|
Проекция: фундамент и каркас компетентности психотерапевтаАвтор статьи: Сахарова Инна Сергеевна
Четыре навыка обращения с проекцией (часть 1) Четыре навыка обращения с проекцией (часть 2) Вы ведь знаете, что психотерапевт – тоже человек))? Да, случается (хоть и не всегда), что он человек, в некотором роде, продвинутый. Но психика даже очень достойных экземпляров тоже проективна. Это не «увы» и не «ах» – это просто очень базовая реальность, которую хорошо бы учесть. Тогда концепцию 4-х навыков обращения с проекцией можно применить и к рассуждению о компетентности психотерапевта. Использовать ее как скелет для нанизывания всяких-разных феноменов этой сферы. Занимаясь этим, важно помнить, что все 4 навыка абсолютно равноправны. И хорошо бы, чтобы все они применялись сбалансированно и целесообразно. Я думаю, что именно навыки обращения с проекцией формируют фундамент пресловутой терапевтической устойчивости. Они исключительно важны. В этой статье - некоторые «зарисовки» о том, как проявляются первые два навыка, где они находят свое отражение.
- Очень ярко выраженная штука в консультативном формате, когда психолог или терапевт выступает экспертом. Когда он формирует некое заключение и рекомендации относительно ситуации клиента, опираясь на предоставленную клиентом информацию, точнее на то, как он, терапевт, ее услышал. Опираясь на свои знания и опыт, точнее, на ту их часть, которую, он, спроецировав, счел подходящей ситуации клиента. - Выбор интервенции в психотерапии. Проведение любой интервенции в терапии тоже построено на осуществлении терапевтом внутренней экспертизы (на стыке воспринятого им материала сессии, знаний, опыта и собственного текущего состояния). Важно, чтобы терапевт считал и ощущал все это достаточно ценным, чтобы мог на это опираться. На этом основана его свобода предлагать интервенции и настаивать на них. На этом замешена возможность целебной терапевтической фрустрации. Без этого невозможно прорваться через некоторые сопротивления. - Использование контрпереноса в терапии. Терапевт переживает какое-то свое состояние в общении с клиентом. И в идеале умеет опираться на него, как на то, что отражает состояние самого клиента (которое может быть не внятно выражено и плохо распознаваемо им). Либо как на то, что испытывает человек из близкого окружения клиента в отношениях с ним. -Широко известная концепция раненого целителя К.Г. Юнга имеет отношение к этому навыку. Возможность проявления сопереживания, понимания, человечности по отношению к клиенту базируется на доверии к собственному эмоциональному опыту и возможности его проецирования. Навык 2 . Усомневаться в своей проекции. - В этом навыке укоренена возможность применения феноменологического подхода в работе с клиентом. Когда вместо того, чтобы настаивать на своей версии происходящего, на категоризации происходящего, терапевт выбирает удивиться или допустить другость ситуации, ее уникальность. Когда терапевту доступна возможность уважить субъективную правду клиенту. Руководствоваться в какой-то момент именно ей, а не тем, что подсказывает клинический опыт или теория. Этот навык делает возможным поддержку индивидуализации и самоуважения клиента. Этот навык дает возможность работать в той зоне, в которой клиент готов работать на сегодняшний день. - Сюда же относится знание психотерапевтом своих трансферентных особенностей и ограничений. Важно, чтобы терапевт мог предположить, что какое-то переживание, возникающее у него в отношениях с клиентом, мало связано с особенностями клиента, с его намерениями и переживаниями. А больше является материалом самого терапевта, его собственной «навязчивой историей», его ограничениями восприятия... Переведу дух и закончу про два оставшихся навыка))) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|