Урок психологии в начальной школе

В то время я работала психологом в лицее. Сильно включалась в процесс, воплощала в жизнь свои идеи и представления. В лицее психология была важна и нужна. Я радовалась такому совпадению ценностей у меня и руководства лицея. При такой фоновой поддержке рождались статьи, научно-исследовательские работы и просто интересные уроки. Один из них я представляю вам - знаю, что среди гостей и специалистов сайта много психологов, которые занимаются с детьми, а по опыту супервизии понимаю, что живая информация "из моей работы" всегда интересна.

УРОК ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2004 год)

    Приобщение к знаниям о человеке  особенно важно  на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления. Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четко формируются у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.

   Целенаправленное и систематическое развитие младших школ на специально организованных уроках вызвано тем, что в повседневной школьной практике учителя постоянно сталкиваются с учениками, имеющими различные трудности в обучении, которые обусловлены в значительной степени недостатками развития у них познавательной сферы, психомоторных процессов, школьной  мотивации. Наиболее эффективный путь помощи школьникам – обеспечение необходимого уровня психологического развития.

   Курс психологии в начальной школе предполагает занятия и тренинговые упражнения по развитию познавательных процессов учащихся – восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления. От уровня развития познавательных процессов школьника зависит, насколько легко и эффективно он будет справляться с  учебной программой.

  Именно на таких занятиях дети получают навыки групповой работы, в ходе которой предусматривается, помимо прочего, развитие коммуникативных способностей.

   На уроках психологии задания выполняются учениками в игровой форме; отсутствует отметочная система, хотя оценивание  осуществляется  (благодаря этому, у детей формируется отношение к таким урокам как к средству развития своей личности). Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, создают на уроках положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.

 Тема: Воображение.

 Цель: дать понятие о воображении, о его двух видах – творческом и воссоздающем, развивать воображение, конструктивную деятельность, коммуникативные навыки, способствовать формированию образа – Я.

 Ход урока.

  1. Организационный момент.

      Приветствие детям, гостям.

     - Здравствуйте. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. И гости действительно дорогие для нас – ваши мамы, папы, бабушки, дедушки. - Помогите им раздеться.

- Только не думайте, что сегодня вы будете пассивными слушателями. Ребята вот знают, а родные ваши, наверное,  позабыли, как нужно вести себя на уроке, чтобы быть хорошим учеником, они редко ходят в школу.

     - Руку поднимать, активными быть.

     - Спасибо, ребята. И я призываю Вас к этому. А сейчас, начнем.

  • Разминка.

     - Встанем в круг. Будем работать дружно, будем помогать друг другу. Предлагаю поиграть. (Карточки с названиями животных.)

Вытягиваете карточку с названием животного, изображаете его, издаете характерный для этого животного звук.

     - Ну а теперь сыграем так. Называйте, каким животным вы себя представляете.

«Если я животное, то я …. А моя мама ….»

     - Спасибо!

      3.Заявление темы урока.

     - Сейчас вы представляли себя кем-то. Трудно это было делать? Кому трудно? Кому легко? Рада, что это так. А, если вам было трудно, значит, у вас что-то еще получается легко.

      Ребята, в основном всем было легко. Потому легко, что у человека есть удивительная способность. Она дает возможность придумывать, создавать что-то новое, представлять себе то, что человек никогда не видел, о чем слышал или читал, представить себя кем-то. Эта способность – Воображение. (На доске, нужен мел). Слышали когда-нибудь такое слово? Наверняка. Нет? А слово воображала? Кого так называют?

     - Кто представит себя кем-то. Нос задерет.

     - Точно-точно. Откройте свои тетради и запишите – Воображение. Давайте теперь произнесем вслух это слово. Воображение. Если будем внимательными, увидим и услышим в нем еще другое слово -  «образ». Я напишу на доске. Где же «образ» в слове «воображение» спряталось? 

 ( выделяем корень)

     - Что же такое образ?

(Дети отвечают.)

     - А как родители считают?

(Отвечают родители?)

     - Да, образ это то, что ты представляешь в уме, как будто видишь, слышишь, чувствуешь на самом деле.

Так было и тогда, когда вы представляли себя каким-то животным. Это работало ваше воображение. Запишем определение, что же такое воображение. Это способность к созданию в уме новых образов. (Когда мы представляем в уме новые образы.)       

  • У нас есть такая возможность. Вы получите одинаковые формы из цветной бумаги. (Раздаю шаблоны.)

Посмотрите на них и подумайте, что они вам напоминают: какой-то предмет или его часть. Постарайтесь придумать что-то свое, оригинальное, чего никто другой придумать не сможет. Создайте свой образ.

(Звучит музыка.)

     - Посмотрим, что же у нас получилось.

Круг, у детей в руках работы. Идет обсуждение. 

     Помогло вам справиться с этим заданием ваше воображение.

     - В каких ситуациях помогает людям воображение?

     - Создавать книги, картины, писать музыку, придумывать одежду и прочее. Помогает творить. Каждому человеку оно необходимо. Без него не было бы творчества. (Показ картин, рисунков, интересных вещиц и проч.…)

  • – Ребята, есть еще один вид воображения. Он часто нужен на уроках. Этому виду воображения помогают придумывать, создавать образы схемы, карты, модели, описания. Мы с вами поработаем по описанию. Это объявление. (Показываю объявление.)

             _ _ _ _ ала    _ _ бака  ценной  _ _ роды.

        _ _ ричнева_    _ _ хматая, на спине   _ _ рное пятно.

        Левое ух_   _елое.

     - Восстановим объявление.

Дети по очереди называют слова, восстанавливают объявление.

     - Нарисуйте по описанию того, кого надо найти.

 Звучит музыка, дети рисуют собаку.

Выставка рисунков. Выбор лучших рисунков.

     - Сейчас вы создавали по описанию личный образ, теперь задание будет сложнее.

  • - Будем создавать коллективный образ. Нарисуем картину. Вот заготовка. Давайте придумаем тему рисунка.

Дети и родители называют возможные темы. Выбираем наиболее удачную. Лист с заготовкой крепиться на доске.

       - По очереди тройками будете выбегать к доске и рисовать то, что захотите. Будете создавать свой образ. Я буду останавливать. Махну рукой, все скажут «стоп», и рисовать пойдут другие.

Звучит музыка, дети и родители по очереди выполняют задание.

       - Славные вышли картины. Так представляют дети «тема». Так – родители. Удались картины.

  • Подведение итогов.

       - Что узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось? Что не понравилось? Где же человеку пригодится воображение?

  • Ритуал прощания. Дети встают в круг. (Возможно, родители тоже встанут в круг)

       - Посмотрите, друг на друга, пожелайте мысленно всего хорошего каждому. Сохраните в душе образ нашего занятия. Принесите рисунки, в которых вы выразите свое настроение, отношение к занятию, то, насколько приятно вам было работать с одноклассниками, с родителями.

- Всего вам доброго!

 

 



Просмотров: 301
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • А вам не стыдно пропускать мимо себя большие деньги, когда другие ребята зарабатывают их так легко?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Мысль и воображение. Как воображение влияет на вашу жизнь?
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Что уже сегодня не дает вам жить так, как вы хотите. 3 мешателя чувствовать счастье
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Как развить воображение и для чего это нужно
  • Почему так важно воображение для младшего школьника
  • Что мешает вам выглядеть так, как вы хотите, прямо сейчас?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Что делать, если вам кажется, что у вас кризис: 3 простых шага и 1 тест
  • Когда стараетесь быть счастливой и богатой, а вам мешают изнутри и снаружи: почему так и что делать?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Когда вам кажется, что всё идёт не так, вам не кажется!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь