«ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ»: Какие родители Тревожны и Конфликтны?
- Имеют негативный опыт из жизни, потому не доверяют никому, защищаются авансом, склонны фантазировать в негативном ключе о любой «подозрительной» для них ситуации.
- Переживают «кризис личного успеха», потому неустойчивы к критике и стремятся выставить себя лучше, чем есть, оправдать себя за счёт чего угодно и кого угодно.
- Находятся под «бременем высокого статуса» (реальный, мнимый), потому не позволяют себе просить о помощи, озвучивать то, что их не устраивает и в какой поддержке они нуждаются.
- Активны, но неэффективны, справляются как могут, потому остро реагируют на «необоснованные» обвинения в «бездействии».
- Привыкли жить «иждивенцами», не умеют управлять ситуациями жизни, поэтому перекладывают ответственность на других, всё время просят чужой помощи.
- Одиноки в трудностях своей жизни, потому убеждены, что только личным участием, контролем и поучением других могут предотвратить «беду».
Как портятся отношения с родителями?
1. Родители приходят с переживаниями «личных историй» (опасений, страхов, неуверенности в себе, кризис личной жизни и успешности и т.д.), не связанных со школой и её сотрудниками (трудная жизненная ситуация, проблемы на работе, семейные драмы, кризисы смыла жизни, не выдерживают груз ответственности и т.д.).
Симптомы: раздражительны, ранятся на критику к себе и своему ребёнку или внешне безразличны и отчуждены, измотаны, ищут способы оправдаться внешними обстоятельствами.
Неполезные действия учителя:
- нервозное поведение родителя принимает на свой счёт;
- строит иллюзии о негативном отношении родителя к себе;
- неуверен в своей «невиновности», накручивает себя и формирует обиду к родителю;
- не делится своими переживаниями по этому поводу;
- не говорит о своём желании ситуацию изменить;
- не говорит о своём расположении / сочувствии к родителю, не выражает поддержки;переходит в контратаку и контробвинения.
2. Родители в воспитании и обучении детей активны, но не эффективны.
Симптомы: болезненное чувство родительской ответственности, связанное с родительской некомпетентностью (неэффективностью практикуемых мер и приёмов воспитания, личное бессилие, отчаяние), говорят о неудачном опыте, признаются в своём бессилии, ждут от сотрудников школы «рецептов счастья», имеют подозрения, что проблема в учителе.
Неполезные действия учителя:
- постоянно и открыто критикует учащегося и его родителя;
- в своей критике голословен, преувеличивает, чтобы «впечатлить» родителя;
- не делится своим опытом/подходом, не обсуждает с родителем, как тот может действовать по-другому;
- умалчивает о положительных моментах и подвижках (даже если они незначительны, но за это можно поддержать и учащегося и родителей).
3. Родители имеют негативный опыт доверия к должностным лицам/людям (с детского сада, с другой школы, гос.контор, в принципе по жизни).
Симптомы: пытаются проводить экспертизу работе учителя, обратить учителя в «свою философию воспитания» как своего заместителя, рассказывают о том, какая поддержка нужна их ребёнку, редко пользуются показаниями свидетелей, расспрашивают ребёнка преимущественно об инцидентах в классе/школе, не разбирают поведение своего ребёнка.
Неполезные действия учителя:
- не приносят извинений за то, в чём поступили некорректно или поспешно;
- не рассказывают о себе и о своей системе требований, остро реагируют на желание родителя посетить урок, поговорить с другими детьми и т.д.;
- не рассказывают родителям об особенностях современного образовательного процесса.
4. Родители имеют своё родительское представление об успешности своего ребёнка (свидетели тому, каким ребёнок был и чему уже научился).
Симптомы: пытаются оспаривать оценки, замечания по поведению и доказывать учителю способности своего ребёнка.
Неполезные действия учителя:
- не допускает знания, что учащийся имеет в рамках класса нераскрытые таланты и способности;
- не принимает в расчёт личные барьеры ребёнка в работе на уроках;
- думая о нём, как о неуспешном, не доверяет шанс проявить себя;
- обесценивает неучебные качества и способности ребёнка;
- пренебрегает малым потенциалом ребёнка.
5. Родители склонны «играть в экспертов» (стремятся оценивать и анализировать всё происходящее в школе).
Симптомы: всё время расспрашивают о том, как ведутся уроки, по каким принципам ставят оценки, а «почему так, а ни так как было в моё время», начинают давать советы и спорить.
Неполезные действия учителя:
- раздражается на ситуацию «экспертизы»;
- не поясняет свою позицию и методы, требования ФГОС;
- уходит от темы разговора;
- оставляет родителя в сомнениях и подозрениях.
Распространённые ошибки педагогов
Феномен: «Я точно знаю, что Вы не занимаетесь» – голословное утверждение о родительской безответственности.
Вызывает протест и негодование, ставит взрослого в позицию «оправдывающегося ребёнка».
Феномен: «Я не знаю «как», но Вы должны догадаться сами» – призыв к каким-то действиям, но не уточнено каким.
Вызывает чувство тревоги и неопределённости, и провоцирует острое сопротивление и конфронтацию.
Феномен: «Я не обязана перед Вами отчитываться» – отказ пояснять свою систему требований и решений.
Вызывает подозрения в некомпетентности и даёт поле для негативных фантазий об учителе.
Феномен: «Мне не за что похвалить его» – отдаётся приоритет проблемным зонам и недостаткам ребёнка, не поддерживаются сильные стороны.
Вызывает острое напряжение в родителе, провоцирующее протест, возмущение и обвинение учителя в обесценивании и предвзятости к ребёнку.
Договор о сотрудничестве с родителями (на родительском собрании)
На родительском собрании заключите договор с родителями:
- Объясните разницу между тем, как учились прежде они сами, и как сейчас будут учиться их дети, расскажите о трудностях, с которыми они столкнуться – чтобы у родителей не было возмущения и непонимания, почему сейчас всё так, а ни как «в их время».
- Спросите у родителей об их ожиданиях и просьбах к вам как учителю – для того чтобы понимать, в каких моментах вы будете сталкиваться в конфликте.
- Дайте свои необходимые комментарии – обозначьте свои личные границы учительские и личные: чтобы вы с родителями не расходились в понимании адекватности (неадекватности) их ожиданий, поясните, почему не можете пойти им навстречу в некоторых моментах.
- Проговорите свой подход к оцениванию и способам поддержки учащихся.
- Проговорите, в какой именно форме вам нужна поддержка и участие родителей.
- В конце собрания выдайте памятку (как своё личное послание к каждому), где это всё будет закреплено.
Такой подход помогает вывести родителей из иллюзий про вашу деятельность, и дать им хоть какое-то чувство определённости.
Коммуникативные ходы в сотрудничестве с родителями:
- Начиная разговор о проблемах ребёнка, начните с сильных сторон, которые заметили, и только тогда переходите к «но меня очень сильно беспокоит вот что:...» – такой ход покажет вас заинтересованным и заботливым союзником родителя.
- Уточните родителю, что именно должен выполнять и чему соответствовать их ребёнок по современным требованиям – это развеет иллюзии родителя об «образе учащегося» и разделении ответственности: что должен делать ребёнок, а что родитель.
- Защищая свои личные профессиональные границы и свободу, аргументируйте свою педагогическую позицию с точки зрения «я должен действовать так, чтобы у учащихся…».
- «Делая замечание» родителю о неготовности к урокам, покажите для сравнения несколько тетрадей (дневников) более успешных и отстающих ребят – это снимает подозрение о придирчивости, и тогда скажите «У меня к Вам огромная просьба, уделите внимание…, возьмите под контроль».
- Уточняйте у родителя, как именно он помогает ребёнку готовиться к урокам, и только тогда вносите конкретные педагогические «коррективы» в родительский подход.
- В случае конфликтной ситуации ученика с Вами или другим учеником приглашайте родителя на «очную ставку» и пригласите свидетелей, не решайте по телефону и через других.
- Договариваясь о сотрудничестве с родителем, приглашайте к компромиссу об ответственности «Со своей стороны, я даю гарантию, что…; и тогда жду с Вашей стороны… Давайте согласуемся, как мы это будет делать.»
Удачи Вам и педагогических успехов!
Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"
Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"