|
Эмоциональная устойчивость, как важная составляющая психологической компетентностиАвтор статьи: Курышова Любовь Анатольевна
Важной особенностью педагогической деятельности является ее насыщенность стрессогенными факторами. Исследования А. А. Баранова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, О. А. Прохорова, А. А. Реана и других показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Все это негативно сказывается на профессиональной деятельности, здоровье педагога и благополучии детей. Чрезмерные эмоциональные нагрузки в процессе выполнения профессиональных обязанностей вызывают снижение профессиональной активности, негативное отношение к педагогической деятельности, ухудшение самочувствия, развитие заболеваний психосоматического характера, нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, нервные истощения, неврозы. Проблема эмоциональной устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что мнения исследователей в определении понятия эмоциональной устойчивости носят разноречивый характер. Широкое распространение получили работы, в которых эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности, устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене эмоций (Н. Д. Левитов, С. М. Оя, и др.). С точки зрения данных ими определений эмоциональной устойчивости под ней понимается низкая эмоциональная чувствительность и эмоциональная возбудимость, т.е. эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность. Ряд исследователей, изучая данную проблему связывают эмоциональную устойчивость с проявлением волевых качеств личности, способностью сознательно управлять возникающими эмоциями (В.Л. Марищук, К.К.Платонов, Е.А. Петницкий, Е.А. Миперян и др.). Так, например, Ю.Н. Кулюткин, Г.С.Сухобская считают; что эмоциональная устойчивость проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание в стрессовых ситуациях...». Иное направление в определении понятия эмоциональной устойчивости складывается в работах Л.М. Абопина, П.Б. Зильбермана, О.А. Сиротина, С. В. Субботина и других. Исследователи считают, что свойства нервной системы влияют на проявление эмоциональной устойчивости, но полностью не предопределяют ее. Эмоциональная устойчивость, по их мнению, является интегративным качеством личности, определенным сочетанием психологических особенностей личности, которые обеспечивают успешность деятельности в эмоциогенной обстановке. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить факторы напряженности, детерминирующие проявление эмоциональной неустойчивости в их профессиональной деятельности. К обьективным (внешним) факторам относятся: социальный фактор (изменения в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни и др.); материально-бытовой фактор (материально-техническое обеспечение работы, низкая заработная плата и снижение жизненного уровня педагога и др.); фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, здоровье детей, их личностное развитие); фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликтность в системах: «администрация - педагог», «коллега - коллега», «педагог - ребенок», «педагог - родители»; организационно-административный фактор (открытые занятия, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация деятельности и др.). Среди внутренних (субъективных) причин проявления эмоциональной неустойчивости в педагогической деятельности выделяются следующие: особенности нервной системы (сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность нервных процессов); эмоциональные особенности (сверхсильная эмоциональная чувствительность, чрезмерная эмоциональная возбудимость и др.); морально-волевые особенности (соблюдение нравственных принципов профессии, способность к самоконтролю, выдержке, самообладанию и др.); мотивационные особенности (позитивные установки в отношении педагогической деятельности, интерес и любовь к детям, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию и др.); интеллектуальные качества (уровень общей эрудиции, интеллектуальная и поведенческая гибкость, чувство юмора). В процессе анализа детерминант эмоциональной устойчивости обнаружено, что степень эмоциогенности воздействующего фактора во многом зависит от субъективных особенностей личности педагога Проявление эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности педагога школьного образования определяется такими психологическими характеристиками его личности, как профессиональное самосознание (мотивация к педагогической деятельности, гуманистические мотивы личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию), эмоциональная отзывчивость (способность понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним теплоту и участие), волевая саморегуляция (умения саморегуляции эмоционального состояния, волевые качества личности), поведенческая гибкость (легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации, умение адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно). Из вышесказанного следует, что для формирования эмоциональной устойчивости в профессиональной подготовке педагога следует уделять особое внимание становлению и развитию выделенных личностных характеристик. Целенаправленное воздействие на рассмотренные психологические особенности личности педагогов, позволит оказать значительное влияние на их эмоциональную устойчивость в сторону ее повышения и совершенствования. Каким же образом мы можем помочь себе выработать эмоциональную устойчивость? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего родатехника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Саморегуляция —это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления) Упражнение «Мышечная энергия» (выработка навыков мышечного контроля). Инструкция участникам: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте! Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение. Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения? Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле. Упражнение «Напряжение – расслабление». Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Упражнение «Дождик». Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения Упражнение «Моечная машина» Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”. Упражнение «Потянулись – сломались». Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его! Упражнения на осознание и принятие своих чувств. Упражнение «Чувство». Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств. Вопросы для обсуждения:
Упражнение «Передача чувств» Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале. Можно использовать и другую программу, для профилактики и устранения симптомов эмоционального выгорания «Помоги себе сам», основанная на специальных упражнениях, разработанных Дж. Рейнуотер, К. Шрайнера. Программа включает в себя 4 уровня профилактики и устранения синдрома эмоционального сгорания: 1. Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета. 2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний. 3. Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия. 4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины. Программа самопомощи “Помоги себе сам” может проводиться не только в режиме индивидуальной аутогенной тренировки, но и в групповой. Она изложена в лаконичной манере, овладеть специалисту не столь сложно, а главное ее выполнение не требует много времени. 1 УРОВЕНЬ Органический (телесный) Цель: релаксация, снятие напряжения, усталости. «Дыхание на счет 7-11»: дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно вначале ВЫ почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. «Снятие напряжения при помощи воображения»: направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что она превращается во что-то мягкое. Некоторые люди представляют как их напряженные мышцы превращаются в глину, хлопок, вату. «Самомассаж»: даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек: – межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями; – задняя часть шеи: мягко сожмите несколько одной рукой; – челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы; – плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами; – ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше. «Расслабление тела»: состоит из трех ступеней: настройка, подготовка, освобождение. Если Ваше тело напряжено: определите напряженную группу мышц, не предпринимая попыток расслабить их; постарайтесь почувствовать, как много энергии вы затрачиваете на мышечное напряжение. Первой ступень (1 – Настройка). Вы выявляете наиболее болезненное место Вашего тела. Сосредоточьтесь на том месте, которое болит и направьте свой “внутренний свет” на этот участок тела. Когда Вы сконцентрируете внимание, боль ослабнет. Второй ступень (2 – Подготовка). Напряженные мышцы тяжело работают. Подумайте о постоянном потоке энергии, который уходит на то, чтобы часами поддерживать Ваше тело во взведенном состоянии. Мышцы мобилизируются, но эта мобилизация ни во что не выливается. Ступень вторая поможет понять, что быть несчастным – это тяжелая работа. Третья ступень(3 – Освобождение). Вы можете представить себе, как Ваши мышцы превращаются в мягкие субстанции типа геля, облаков, пены и т.д. «Релаксация». Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных вдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части Вашего тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул/пол/кровать/земля приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Это упражнение позволит расслабить мышечные зажимы, отвлечь внимание от беспокоящих мыслей. Его хорошо использовать в условиях отдыха, даже кратковременного. 2 УРОВЕНЬ Эмоциональный. Цель: снятие ощущений подавленности, бессилия, усталости от контактов с другими людьми. «Передышка»: отложите в сторону все проблемы. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если Вам так больше нравится. Посчитайте до пяти, пока делаете вдох и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что когда Вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все Ваши неприятности и беспокойство улетучиваются. «Простые утверждения»:повторение хороших, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональными переживаниями. Например, сейчас я чувствую себя лучше и др. «Убежище»: представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором можно укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе картину в горах или лесную долину, о которой никто кроме вас не знает, сад на Гаити и т.д. Мысленно опишите это безопасное удобное место. Ложась спать представьте себе, что вы отправляетесь туда. Повторяйте это несколько раз в течение дня. 3 УРОВЕНЬ Рациональный (смысловой). Цель: формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия, поиск новых смыслов своей деятельности. «Сделайте шаг»: часто источником беспокойств и огорчений являются реальные события, порождающие нашу неуверенность. Здесь поможет вопрос, обращенный к самому себе: что следует предпринять в первую очередь, чтобы выйти из создавшейся ситуации? В случае затруднений с чего начать, предлагаем список позитивных действий: запишите все свои мысли, касающиеся данной проблемы; альтернативы, постепенно сведя их до двух-трех; начните с наиболее срочной проблемы; займитесь решением самой приятной и легкой части проблемы. «Волшебное слово»: прерывает автоматический поток мыслей при помощи успокающего слова и фразы. Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы: глубокое и еще более глубокое расслабление. Пусть мысли проносятся в Вашей голове, не давайте им завладеть Вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторите слово, фразу или считайте про себя в течение шестидесяти секунд. Дышите медленно и глубоко. 4 УРОВЕНЬ Поведенческий На поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Это позволяет отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы. Ожидаемый результат: – устранение эмоциональной напряженности, успокоение; ослабление проявлений утомления, восстановление; – повышение психофизиологической реактивности, активизация. Опыт дает нам понимание, что именно эмоциональная устойчивость, как важная составляющая положительно влияет на формирование и развитие психологических компетенций у педагогов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|