Про школу | Как портятся отношения Учителя и Родителя.

Про школу  Как портятся отношения Учителя и Родителя

 «ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ»: Какие родители Тревожны и Конфликтны? 
  • Имеют негативный опыт из жизни, потому не доверяют никому, защищаются авансом, склонны фантазировать в негативном ключе о любой «подозрительной» для них ситуации.
  • Переживают «кризис личного успеха», потому неустойчивы к критике и стремятся выставить себя лучше, чем есть, оправдать себя за счёт чего угодно и кого угодно.
  • Находятся под «бременем высокого статуса» (реальный, мнимый), потому не позволяют себе просить о помощи, озвучивать то, что их не устраивает и в какой поддержке они нуждаются.
  • Активны, но неэффективны, справляются как могут, потому остро реагируют на «необоснованные» обвинения в «бездействии».
  • Привыкли жить «иждивенцами», не умеют управлять ситуациями жизни, поэтому перекладывают ответственность на других, всё время просят чужой помощи.
  • Одиноки в трудностях своей жизни, потому убеждены, что только личным участием, контролем и поучением других могут предотвратить «беду». 
Как портятся отношения с родителями? 
1. Родители приходят с переживаниями «личных историй» (опасений, страхов, неуверенности в себе, кризис личной жизни и успешности и т.д.), не связанных со школой и её сотрудниками (трудная жизненная ситуация, проблемы на работе, семейные драмы, кризисы смыла жизни, не выдерживают груз ответственности и т.д.). 

Симптомы: раздражительны, ранятся на критику к себе и своему ребёнку или внешне безразличны и отчуждены, измотаны, ищут способы оправдаться внешними обстоятельствами. 

Неполезные действия  учителя:

  • нервозное поведение родителя принимает на свой счёт;
  • строит иллюзии о негативном отношении родителя к себе;
  • неуверен в своей «невиновности», накручивает себя и формирует обиду к родителю;
  • не делится своими переживаниями по этому поводу;
  • не говорит о своём желании ситуацию изменить;
  • не говорит о своём расположении / сочувствии к родителю, не выражает поддержки;переходит в контратаку и контробвинения. 
2. Родители в воспитании и обучении детей активны, но не эффективны.

Симптомы: болезненное чувство родительской ответственности, связанное с родительской некомпетентностью (неэффективностью практикуемых мер и приёмов воспитания, личное бессилие, отчаяние), говорят о неудачном опыте, признаются в своём бессилии, ждут от сотрудников школы «рецептов счастья», имеют подозрения, что проблема в учителе.

Неполезные действия  учителя

  • постоянно и открыто критикует учащегося и его родителя;
  • в своей критике голословен, преувеличивает, чтобы «впечатлить» родителя;
  • не делится своим опытом/подходом, не обсуждает с родителем, как тот может действовать по-другому;
  • умалчивает о положительных моментах и подвижках (даже если они незначительны, но за это можно поддержать и учащегося и родителей).
3. Родители имеют негативный опыт доверия к должностным лицам/людям (с детского сада, с другой школы, гос.контор, в принципе по жизни).

Симптомы: пытаются проводить экспертизу работе учителя, обратить учителя в «свою философию воспитания» как своего заместителя, рассказывают о том, какая поддержка нужна их ребёнку, редко пользуются показаниями свидетелей, расспрашивают ребёнка преимущественно об инцидентах в классе/школе, не разбирают поведение своего ребёнка.

Неполезные действия  учителя

  • не приносят извинений за то, в чём поступили некорректно или поспешно;
  • не рассказывают о себе и о своей системе требований, остро реагируют на желание родителя посетить урок, поговорить с другими детьми и т.д.;
  • не рассказывают родителям об особенностях современного образовательного процесса.
 4. Родители имеют своё родительское представление об успешности своего ребёнка (свидетели тому, каким ребёнок был и чему уже научился).

Симптомы: пытаются оспаривать оценки, замечания по поведению и доказывать учителю способности своего ребёнка.

Неполезные действия  учителя:

  • не допускает знания, что учащийся имеет в рамках класса нераскрытые таланты и способности;
  • не принимает в расчёт личные барьеры ребёнка в работе на уроках;
  • думая о нём, как о неуспешном, не доверяет шанс проявить себя;
  • обесценивает неучебные качества и способности ребёнка;
  • пренебрегает малым потенциалом ребёнка.
5. Родители склонны «играть в экспертов» (стремятся оценивать и анализировать всё происходящее в школе).

Симптомы: всё время расспрашивают о том, как ведутся уроки, по каким принципам ставят оценки, а «почему так, а ни так как было в моё время», начинают давать советы и спорить.

Неполезные действия  учителя

  • раздражается на ситуацию «экспертизы»;
  • не поясняет свою позицию и методы, требования ФГОС;
  • уходит от темы разговора;
  • оставляет родителя в сомнениях и подозрениях.
 Распространённые ошибки педагогов 
Феномен: «Я точно знаю, что Вы не занимаетесь» – голословное утверждение о родительской безответственности.

Вызывает протест и негодование, ставит взрослого в позицию «оправдывающегося ребёнка».

Феномен: «Я не знаю «как», но Вы должны догадаться сами» – призыв к каким-то действиям, но не уточнено каким.

Вызывает чувство тревоги и неопределённости, и провоцирует острое сопротивление и конфронтацию.

Феномен: «Я не обязана перед Вами отчитываться» – отказ пояснять свою систему требований и решений.

Вызывает подозрения в некомпетентности и даёт поле для негативных фантазий об учителе.

Феномен: «Мне не за что похвалить его» – отдаётся приоритет проблемным зонам и недостаткам ребёнка, не поддерживаются сильные стороны.

Вызывает острое напряжение в родителе, провоцирующее протест, возмущение и обвинение учителя в обесценивании и предвзятости к ребёнку.

Договор о сотрудничестве с родителями (на родительском собрании)

 На родительском собрании заключите договор с родителями

  • Объясните разницу между тем, как учились прежде они сами, и как сейчас будут учиться их дети, расскажите о трудностях, с которыми они столкнуться – чтобы у родителей не было возмущения и непонимания, почему сейчас всё так, а ни как «в их время».
  • Спросите у родителей об их ожиданиях и просьбах к вам как учителю – для того чтобы понимать, в каких моментах вы будете сталкиваться в конфликте.
  • Дайте свои необходимые комментарии – обозначьте свои личные границы учительские и личные: чтобы вы с родителями не расходились в понимании адекватности (неадекватности) их ожиданий, поясните, почему не можете пойти им навстречу в некоторых моментах.
  • Проговорите свой подход к оцениванию и способам поддержки учащихся.
  • Проговорите, в какой именно форме вам нужна поддержка и участие родителей.
  • В конце собрания выдайте памятку (как своё личное послание к каждому), где это всё будет закреплено.

Такой подход помогает вывести родителей из иллюзий про вашу деятельность, и дать им хоть какое-то чувство определённости.

Коммуникативные ходы в сотрудничестве с  родителями: 
  1. Начиная разговор о проблемах ребёнка, начните с сильных сторон, которые заметили, и только тогда переходите к «но меня очень сильно беспокоит вот что:...» – такой ход покажет вас заинтересованным и заботливым союзником родителя.
  2. Уточните родителю, что именно должен выполнять и чему соответствовать их ребёнок по современным требованиям – это развеет иллюзии родителя об «образе учащегося» и разделении ответственности: что должен делать ребёнок, а что родитель.
  3. Защищая свои личные профессиональные границы и свободу, аргументируйте свою педагогическую позицию с точки зрения «я должен действовать так, чтобы у учащихся…».
  4. «Делая замечание» родителю о неготовности к урокам, покажите для сравнения несколько тетрадей (дневников) более успешных и отстающих ребят – это снимает подозрение о придирчивости, и тогда скажите «У меня к Вам огромная просьба, уделите внимание…, возьмите под контроль».
  5. Уточняйте у родителя, как именно он помогает ребёнку готовиться к урокам, и только тогда вносите конкретные педагогические «коррективы» в родительский подход.
  6. В случае конфликтной ситуации ученика с Вами или другим учеником приглашайте родителя на «очную ставку» и пригласите свидетелей, не решайте по телефону и через других.
  7. Договариваясь о сотрудничестве с родителем, приглашайте к компромиссу об ответственности «Со своей стороны, я даю гарантию, что…; и тогда жду с Вашей стороны… Давайте согласуемся, как мы это будет делать.»

  Удачи Вам и педагогических успехов! 

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" 



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Появились подозрения на нетрадиционную ориентацию ребёнка: что делать и как не навредить?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Развитие ребёнка начинается с осознавания родителя.
  • Комплекс отвержения у родителя «трудного» ребёнка.
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Любовники и родители. Рождение ребёнка как испытание для пары.
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 5
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 2
  • Бороться с ребёнком или занять свою позицию родителя. Часть 4
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Не по-детски. Как мы ищем себе Родителя
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Как взрастить в себе Заботливого Внутреннего Родителя?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Как переключить Внутреннего Родителя на любовь и заботу о себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь