От эмоциональной устойчивости зависит во многом наша самооценка,устойчивость к стрессам, здоровье, качество взаимоотношений, исходя из нашего эмоционального состояния мы часто осуществляем наши выборы и принимаем решения.
Что же это такое?
"Эмоциональная устойчивость
эмоциональное свойство личности, проявляющееся в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. "Сосновский Б.А. Психология. Глоссарий по книге, 2008 г.
"УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.": Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
Чем, собственно говоря, определяется эмоциональная устойчивость человека?
И можно ли её как-то развивать, регулировать порог эмоциональной устойчивости?
Мы управляем эмоциями или эмоции управляют нами?
По большому счёту эмоции -это психические процессы и состояния , они непосредственно связаны с инстинктами , потребностями и мотивами деятельности.
Сила и интенсивность проявления эмоций зависит от типа темперамента человека, от актуальности потребности, от внутренних установок.
Тип темперамента задан врождённых анатомо-физиологическими особенностями. И хоть он несколько может корректироваться воспитанием и условиями жизни , но глобально и кардинально его изменить ,всё же нельзя.
Свойства темперамента -это темп , ритм, сила , переключаемость психических процессов и устойчивость чувств. Так что холерик больше склонен к к бурным эмоциональным реакциям нежели флегматик.Но тот же флегматик может впадать в ступор в самый важный ,напряжённый момент, и долго раскачиваться ,начиная какое-то дело. И правильно ли его считать эмоционально устойчивым? Конечно, мы, скорее всего, не будем наблюдать бурных реакций, но это не значит, что человек справился со стрессовой ситуацией и вышел из неё победителем.
Получается , что темперамент полностью не определяет эмоциональную устойчивость.
Эмоциональная устойчивость во многом зависит от навыков саморегуляции.
И это как раз то , чему можно научиться.
Очень полезно знать и отличать эмоции, так как даже простое их словесное обозначение снижает интенсивность переживания, как бы локализует эмоцию. Когда есть название у предмета или явления с ним намного проще обращаться.
К сожалению с этим у большинства людей проблемы, отличить, что же он сейчас чувствует, может далеко не каждый.
Одна из причин - запрет или осуждение в семьях да и в обществе в целом проявления некоторых эмоций. Например, нельзя гневаться, нехорошо грустить, неприлично бурно радоваться.
Тогда приходится их как-то маскировать, подавлять, не чувствовать, выдавать одно за другое. Так за печалью может стоять гнев, за тревогой- сильное возбуждение или страх.Или человек вообще не может сказать что он чувствует, при этом прекрасно описывая телесные ощущения.
Итак, допустим - мы научились отличать свои эмоции , следующим важным шагом будет освоение умения проявлять свои эмоции и считывать эмоциональные реакции других людей . Ведь примерно 80% информации мы передаём и получаем невербально.
Тогда коммуникация становится более чёткой и понятной, связи с людьми,особенно с близким начнут претерпевать трансформации и изменения. Может быть удастся преодолеть изоляцию и одиночество ? Потому как именно эмоции (и чувства ) связывают нас с другими людьми, мы чувствуем к кому-то симпатию, интерес, сочувствие , восхищение.
Связи в свою очередь влияют на нашу эмоциональную устойчивость и успешность в социуме. Чем больше у человека качественных крепких связей, тем он устойчивее , есть с кем вместе порадоваться и погрустить, поделиться впечатлениями, попросить помощи и участия.
Эмоции ,как написано выше, связаны с потребностями и инстинктами, они, как проводники, указывают нам в чём мы нуждаемся, каковы наши потребности, удовлетворены ли они и в правильном ли мы направлении действуем. Например, чувство хронической злости часто говорит о хроническом неудовлетворении базовых потребностей. И тогда забота самого человека- определить свою потребность и позаботиться об удовлетворении оной или попросить у другого человека об услуге,содействии,помощи.
Если же нет навыка распознания своих потребностей или человек привык,в силу воспитания, что кто-то берёт ответственность за его потребности, а может быть он считает , что стыдно иметь те или иные потребности. Тогда неосознанность и безответственность (по отношению к своим потребностям) ведут к очень интересной и драматичной игре Тиран, Жертва, Спасатель (треугольник Карпмана). Например, Спасатель не осознаёт свои потребности , игнорирует их,но "знает" что и как надо Жертве и помогает , причиняет добро, вместо того ,чтобы заниматься своей жизнью.
Здесь ни о какой эмоциональной устойчивости речи быть не может, все участники испытывают колоссальный стресс и им нет покоя ни днём ,ни ночью.
Существует, конечно, и здоровая, взрослая позиция, когда человек берёт ответственность за свои потребности на себя и уважает чужие личностные границы.
Разобраться самостоятельно, научиться эмоциональной саморегуляции -путь долгий и нелёгкий.
Приглашаю Вас поисследовать Ваш внутренний эмоциональный мир , освоить умения и навыки эмоциональной саморегуляции на тренинге "Эмоциональная устойчивость личности".
Прямо сейчас можно начать самопознание с помощью небольшого теста .
Внимательно прочитайте нижеприведенные вопросы и против каждого из них поставьте знак "+" или знак "-", если содержание вопроса отвечает или не отвечает вашим способностям.
Вопросы анкеты
1.Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешит?
2.Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"?
3.Часто ли у вас бывают спады и подъемы в настроении?
4.Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
5.Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
6.Легко ли вас обидеть?
7.Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялый?
8.Часто ли вы мечтаете?
9.Часто ли вас беспокоит чувство вины?
10.Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
11 . Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать еще лучше?
12.Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли одолевают вас?
13. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
14. Бывают ли у вас приступы дрожи?
15. Раздражительны ли вы?
16. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
17. Часто ли вам снятся кошмары?
18. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
19.Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
20.Легко ли вы обижаетесь, когда вам указывают на ошибки в работе или на ваши личные промахи?
21 . Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
22.Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
23.Страдаете ли вы от бессонницы?
Анализ результатов.
За каждый "+" начисляется 1 балл.
Уровень эмоциональной устойчивости определяется по нижеприведенной таблице.
Уровни Баллы
очень высокий 0-4
высокий 5-9
средний 10-13
ниже среднего 14-18
низкий 19-23