|
Урок психологии в начальной школеАвтор статьи: Мошенская Ольга Алексеевна
В то время я работала психологом в лицее. Сильно включалась в процесс, воплощала в жизнь свои идеи и представления. В лицее психология была важна и нужна. Я радовалась такому совпадению ценностей у меня и руководства лицея. При такой фоновой поддержке рождались статьи, научно-исследовательские работы и просто интересные уроки. Один из них я представляю вам - знаю, что среди гостей и специалистов сайта много психологов, которые занимаются с детьми, а по опыту супервизии понимаю, что живая информация "из моей работы" всегда интересна. УРОК ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2004 год) Приобщение к знаниям о человеке особенно важно на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления. Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четко формируются у него представления о своем дальнейшем жизненном пути. Целенаправленное и систематическое развитие младших школ на специально организованных уроках вызвано тем, что в повседневной школьной практике учителя постоянно сталкиваются с учениками, имеющими различные трудности в обучении, которые обусловлены в значительной степени недостатками развития у них познавательной сферы, психомоторных процессов, школьной мотивации. Наиболее эффективный путь помощи школьникам – обеспечение необходимого уровня психологического развития. Курс психологии в начальной школе предполагает занятия и тренинговые упражнения по развитию познавательных процессов учащихся – восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления. От уровня развития познавательных процессов школьника зависит, насколько легко и эффективно он будет справляться с учебной программой. Именно на таких занятиях дети получают навыки групповой работы, в ходе которой предусматривается, помимо прочего, развитие коммуникативных способностей. На уроках психологии задания выполняются учениками в игровой форме; отсутствует отметочная система, хотя оценивание осуществляется (благодаря этому, у детей формируется отношение к таким урокам как к средству развития своей личности). Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, создают на уроках положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся. Тема: Воображение. Цель: дать понятие о воображении, о его двух видах – творческом и воссоздающем, развивать воображение, конструктивную деятельность, коммуникативные навыки, способствовать формированию образа – Я. Ход урока.
Приветствие детям, гостям. - Здравствуйте. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. И гости действительно дорогие для нас – ваши мамы, папы, бабушки, дедушки. - Помогите им раздеться. - Только не думайте, что сегодня вы будете пассивными слушателями. Ребята вот знают, а родные ваши, наверное, позабыли, как нужно вести себя на уроке, чтобы быть хорошим учеником, они редко ходят в школу. - Руку поднимать, активными быть. - Спасибо, ребята. И я призываю Вас к этому. А сейчас, начнем.
- Встанем в круг. Будем работать дружно, будем помогать друг другу. Предлагаю поиграть. (Карточки с названиями животных.) Вытягиваете карточку с названием животного, изображаете его, издаете характерный для этого животного звук. - Ну а теперь сыграем так. Называйте, каким животным вы себя представляете. «Если я животное, то я …. А моя мама ….» - Спасибо! 3.Заявление темы урока. - Сейчас вы представляли себя кем-то. Трудно это было делать? Кому трудно? Кому легко? Рада, что это так. А, если вам было трудно, значит, у вас что-то еще получается легко. Ребята, в основном всем было легко. Потому легко, что у человека есть удивительная способность. Она дает возможность придумывать, создавать что-то новое, представлять себе то, что человек никогда не видел, о чем слышал или читал, представить себя кем-то. Эта способность – Воображение. (На доске, нужен мел). Слышали когда-нибудь такое слово? Наверняка. Нет? А слово воображала? Кого так называют? - Кто представит себя кем-то. Нос задерет. - Точно-точно. Откройте свои тетради и запишите – Воображение. Давайте теперь произнесем вслух это слово. Воображение. Если будем внимательными, увидим и услышим в нем еще другое слово - «образ». Я напишу на доске. Где же «образ» в слове «воображение» спряталось? ( выделяем корень) - Что же такое образ? (Дети отвечают.) - А как родители считают? (Отвечают родители?) - Да, образ это то, что ты представляешь в уме, как будто видишь, слышишь, чувствуешь на самом деле. Так было и тогда, когда вы представляли себя каким-то животным. Это работало ваше воображение. Запишем определение, что же такое воображение. Это способность к созданию в уме новых образов. (Когда мы представляем в уме новые образы.)
Посмотрите на них и подумайте, что они вам напоминают: какой-то предмет или его часть. Постарайтесь придумать что-то свое, оригинальное, чего никто другой придумать не сможет. Создайте свой образ. (Звучит музыка.) - Посмотрим, что же у нас получилось. Круг, у детей в руках работы. Идет обсуждение. Помогло вам справиться с этим заданием ваше воображение. - В каких ситуациях помогает людям воображение? - Создавать книги, картины, писать музыку, придумывать одежду и прочее. Помогает творить. Каждому человеку оно необходимо. Без него не было бы творчества. (Показ картин, рисунков, интересных вещиц и проч.…)
_ _ _ _ ала _ _ бака ценной _ _ роды. _ _ ричнева_ _ _ хматая, на спине _ _ рное пятно. Левое ух_ _елое. - Восстановим объявление. Дети по очереди называют слова, восстанавливают объявление. - Нарисуйте по описанию того, кого надо найти. Звучит музыка, дети рисуют собаку. Выставка рисунков. Выбор лучших рисунков. - Сейчас вы создавали по описанию личный образ, теперь задание будет сложнее.
Дети и родители называют возможные темы. Выбираем наиболее удачную. Лист с заготовкой крепиться на доске. - По очереди тройками будете выбегать к доске и рисовать то, что захотите. Будете создавать свой образ. Я буду останавливать. Махну рукой, все скажут «стоп», и рисовать пойдут другие. Звучит музыка, дети и родители по очереди выполняют задание. - Славные вышли картины. Так представляют дети «тема». Так – родители. Удались картины.
- Что узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось? Что не понравилось? Где же человеку пригодится воображение?
- Посмотрите, друг на друга, пожелайте мысленно всего хорошего каждому. Сохраните в душе образ нашего занятия. Принесите рисунки, в которых вы выразите свое настроение, отношение к занятию, то, насколько приятно вам было работать с одноклассниками, с родителями. - Всего вам доброго!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|