Урок не впрок!

Автор статьи: Косткина Елена

Урок не впрок

Казалось бы – ничего страшного. Девочка 12 лет рассказывает, что за опоздание на урок классный руководитель подвергает ученика следующей процедуре: школьник вынужден оставаться позади класса, не имеет права физически присесть за свою парту, должен пытаться фиксировать материал урока, держа тетрадь и учебные пособия навесу. И так – весь урок.

     Для девочки и ее одноклассников ситуация привычная, неприятная. Учителя она считает самым нелюбимым из всех (девочка учится очень хорошо, школа – в высшей степени приличная, уклон в физмат).

     Решаем разобраться в ситуации.

     По-видимому, целью такого наказания является приучение к дисциплине, необходимость которой очевидна. Однако сам подход отрицательного подкрепления видится архаичным, учитывая что используется он даже не на фоне положительного подкрепления, а сам по себе и, таким образом, является просто актом унижения для ученика и способом выразить агрессивные эмоции  для учителя.

     Подобные методы хороши для работы со сплоченными группами, где наказание не видится глубоко-индивидуальным, «делится» между членами общины, становясь, таким образом, выносимым и мотивирует на дальнейшую работу;  также, отрицательное подкрепление широко применялось в обучающем процессе вплоть до середины 20 века. Однако, казалось, с тех пор педагогической науке стало известно гораздо больше о психике ребенка и подростка. В средней школе ребенок является обладателем не перцептивной психики, но интеллекта и сознания, уже есть начальное абстрактное мышление и  с детьми вполне можно работать через высшую психическую функцию – речь, а не регрессировать до поведенческих актов воздействия.

     Есть безусловное понимание, что подобный выбор педагогической стратегии преподавателя стал возможен вследствие страха потери контроля над ситуацией, злости и  желания подавить протест со стороны ученика путем возбуждения в нем глубокого чувства вины и публичного (что особо остро воспринимается подростками) стыда.  Эти эмоции преподавателя понятны, ведь работать с подростками – сложно, выносить их гнев и подчеркнутые акты непослушания (каковым в самом нежном их проявлении должно бы расцениваться опоздание на первый урок) может быть  переносимо для педагога, но ситуации  можно  было избежать в том случае, если учитель не принимает подобные выпады на себя лично и  обладает гибким и чутким осознанием того, что суть протестного поведения абсолютно нормальна для периода пубертата и не является угрозой личности учителя, а лишь лучшим способом осуществления сепарации ребенка от ключевых семейных фигур (родителей), необходимой для дальнейшего развития здоровой личности. Перенос образа родителей на фигуру учителя и, тем более, классного руководителя, практически неизбежен, поэтому учителю приходится вести свою профессиональную деятельность в условиях довольно сильного эмоционального давления, если он работает с подростками.

     Тем важнее преподавателю понимать законы психического развития на всех трех этапах подросткового становления: чтобы облегчить собственный рабочий процесс и не соскальзывать на отыгрыш роли «злого родителя», на который учителя так успешно провоцируют вверенные ему подростки. Таким образом станет возможным уйти от невыносимости собственных чувств злости, страха потери контроля (авторитета), беспомощности и освободить ресурс для непосредственно педагогической, творческой работы. В выигрыше останутся и дети, чей классный руководитель не будет так эмоционально выгорать, что позволит им сблизиться, уйти от конфронтации и системы наказания и почувствовать себя в большей безопасности, создаст атмосферу продуктивного гармоничного сотрудничества и уважения друг к другу.



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблема: Влюбленность ученика в учителя.
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Подростки, учителя, школа
  • Каждая ситуация в твоей жизни — это урок, прекрасный урок.
  • Собственный жизненный опыт как хорошо усвоенный урок для подростка
  • Трудности первого года в школе: Ребенок не слушает учителя
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (3)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (1)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (2)
  • Техника работы с образом себя через МАК
  • Успеваемость ребенка зависит от спокойствия учителя.
  • «Узники системы - учителя»!
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Имя лучшего нашего учителя – Опыт, фамилия – Собственный
  • Есть ли Бог? Как работать с образом бога в психотерапии.
  • Про школу | Как портятся отношения Учителя и Родителя.
  • Конфликты в школе: Учителя vs. Родители
  • О роли учителя или почему нет сил жить правильно
  • Первый раз на собрание в 1й класс или как выбрать учителя
  • Когда у горя нет конца. Переживание потери родителей подростками.
  • Уроки жизни в средней общеобразовательной школе. Урок 1
  • Уроки жизни в средней общеобразовательной школе. Урок 2
  • Дети, как самые главные учителя взрослых.
  • Стань таким, как я хочу. Но меня принимай таким, какой я есть!
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!
  • Лекция: Чувства учителя – как ключ к пониманию конфликтов в классе.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь