Роль тифлопедагога в процессе формирования навыков бытового самообслуживания

Роль тифлопедагога в процессе формирования навыков бытового самообслуживания у лиц со зрительным дефектом на уроках домоводства.

Домоводство – великая наука жизни, выживания, которой в разной степени владеют незрячие. Это и понятно, домоводство охватывает практически все стороны нашего быта, включая уход за жильем, который делает жизнь каждого человека более комфортной. Уроки домоводства и бытового самообслуживания приобретают особую значимость и необходимость для лиц со зрительной патологией, так как слепота накладывает огромный отпечаток не только на уровень социальной адаптированности незрячего человека, на его сильные и слабые стороны психики, но также и негативно влияет на формирование у незрячего навыков бытового самообслуживания. При этом проблемы бытового плана испытывают не только незрячие люди, имеющие зрительный дефект с рождения или с раннего детства, но и люди, утратившие зрение во взрослом возрасте. Данная проблема имеет свои специфические особенности как в случае врожденного, так и приобретённого дефекта зрения.

Так, например, мы, специалисты педагоги и психологи, работающие с незрячими людьми, сталкиваемся с двоякой проблемной ситуацией, обусловленной негативным влиянием патологии зрения на бытовую адаптацию незрячих людей. В случае наличия зрительного дефекта с рождения или с раннего детства, ребёнок изначально лишен возможности подражать действиям своих близких: находясь вместе с мамой на кухне, без специальной мотивированности к действиям, которые ориентированы на помощь маме в приготовлении пищи, у незрячего ребёнка просто не развивается интерес к деятельности, как таковой. Данная проблема вытекает из погруженности незрячего ребёнка в себя, в свой внутренний мир, который имеет свои переживания и пути их отреагирования как в игровой самостоятельной деятельности (игра в дом, в столовую), так и за ее пределами в совместной опосредованной деятельности со зрячими людьми. В такой деятельности без специальной подготовки детей к тому, что с ними будет играть незрячий ребёнок, он просто остается в тени наблюдателем за тем, как его сверстники играют в дом, готовят пищу куклам и так далее.

Иная картина возникает, когда мы имеем дело с незрячими людьми, утратившими зрение во взрослом или в зрелом возрасте. У человека, видевшего ранее, сохраняются навыки подражания действиям окружающим людям, однако, их движения утрачивают автоматизмы, становятся неловкими, неуклюжими, что в конечном итоге приводит незрячего человека к полной дезадаптации не только в социальном, но и в бытовом плане.

Таким образом, роль педагога на уроках домоводства и бытового самообслуживания достаточно велика. Именно от деятельности самого педагога на уроке зависит усвоение незрячими тех или иных навыков бытового самообслуживания, благодаря овладению которыми, незрячие люди не будут казаться такими уязвимыми и беспомощными, а их дефект зрения не будет выступать на первый план при взаимодействии с ними.

Специалисты тифлопедагоги, работающие с незрячими людьми, должны учитывать их особенности не только социального, но и психического развития. Необходимость такой градации поведенческих особенностей незрячих заключается в том, что основным вторичным дефектом при нарушении зрения является сужение социальных связей. Отсюда на первый план выступает излишняя замкнутость незрячего человека на уроке домоводства и бытового самообслуживания: он, может быть, и хотел бы спросить Вас, педагогов, о чем-либо, однако же, он стесняется и сидит весь урок молча, пока Вы сами его не спросите о том, что его интересует и усвоил ли он предлагаемый Вами материал. Психологическая же проблема незрячих вытекает из наличия ярко выраженных многогранных комплексов неполноценности, обусловленных зрительной патологией в целом.

Сущность комплекса неполноценности незрячих людей сводится к доминированию в их сознании идеи о том, что они никчёмные и никому не нужны, а их пищу, которую они сами приготовят, не будет есть нормальный человек (со слов респондентов). Однако, это далеко не так. При своевременном и целенаправленном воздействии тифлопедагога на сильные и слабые стороны психики незрячего человека, как при наличии врождённого, так и приобретённого дефекта зрения, данные негативные психопатологические особенности и типы реагирования могут быть нивелированы.

Тифлопедагог на уроке домоводства – это, своего рода, проводник незрячего человека в мир привычного для общества нормального и оптимального взаимодействия в нём. Незрячие люди могут иметь неплохие самодостаточные семьи, иметь детей и давать им достойное воспитание. Однако, именно для того, чтобы незрячий человек преодолел все выше описанные негативные ситуативно обусловленные проблемы, вытекающие из дефекта зрения, и необходим педагог, деятельность которого направлена не на разрушение в сознании человека представления о себе, как о самодостаточной личности, а на созидание нового целенаправленного типа реагирования незрячих людей в различных трудных жизненных ситуациях, в которых проблема бытового самообслуживания не являлась бы ярко выраженной, а, наоборот, привлекала бы зрячих людей (соседей, друзей) к взаимодействию с незрячим человеком.

Сам по себе урок домоводства и бытового самообслуживания является, своего рода, моделью жизни незрячего человека в дальнейшем после его реабилитации. От того, какие навыки у человека будут сформированы и насколько правильными с точки зрения их применения на практике они будут, зависит вся его дальнейшая жизнь, ведь именно формирование в сознании незрячих людей представления о себе, как об адекватных людях, неотличающихся от общества чем-либо, позволяет им видеть вокруг себя многое и преодолевать разного рода трудности, связанные с ведением домашнего хозяйства.

Какие же трудности могут испытывать незрячие люди в процессе бытового самообслуживания?- Спектр их достаточно многогранен, и здесь опять же велика роль тифлопедагогов, обучающих незрячим бытовым навыкам. Так, сам педагог, работающий с незрячими людьми, должен иметь следующие личностные и профессиональные особенности:

  • Педагог, работающий с незрячим человеком, должен быть внутренне готов к работе с ним. Нередко мы,специалисты тифлологи,       сталкиваемся с такой ситуацией, когда наличие ярко выраженного физического дефекта препятствует взаимодействию педагога и реабилитанта не только находящегося в детском возрасте, но и за его пределами. К числу основных моментов, препятствующих такому взаимодействию, относятся деформация глазного яблока, когда излишняя фиксация педагога на глазах незрячего человека может приводить к возникновению, так называемой, дисморфофобии – нарушению схемы своего собственного тела, а отсюда и к формированию в сознании незрячего человека неадекватного негативного восприятия себя, как полноценного члена общества. Естественно, вести домашнее хозяйство в такой ситуации незрячий человек просто не в состоянии;
  • Педагогу необходимо отличаться эмпатийностью и эмоциональностью в процессе проведения уроков по домоводству и бытовому самообслуживанию. Это выражается в том, что в процессе проведения урока, педагогу необходимо чувствовать состояние и настроение каждого ученика (если урок проходит в школе), или реабилитанта, утратившего зрение в зрелом возрасте. Так, например, если Вы видите, что Ваш ученик испытывает страх, пользуясь лопаткой для того, чтобы перевернуть котлету на сковороде на другую сторону для дальнейшей жарки, или же в процессе выпекания блинов, когда всё внимание незрячего человека сконцентрировано именно на самом процессе, и он не может осознанно контролировать свои поведенческие проявления, подбодрите его! Найдите такое доброе слово или подарите ему такую похвалу, услышав которую, Ваш реабилитант начал бы не просто созерцать происходящее вокруг, а действовать. Изначально эти действия будут неуклюжими и нецеленаправленными, а основным психологическим моментом их будет действие не для себя, а для Вас, как для своего наставника и учителя. Именно использование принципа: «Мы вместе» является, своего рода, психологическим фактором, формирующим в сознании человека представление о себе, о том, что он что-то может в этой жизни делать самостоятельно. При этом педагогам, работающим с незрячими людьми, необходимо помнить о том, что именно принцип «Мы вместе» поможет в решении многих житейских бытовых задач незрячим людям. Так они изначально готовят блюда для Вас, как для ценителя, а затем уже не задумываясь применяют безболезненно свои знания на практике.
  • Немаловажной особенностью ведения уроков домоводства и бытового самообслуживания является использование педагогами на практике индивидуального подхода к каждому из учащихся или реабилитантов. Эта задача не так проста, как кажется, когда в аудитории находятся группа реабилитантов, состоящая из 6 незрячих, имеющих различный остаток зрения, различия в стратегии семейного воспитания, а также отличающихся временем возникновения зрительной патологии (с рождения, с детства или во взрослом возрасте), однако, данная задача легко решаема. Для её решения необходимо просто продумать систему контрольных вопросов, пользуясь которыми, Вы сможете отслеживать уровень усвоения предлагаемого материала у того или иного реабилитанта, продумать систему разного рода конкурсов, что в дальнейшем поможет Вам, как квалифицированным специалистам, полноценно владеть переживаемой реабилитантами ситуацией и гармонично влиять на неё. В такой ситуации возникает своеобразный игровой момент, когда Вы просто предлагаете каждому реабилитанту выполнить какое-то общее для них задание (напримфер, завести пельменное тесто, правильно сварить яйцо вкрутую или в смятку и т.д.). Помните, что после такого рода взаимодействия на уроках домоводства и бытового самообслуживания, Ваши реабилитанты будут долго помнить Вас и уроки свои первые промахи и сформированные самостоятельные действия, что поможет им в дальнейшем помогать более уязвимым в бытовом плане товарищам.
  • Самой же основной отличительной осоебнностью тифлопедагога, работающегно с незрячими людьми, является применение техник одноручного и двуручного ощупывания. На первый взгляд, данная мысль может показаться парадоксальной: для чего незрячему человеку ощупывать педагога, или предмет, если он Вас слышит! Однако, данные мысли не имеют под собой правильных и грамотных соображений и носят стериотипный характер. Именно руки позволяют незрячим людям видеть мир таким, какой он есть со всеми его особенностями и недостатками. Так, например, если Вы обучаете домоводству детей младшего школьного возраста, поиграйте с ними в импровизированную игру: «Волшебные ручки». Суть данной игры сводится к тому, что педагог в процессе формирования того или иного навыка сообщает ребёнку о том, что наши ручки волшебные, что они умеют многое делать (указываете, что могут делать руки в контексте с темой урока и с предлагаемым для выполнения заданием). При этом, взаимодействие Ваше должно осуществляться при использовании основного приёма: «рука в руке». Суть его заключается в том, что педагог берёт ув свою руку руки ребёнка и, осуществляя манипулятивные действия, предлагает в игровой форме усвоить тот или иной навык (моем пол, протираем посуду и т.д.).
    Если же речь идет о взрослом человеке, необязательно применять именно игровую форму, описанную выше. Достаточно просто предложить человеку «посмотреть» своими руками то, что Вы, педагог, сейчас делаете (Посмотрите, какие приёмы я использую, когда разминаю или раскатываю тесто).

    Таким образом, формирование навыков бытового самообслуживания незрячих людей является достаточно острой и жизненной. От самого педагога зависит итог ее решения. Именно формирование адекватного представления о себе в сознании незрячего человека поможет ему в дальнейшем самостоятельно вести домашнее хозяйство, готовить пищу, заниматься стиркой и уборкой жилых помещений и быть достаточно адаптирвоанным в бытовом плане и жизнерадостным, несмотря на наличие дефекта зрения, так как сам дефект зрения никогда не был и не будет основной преградой для человека в овладении тех или иных навыков. Нужно лишь содействовать тому, чтобы в сознании незрячего человека появилась установка на преодоление своего инфантильного иждевенческого отношения к жизни в целом и к себе в частности, а значит и к преодолению самого дефекта зрения, а это, на наш взгляд,очень важная жизненная задача.


Просмотров: 567
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Формирование навыков и способов ухода за посудой у лиц со зрительной патологией на уроках домоводства
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Половая функция человека адекватно реализуется в процессе тесного взаимодействия с другим человеком
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Специалисты, работающие с душой человека: в чем между ними отличия?
  • Порочный круг бытового насилия  
  • Когда ты встречаешь наконец своего человека, а он своего - нет
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Признаки того, что вы действительно нашли своего родного человека
  • Работа или семья. Часть 3 Как выбраться из бытового плена
  • 3 мифа о том, что произойдет, когда вы встретите своего любимого человека
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Что такое энергия рода и как она влияет на человека
  • Меняется ли опыт человека в процессе психотерапии?
  • Этапы изменения человека в процессе консультирования
  • Влияние рода на жизнь человека.
  • Ваше счастье зависит не только от вас, но и от вашего любимого человека
  • Если вы встретили действительно своего человека...
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Как досконально узнать человека, кем является на самом деле?
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь