|
Развиваем воображениеАвтор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
Воображение и самореализация. Воображение – одна из позитивных способностей человека. Она развивается естественно у ребенка при нормальных условиях жизни и окружении. Воображение помогает человеку творить, созидать новое, то, что ранее не было создано человечеством. И, значит, оно является одним из условий самореализации личности. А без самореализации, выражения себя, своей индивидуальности через творчество, созидание, полная удовлетворенность жизнью невозможна. Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, мы помогаем ему в будущем найти себя и свое место в жизни. Роль подхода Мы знаем, что одни люди используют воображение для изобретения орудий уничтожения, в то время как другие с его помощью создают лекарства, новые виды пищи или произведения искусства. Как и любая другая способность человека, воображение может быть использовано на созидание или разрушение, в зависимости от остальных качеств человека, и в особенности – от системы его ценностей, от нравственных качеств. Это значит, что формирование системы ценностей, нравственных качеств, миролюбия, не должны забываться за развитием качеств и способностей, дающих социальную успешность и конкурентноспособность. Воспитание также не может быть построено на страхе и на ожидании того, что переданное будет использовано неправильно. Оно может быть построено на надежде, что дети позитивно используют то, что мы им передаем. Что способствует развитию воображения ? Если ребенок боится оценки окружения, осуждения или насмешек, если ему внушается, что только один образец может быть правильным – его способность воображать будет ограничена. Такой ребенок будет склонен использовать стандарты. Любые качества и способности развиваются тогда, когда мы их поощряем, одобряем, создаем условия, когда ребенок использует их в творчестве , позитивно, получает и осознает результат своего труда. И также, необходимы условия свободы, то есть когда ребенку предоставлены условия свободно проявлять присутствующую в нем энергию жизни. Ребенку также помогает развиваться, когда мы что-либо делаем вместе с ним, так как в этом случае ребенок имеет прямой образец для подражания. Особенность ребенка в возрасте до 7 лет в том, что он моделирует свое поведение ( а также чувства и мышление) по поведению значимого взрослого, и этот способ строить себя является для него преобладающим. Когда воображение не развивается... Когда взрослые разрешают ребенку активно манипулировать вещами, он развивает в себе способность использовать их и подчинять их себе. На внутреннем, психологическом плане это переходит в способность управлять собственными фантазиями. Это помогает ребенку быть хозяином собственного воображения, его содержания. Умение управлять вещами ведет к умению управлять образами. Если ребенок пассивен на внешнем плане, он, скорее всего, будет пассивен и на внутреннем, психологическом плане. И тогда в поведении он будет подчиняться содержанию своего воображения. Упражнения Упражнение 1 Вот простое упражнение на развитие воображения. Нарисуйте для ребенка на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Предложите ему дорисовать каждый кружок так, чтобы из кружков получились разные рисунки. Упражнение 2 Нарисуйте на листе бумаги аналогично, шесть квадратов, и попросите ребенка придумать шесть разных рисунков, включающих этих квадраты как часть. Игры на развитие воображения (Материалы Акимовой Галины) ВЗГЛЯД УКРАДКОЙ Что понадобится: картинки с узнаваемыми изображениями, листы чистой бумаги. Что нужно делать: Проделайте в чистом листе бумаге небольшие отверстия. Теперь накройте одну из картинок (ребенок не должен знать, какую вы выбрали). Пусть малыш попытается узнать все изображение по фрагменту, который виден в дырочку (или в несколько дырочек). Можно подвигать листок с отверстиями по поверхности картинки – а так узнаешь, что нарисовано? ДОМАШНИЙ ПЛАНЕТАРИЙ . Что понадобится: Большая бумажная или пластмассовая чашки (упаковка из-под продуктов), маленький фонарик. Что будем делать: Проделайте в чашке много-много дырочек в произвольном порядке. Положите в чашку маленький фонарик, зажгите его и подвесьте все это к потолку в темном помещении. Свет будет пробиваться через дырки, и на потолке получится картина «звездного неба». Лягте с ребенком на пол, наблюдайте «за звездами» и рассказывайте друг другу таинственные истории о жизни на этих звездах и других планетах. НОВОЕ ТЕЛО Что понадобится: ненужные журналы с картинками, фото ребенка. Что будем делать: Пусть ребенок вырежет из какой-нибудь своей фотографии собственное лицо. Теперь полистайте вместе с ним иллюстрированные журналы. Возможно, ваш взгляд привлечет чья-нибудь фотография. Малыш может попробовать приложить к ней свое лицо и представить себя этим человеком. Попросите его рассказать что-нибудь от имени этого человека. Ребенок будет в восторге, если и вы проделаете то же самое со своим фото или фото других членов семьи. ДРУГ ИЗ ПОДУШКИ Что понадобится: Старая подушка и недорогая наволочка, фломастеры, ленточки или тесемки, ненужная детская одежда небольших размеров. Что будем делать: Подушку перевяжем посередине веревкой или шнурком – получится основа для туловища. Сверху прикрепим тесемки или ленточки, чтобы изобразить волосы. Фломастером нарисуем детали лица или вырежем эти детали из ткани и наклеим. Теперь можно одеть куклу – подойдут маленькие шорты, рубашка или просто лоскутки ткани. Новый друг готов. Вполне возможно, что он станет любимой игрушкой малыша, он может играть с ним перед тем, как отправиться спать и т.д.. Часто дорогие покупные игрушки не могут конкурировать с такими вот самодельными, «примитивными», но теплыми и уютными. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|