|
"Не люблю я этих психологов" 2: сопротивлениеАвтор статьи: Жукаускайте Виталия Д Альвидаса
В статье "Не люблю я этих психологов" мы рассмотрели 3 основания для нелюбви, в комментариях коллеги и пользователи добавили свои основания. Но есть еще один очень важный аспект во взаимодействии клиента и психолога: часто можно услышать о том, что причина неэффективной работы в том, что клиент впадает в сопротивление. Ну и на этом, как правило, диалог заканчивается. Психолог "умывает" руки (ведь насильно не осчастливить!), а клиент в растерянности: "Ой, это ваша вечная отмазка!". Вот и поговорили. Давайте разбираться, кто виноват и что делать? Психологи, как и любые специалисты, бывают объективно плохими. Некомпетентными, недостаточно образованными, нарушающими профессиональную этику и обычные моральные и юридические нормы. Глупо отрицать, что это не так - это есть среди любых специалистов, к сожалению. В данном случае довод о сопротивлении клиента вполне можно считать отмазкой для самоуспокоения: это не я некомпетентный специалист, а это клиент ленивый. Объективно психолог может быть хорошим, но субъективно он вам не подходит. И тут психолог может хоть наизнанку вывернуться, а вы можете себя заставлять - толку не будет! Ну не хочется работать с этим спецом и все! В данной ситуации самый лучший вариант - искренне обговорить этот момент и разойтись мирно. Этот случай, на самом деле очень терапевтичен для обеих сторон: понять, что это не твое (или что ты не подходишь - для специалистов), но виноватых нет. В этом очень много взаимного уважения. Сопротивление истинное. На первый взгляд кажется, ну как так? Я как клиент хочу решить проблему, она мешает мне, хочу избавиться раз и навсегда. Ну как я могу этому сопротивляться? Очень просто: привычное, пусть и плохонькое нам ближе, чем что-то новое, но неизвестно какое. Это определенное постоянство, которое поддерживается нашей психикой (как и организм поддерживает постоянство всех внутренних систем). Сопротивление возникает практически у всех, даже у самих психологов в своей терапии. Чаще всего возникает тогда, когда подошли к возможному решению проблемы (хотя это и не единственная причина - статей на данную тему достаточно и они все в открытом доступе). На данном этапе важно остановиться и обязательно сказать о своих ощущениях: страшно, волнительно, не хочется, не нравится? Анализировать вместе с психологом обязательно, это не то, что рассосется само. Причиной может быть все, что угодно: от неподходящей методики до вторичных выгод. Значит ли это это, что сопротивление это всегда тупик в консультировании? Нет, если и у клиента, и у психолога есть смелость быть искренними и работать с этим. Это очень ценное качество. Ведь основная цель консультирования заключается не в том, чтобы поставить где-то галочки "сделано" и на этом остановиться (ну я же все сделал, а все равно не получается, а я ещё и виноват!), важнее пройти определённые этапы: сделал, осознал и выбрал. И на каждом этапе последнее слово (и выбор) за клиентом. © Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|