|
Помощь особенным детям. Моё знакомство с прикладным анализом поведения ( Aba-терапия)Автор статьи: Римская Татьяна Олеговна
Помощь особенным детям Моё знакомство с прикладным анализом поведения ( Aba-терапия) Наблюдаю сцену: мама с корзиной продуктов, малыш лет 4, очередь в магазине. Мальчик то и дело тянет маму за руку в разные стороны, хватает висящие яркие упаковки, на все замечания реагирует сильным плачем, и, кажется, он ни разу не произнёс ни слова. Видно, что мама устала, и немного стесняется того, как себя ведёт мальчик. Конечно, ведь вся очередь косится, а кое-кто даже шикает: «Какая безалаберная мамаша! Не может пацана успокоить! Ужасно балованный мальчик!» «У вас особый ребенок?, говорю я. Мама ответила: «Вы правы. Ещё какой особенный…» Я с пониманием смотрю на женщину-героиню: «Низкий Вам поклон…». Очередь притихла, люди начали отводить взгляд, и только неуемная старушка пробурчала: «Особенный! Чего вытащила его на люди! Дома бы сидел» Так сложилось, что в нашей стране к особым детям сформировался не совсем особый менталитет – вот это вот «Дома бы сидел».Причём, данное высказывание касается практически всех структур, начиная от государственных и заканчивая частными. Если детей с категорией ребёнок-инвалид по зрению, ДЦП, слуху ещё Государство старается, создаёт условия, тратит сотни тысяч на оборудование для одного ребенка, то для детей с другими отклонениями в развитии, на самом деле, сделано недостаточно. Нет ни по-настоящему инклюзивных классов, не хватает специалистов, кто бы работал с детьми, у которых часто страдает поведение и понижен порог сенсорной чувствительности, и такой ребенок просто-напросто может «сорвать» уроки в классе на целый день, крича, бегая по кругу, зажимая уши... И это печально… Ведь каждый ребёнок достоин общества и общения в нём и, собственно, жизни. Почему так происходит? Всё идет из советских глубин, когда люди совершенно не знали, как себя вести с теми, кто требует к себе особенного подхода. Я очень рада, что сейчас ситуация стала несколько меняться. На самом деле, что существуют Мамы, которые создают движения, фонды, которые рассказывают всей стране о том, КАКИЕ могут быть дети – особые, и что это – тоже дети, которые хотят любить и быть любимыми, играть. Однако, не всегда могут выразить свои желания. Как им в этом помочь? Как помочь кружащемуся на месте мальчику, или ни слова не говорящей девочке, или, прячущемуся от шума малышу или смотрящему вникуда, раскладывающему предметы в определенном порядке?.. Существует много методик. Много хороших, качественных, апробированных. Отечественных и зарубежных. Психологических и реабилитационных, медицинских и неврологических и прочая, прочая. Как же мне, педагогу-психологу, клиницисту, было выбрать здесь ту, которая будет подходящей, на мой взгляд и опыт? Так вот, в поисках методики, которая более ценная, более эффективная пришлось потратить не один год И, наконец, остановилась на АВА-терапии (Эй-би-эй терапии). Чем же мне понравился этот метод? Самое главное – в этом методе НЕТ места наказанию. Обучение через похвалу, поощрение , с использованием игровых методик и прикладного анализа поведения. Когда первый раз, более 8 месяцев назад, ко мне пришла мама с девочкой, неговорящей, неинтересующейся занятиями, не смотрящей в глаза но такой замечательной (я думаю, вы уже догадались, что у девочки врачи поставили аутистический спектр) – когда мы начали первые шаги в рамках Aba-терапии ВМЕСТЕ, сообща, и занятие за занятием двигались всё дальше, и малышка начинала заниматься, складывать паззлы, фигурки, рисовать солнышко и человечка, всё лучше и лучше взаимодействуя. Я была в профессиональном восторге.
Дети очень ждут, когда придёт тётя-терапист, и начнёт с ними заниматься, играть, делать с ними интересные вещи и давать вкусности. Родители стараются выполнять все задания, чтобы мы шли вперёд. Супервизоры работают на каждого ребенка индивидуально. Вот так и началось моё знакомство с этим чудесным методом, которому сейчас я посвящаю очень много времени, с которым связываю успехи детей, имеющими неутешительный когда-то диагноз: «Расстройство аутистического спектра».
*в статье использованы фото из личного архива и интернет-изображения Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|