|
Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.Автор статьи: Куроедова Людмила Мичеславна
Что такое супервизия? Кому она нужна? Какие существуют формы супервизии? Какая у нее цель? Кто такой супервизор? Какие стоят перед ним задачи? И т.д.
Все вышеперечисленное и далее, по раскрытию вопросов, связанных с данной тематикой – я стану раскрывать через призму собственного взгляда, куда входит теоретическое обоснование данного материала, опыт старших супервизоров и свой собственный практический опыт, как в качестве супервизируемого, так и супервизора. В процессе длительного обучения гештальт - методу, я пришла к выводу, что супервизия – это вид профессиональной деятельности в особом диалоговом режиме между супервизором и супервизируемым, направленный на профессиональное развитие и поддержку терапевта, дающий доступ к осознаванию себя, клиента, и то, что происходит между ними. «Супервизия была создана для того, во многом, чтобы разгрузить внутренний мир психотерапевта от проблем, которые в большей степени являются проблемами их клиентов. И дается по запросу терапевта и для терапевта в зоне его волнения и интереса». (1) Супервизия является профилактикой профессионального выгорания терапевта и направлена на обнаружение, как его ресурсов, так и ограничений, на возможность раскрытия стилистических (феноменологических) особенностей данного терапевта, для большей его эффективности и вариативности в выработке тактики и стратегии дальнейшей работы с клиентами. И тогда хочется понять – кто такой супервизор, а кто - супервизируемый? В чем сходство и отличие одного от другого? Супервизор – это тот, кто дает супервизию, а супервизируемый - кто ее получает. Общее – это два сертифицированных гештальт-терапевта (психотерапевта), с практическим опытом работы, который чаще всего старше и больше у супервизора, но в некоторых случаях не обязательно. Имеет большое значение - кто перед супервизором: начинающий терапевт или со стажем и практическим опытом? Во втором случае, это могут быть два коллеги, имеющие высококвалифицированную подготовку и через собственную мотивацию один из них обращается к другому за супервизией, только чем меньше между ними будет пересечений и наложений контекстов, тем лучше. Отличительной особенностью этих ролевых позиций является то, что супервизор не включен в клиент-терапевтические отношения, то есть, не включен эмоционально, и их взаимодействие строится на коллегиальной основе, с четким обозначением границ профессиональной жизни терапевта, и по запросу супервизируемого на профессиональном языке (исключением является дидактическая супервизия, см. ниже). Чтобы получить официальный статус супервизора, необходимо, после завершения третьей ступени МГИ, что соответствует нормам EAGT, представится на профсовете или конференции с рекомендациями нескольких ведущих тренеров или супервизоров МГИ, которые видели работу данного гештальт-терапевта в качестве супервизора и считают ее квалифицированной или профессиональной. Они могли видеть, как работает данный терапевт на супервизорских программах, интенсивах, воркшопах, обучающих программах II и III ступенях и т.д., в качестве супервизора. С чего начинается супервизия? Со стороны супервизора, важное значение имеет: установление профессионального контакта, на основе доверия и организацию безопасной атмосферы, соблюдение баланса между поддержкой и фрустрацией, особенно для начинающего терапевта – поддержать его профессиональную рефлексию, к устойчивости его терапевтической позиции. Позиция супервизора – это разговор на тему терапии. Если терапевт встретился с личностными трудностями в своей работе, то супервизор доводит лишь до осознавания, а прорабатываться терапевт идет на линую терапию. «Существуют два золотых правила супервизии: 1) трудный клиент – проблема терапевта, и 2) незавершенная фигура отношений терапевт – клиент обязательно будет спроецирована в терапевтическое пространство супервизии и проявится в отношениях терапевт – супервизор». (1) Таким образом, выделяемые уровни супервизии центрированы на клиенте, на терапевте и на клиент-терапевтических отношениях. Существуют различные формы супервизии: Очная супервизия – это когда происходит сессия у клиента с терапевтом в присутствии супервизора. Она может быть включенной, если в этом есть потребность самого терапевта и клиент согласен, (чаще это происходит в учебных группах, где акцент делается на работу терапевта в продвижении его профессиональных навыков, а клиентом является другой участник данной группы); и не включенная, когда происходит взаимодействие супервизора и терапевта, после работы терапевта с клиентом. Заочная супервизия осуществляется без самого клиента, а воспринимается через рассказ терапевта, с опорой на профессиональные трудности, которые испытывал терапевт в работе с данным типом клиента, или ему пришлось столкнуться с личностными трудностями – на их осознавание и разрешение. Супервизия подразделяется на индивидуальную: супервизор –терапевт и групповую, с разными модификациями, например, Горизонтальная супервизия относится к специалистам одинакового уровня профессионализма и может реализовываться в интервизорских и балинтовских группах, как групповой ресурс, или, обращение одного коллеги к другому, в силу личностных особенностей, например, терапевт с хорошо функционирующей персонэлити обращается к супервизору, у которого хорошо развита функция «ид». Вертикальная (дидактическая) супервизия, в большинстве своем, полезна для начинающих супервизируемых, где им нужна не только профессиональная поддержка и принятие, а также, опыт, с которым делится более старший и опытный терапевт, выступающий в качестве супервизора, и передает те «знания, которые либо вообще отсутствуют у терапевта, либо недостаточно оформлены или актуализированы в конкретной работе». (3) К этому виду супервизии относится и краткосрочная супервизия, ее еще называют супервизионное консультирование, которое применяется с учетом конкретного запроса – разовое посещение, и (или), когда по поводу одного случая терапевт обращается к разным супервизорам, чтобы просветиться в данной теме более полно и широко. Динамическая супервизия подразумевает длительное пролонгированное посещение супервизора или посещение супервизорской группы (не менее года, для меня), которая необходима, как обязательная форма обучения и (или), как собственная потребность в своей профессиональной идентичности терапевта. «Существует подход, который рассматривает супервизию как своеобразную терапию терапевта. Он очень полезен, так как отражает направленность супервизии на поиск ресурсов терапевта. Однако использующий его супервизор должен учитывать специфику супервизии. Ведь существуют определенные рамки супервизии, связанные с тем, что она имеет ограниченный во времени, пространстве и т.п. характер». (4) «Терапевтическая супервизия – это все-таки про профессиональную жизнь данного человека, которая может быть сфокусирована в конкретном случае или распространена на всю его практику. Все-таки про жизнь человека в профессии». (2) «Дело в фокусе запроса терапевта. «Помогите мне разобраться с этим клиентом» - дидактическая супервизия. «Помогите мне разобраться со мной» - терапевтическая супервизия. «Помогите мне разобраться в том, что происходит у меня в терапии с этим клиентом» - в большей степени коллегиальная супервизия. Таким образом, супервизия начинается с того, чтобы обнаружить терапевта» (2), поддержать терапевта в его профессиональной позиции, и чтобы он ушел из супервизии терапевтом. Что не является супервизией?
В каких случаях следует обращаться к супервизору? Каким я вижу супервизора? Спокойного (эмоционально устойчивого), включенного в процесс терапевт-супервизорских отношений; уважающего перед собой супервизируемого терапевта и учитывающего его характерологические особенности, способного не только слышать и понимать, а также, соотносить сказанное с невербальными проявлениями (феноменологией). Не спешить с вопросом: «Что ты хочешь от меня, как от супервизора?», а наладить контакт и поддержать в профессиональной рефлексии терапевта. «Удержаться от немедленного внедрения собственных идей и дать терапевту сказать, что думает он сам» (2). Если терапевту сложно самому начать разговор, то супервизор может сам начать диалог, через задавание следующих вопросов: То есть, главным фактором профессионализма супервизора, на мой взгляд, является: установление рабочего альянса, соблюдения баланса между фрустрацией и поддержкой, идти за потребностью супервизируемого, чтобы, в конечном итоге, терапевт оставался в своей терапевтической позиции. Если у читающего данный текс, появиться желание ознакомится о супервизии более многогранно или точечно, то это отражено у авторов, указанных, ниже, в списке литературы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|