|
Уроки жизни в средней общеобразовательной школе. Урок 1Автор статьи: Смоля Светлана Валерьевна
Вступление будет таково. Сейчас много толков о том, чему детей учат или не учат в школе, мучают или не мучают, нужна школа или зачем, какое такое альтернативное образование и так далее. Все эти разговоры, попадающиеся статьи, дети-первоклашки и второклашки, приходящие на занятия по игровой психотерапии, мамы, обреченно сетующие на то, что уроки с первоклашкой приходится делать до 11 часов вечера... Родители дошколят, испуганные тем, что ребенок не готов к школе! как же он будет жить там! что делать! Нет, не сподвигло меня это все на научное исследование. Нет, и озарение меня не посетило. И как жить в складывающихся условиях - я тоже "вдруг" не поняла. И не привели размышления меня и к тому, что школа - зло или не зло. Что должно быть только домашнее обучение, только раздельные классы для мальчиков и девочек (хотя эта идея мне очень нравится и близка). Моя память услужливо стала предлагать мне погрузиться в свои школьные годы и оценить - была ли полезна мне школа и насколько? Что ж, надо сказать, была. Была полезна мне школа. Хотя я наизусть помню всего лишь одно стихотворение. Не смогу объяснить, что такое синус или косинус или интеграл. Мне очень нравилась химия - но и оттуда я помню только словосочетание "лакмусовая бумажка". Призадумалась я. Так что же осталось-то? Оказалось, школа преподала мне множество важных уроков. Но это были не те ежедневные упражнения разных мыслительных процессов. Пожалуй, самых ярких уроков было семь. Да. Вот так за одиннадцать лет учебы в школе всего семь уроков.
Урок 1. Лихие девяностые и девочки-вымогателиНадо сказать, ребенком я была не самым простым, хотя и сообразительным и толковым (круглый отличник в начальной школе). Да еще и время выдалось такое - только случился переворот, я пошла в первый класс, вдруг стали заканчиваться в семье деньги, что-то необратимо менялось. Было мне во втором классе семь лет. Подруге моей - восемь. Уж я не знаю, как так получилось - зависть ли к более обеспеченным детям, однообразная еда или одежда, манящий ли ларек с шоколадками и жвачками прямо перед воротами школы... Только стали мы думать, как обзавестить деньгами и купить себе шоколадку... Невинное детское желание! У родителей просить денег было бесполезно. В то время раздевалки школьные не закрывались, мы приходили, вешали свои пальто-курточки и шли на уроки. С подругой мы почему-то решили, что если найдем что-то в карманах чужой одежды - то это справедливо будет наше. И так мы принялись "за дело". Какая-то мелочь была в карманах у детей, насобирали. Как вдруг в одном пальто мы обнаруживаем ключ. Да, тот самый ключ на шнурочке, от квартиры, который должен бы висеть на шее, но почему-то оказался в кармане. В те времена народ еще не сильно задумывался над двойными дверями, а в единственных существующих бывало по одному замку. Вот это удача, подумали мы! И придумали план. Мы написали записку (откуда только идея взялась? насмотрелись фильмов?) в лучших традициях современного детектива, мол, ты нам принеси денег, а мы за это вернем ключ. Записку положили в карман пальто, ключ забрали и, довольные собой, разошлись после уроков домой. На следующее утро девочка, в чье пальто мы положили записку, наша одноклассница, в школу не пришла. Ее мама позвонила нашей учительнице и все рассказала. Девочка осталась дома, т.к. у нее, естественно, не было ключа, чтобы закрыть квартиру, а запасного не предвиделось. Надо сказать, мы с подругой очень удивились такому повороту событий, так как все должно было пройти по нашему плану без сбоев. Что же сделала учительница? Она не ругалась. Не переживала. Не стала грозить милицией или вызовом родителей в школу. Каким-то чутьем она догадывалась, что так делать не стоит. Шел урок. Она рассказала всему классу, что случилась вот такая ситуация. Наверное, рассказала, что это плохой поступок - этого я уже не помню. Сказала, что сейчас попросит всех остаться на местах и закрыть глаза. А те, кто это сделал, пусть поднимут руки. И таким образом никто из класса не узнает. Я помню, что было очень страшно сидеть с закрытыми глазами и мучительно решаться поднять руку, но я не успела это сделать, так как учительница попросила всех открыть глаза. Удивительно, но все дети послушно выполнили просьбу - никто не подглядывал. Оказалось потом, что моя подруга, которая взяла ключ себе, подняла руку почти сразу. Ключ вернули девочке. А нас никак не наказали, даже не рассказали родителям. Но так стыдно мне было впервые в жизни. Интересно, что в этом поступке у нас не было никакого злого умысла. Мы просто мечтали о шоколадках, так они нас манили. Во время урока "с закрытыми глазами" нам было очень страшно, непередаваемо страшно решиться и открыть правду о том, что это сделали мы! Представляю, что было бы, если бы перед этим нас еще припугнули милицией, или директором, или пообещали бы рассказать все родителям, от которых уж точно пощады не жди. Наверное, мы бы испугались и попросту затаились. Это был переломный момент. Одна из развилок жизни, на которой можно свернуть в ту или другую сторону. Благодаря мудрости нашей молодой учительницы начальных классов мы остались на светлой дороге. Мне действительно после этого случая было стыдно. Больше таких приключений с раздевалкой мы не повторяли. Какой же был урок? Я поняла тогда, что есть люди, которые верят в то, что я - хороший человек. И именно эта вера дала шанс до-вериться и открыться, почувствовать стыд и раскаяние за поступок. Шанс начать заново и исправиться.
....продолжение следует.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|