому процессу преодоления в лучшем случае не способствуют - в обычном случае, препятствуют.

Однако, основная масса проблем, с которыми лично я имею дело - то есть эмоциональные расстройства, межличностные трудности, аддикции и проблемы с само-дисциплиной - успешно "лечится", преодолевается и прогноз весьма благоприятный.

10. Есть ли у Вас какие-то "лучшие истории успеха?"

Есть, но в силу принципа конфиденциальности - раскрывать подробности не могу и не намерен. Из самых субъективно "мощных" случаев - вытащил родственника (достаточно близкого) из многолетней аддикции. Сами понимаете - во-первых, аддикция; а во-вторых, с родственниками (особенно старшими) работать - это самая "собачья" работа, которую найти можно :) Но, тем не менее - если готовы принять на веру подобные анекдоты, то вот.

Хотя я это никому не рекомендую - напротив, стоит следовать словам Будды Гаутамы и: "...Как купец проверяет золото огнём - так и вы проверяйте мои слова опытом". То есть используйте информацию и техники, о которых пишу, оценивайте результаты и уже затем принимайте взвешенные решения, "верить" мне или нет.



Просмотров: 350
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь