Засада в работе с отвержением, опоры гештальт-терапевта

«Как же больно и сложно работать с отвержением!  Я никогда не смогу! Нет у меня ресурсов и опор в этом. Это не мои клиенты!», - так думала я, наблюдая работу терапевта в учебной группе и испытывая всю эту гамму болезненных для меня чувств. Проще отказаться от этого!)))

И не поверите, один за другим эти клиенты потянулись ко мне!)

Засада в работе с отвержением опоры гештальт терапевта

Процесс отвержения – естественный и важный процесс в нашем развитии. Мы учимся отказываться от вредного, опасного, ненужного через отвержение.

Мы учимся разделять объекты на съедобные и несъедобные с детства. И съедобные объекты поглощаем, а несъедобные – выплевываем. Проекция – это выплевывание, отторжение, отрицание. Интроекция – это поедание, присвоение.

Но одно дело самому выплевывать, а другое – быть этим выплюнутым объектом. Конечно, не всегда быть отвергнутым может быть болезненным. Болезненно переживается отвержение, когда тот, отвергающий другой, очень ценен, необходим, когда с ним связана какая-то важная моя потребность. Кстати, то, чем мы наделяем другого, может быть на самом деле нашей иллюзией, так бывает при эмоциональной зависимости, но это совсем другая история...

Хотя, в детстве, мы как раз очень зависимы от родителей. И родительское эмоциональное отвержение переживается ребенком как раз как невозможность удовлетворить важную потребность в любви, поддержке, в защите, в ласке. По мнению К. Хорни, у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, возникает «базальная» тревога, которая и является источником невроза. Психотравма отвержения и непринятия родителями ребенка блокирует важные потребности личности. Такой ребенок пытается добиться любви матери и/или отца, стараясь быть успешным или примерным в поведении.  Отвержение внешнее со временем преобразуется в отвержение своего «Я», а затем и в отвержение других в отношениях.

Засада в работе с отвержением или проективная идентификация 

Если терапевт при работе с отвержением встречается с проекцией клиента, то он может с легкостью ее вернуть, продемонстрировать: «Да вот же она! Ты ее на меня одеваешь, а она не моя! Кого ты сейчас хочешь отвергнуть на самом деле?». Но если эта проекция попадает в идентификацию терапевта, то терапевт травматизируется, теряет свою терапевтическую позицию.

Немного о том, чем отличается проекция и проективная идентификация упрощенно и простыми словами.

Допустим, я люблю шоколад, но состою в обществе «жизнь без шоколада» и у меня есть убеждение, что я как член этого общества этот сладкий продукт любить не должна! И вот я проецирую на подругу свою любовь к сладостям, говоря: «Опять шоколад принесла! Ты просто сладкоежка какая-то!» И если моя подруга не имеет отношение к этому шоколаду и вообще его не ест, то она просто позлится на меня и мою проекцию. Проекция не имеет отношения к реальности другого.

Однако если моя подруга на безшоколадной диете, но вечерами, когда никто не видит, может съесть пару долек, то на мою проективную фразу: «Опять шоколад у тебя в доме! Ты просто сладкоежка какая-то!» обидится, застыдится, в общем, испытает определенную гамму чувств, т.к. мои слова и моя проекция попадет в реальность моей подруги.

Вспоминается анекдот.

На прогулочном дворике в психушке:
— Что это за псих там во дворе?! Вот ведь верблюд! Ведь всех оплевывает!
— Не всех, только тех, кто думает, что он — верблюд.

Проиллюстрирую примером из своей работы (имя, естественно, изменено):

Ко мне пришла женщина (работаем с ней не так давно) и стала жаловаться на мужа. Я подумала о том, что это уже было на предыдущей сессии, что эти жалобы я уже слышала, что мы ходим по кругу, и хотела на это обратить внимание моей клиентки. Но как только я открыла рот, чтобы откликнуться на ее жалобы, она тут же меня прервала:

- Слушай, Люба, я знаю, что ты хочешь сказать!  Ты сейчас начнешь меня опять уводить от сути, ходить вокруг да около, задавая свои неуместные вопросы!  Каждый раз одно и то же! Что-нибудь новое уже придумай! И я не намерена выслушивать  это!!!

В этот момент я прихожу в замешательство и кроме своей остановки не в силах почувствовать что-то другое. Сама начинаю обесценивать себя, весь процесс, клиентку, «какого черта ей надо!». Чувство надвигающейся катастрофы… Так! Стоп!!! Начинаю осознавать, что клиентка своей проекцией попала во что-то мое…

Что поможет терапевту при проективной идентификации оставаться терапевтом.
  • Возможность дать себе время в течение терапевтического сеанса. (Уместно сказать: «Подожди, мне нужно время для того, чтобы понять, что со мной и что происходит»)
  • Отделение себя от клиента (что со мной, что тут про меня и что про клиента)
  • Контейнирование чувств и эмоций (просто выдерживать свои эмоции и чувства, эмоции и чувства другого)
  • Процесс обозначения границ (мы в терапии, я - терапевт, ты – клиент, ни больше – ни меньше и то, что происходит сейчас, имеет непосредственное отношение к этому)
  • Выход в метапозицию и озучивание своих чувств, мыслей и гипотез.
  • В общем, поможет все то, что дает терапевту устойчивость.

    И снова вернемся в кабинет:

    Немного погодя, попросив время у клиентки, начинаю чувствовать…, чувствовать себя отверженной, неценной для клиентки, растерянной, неуверенной в том, что делаю все правильно. И понимаю, что это чувство мне до боли знакомо…

    После этого начинаю вспоминать, с чем пришла ко мне клиентка, и как это связано с тем, что происходит сейчас. Также вспоминаю, что перед тем как ответить на жалобы Оксаны, подумала, что это уже все было на прошлых сеансах.

    - Оксана, после твоих слов я почувствовала себя такой незначительной для тебя, растерянной и ненужной тебе, подумала, что я делаю что-то не то. А еще чувствую злость и стыд. Что здесь про тебя?

    - При чем тут я!

    - Ты зашла и начала жаловаться на мужа. Я после подумала, что это похоже на то, что у нас уже было на предыдущих сеансах и хотела это озвучить, но ты даже не позволила мне слово произнести, тут же начала на меня злиться и говорить о том, что я увожу тебя от сути, задавая неуместные вопросы. Но ведь я даже ничего не успела ответить тебе!

    - Я знаю, что ты ответишь и без того!

    - И что же?

    - Ты скажешь, что тебя достало меня слушать, что я говорю про одно и то же и жалуюсь на мужа!!!

    - А что дает тебе жалоба на мужа в моем присутствии?

    - Да это может быть единственный способ почувствовать твою поддержку!!!

    И тут Оксана начала говорить о том, что ей не удается получить поддержку в жизни ни от кого с самого детства. Дальше мы работали с тем, как клиентка наделяет меня характеристиками значимых фигур из ее детства (проекциями) и с ее способом получать поддержку только через жалобу.

    Ну а у меня появился повод навестить своего терапевта.)

    Так у Оксаны есть потребность в моей поддержке, но предыдущий опыт говорит о том, что ее могут отвергнуть с ее переживаниями. И тогда есть страх быть отвергнутой, покинутой, одинокой, и она делает выбор отвергать раньше, чем отвергнут ее.

    Человек, который ожидает отвержения, на самом деле сильно нуждается в любви. Но попросить и прямо заявить о своей потребности ему очень страшно. Ведь если его отвергнут в этом беззащитном состоянии, когда он просит о самом важном, ему будет непереносимо и очень больно.
    И если вас все-таки отвергли, важно сохранить или вновь открыть свою способность отдавать и принимать теплые чувства с другими людьми.

    Мой сайт: http://lyubov-evstigneeva.ru



    Просмотров: 559
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если у меня нет тебя, то и меня тоже нет...
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Мне нужно быть дугим. Проекция и отвержение.
  • «Да какое тебе дело до меня?! Оставь меня, меня не исправить!» Случай из практики
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Ты не слышишь меня?!Я не слышу тебя?! Проективная идентификация.
  • Ты не слышишь меня?!Я не слышу тебя?! Проективная идентификация.
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • "Узнаешь ли ты меня, если меня подменят киборгом?" О любви и сомнении
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • У меня есть традиция: каждый год с нового года я начинаю новую жизнь.
  • Меня домогался массажист. Или, я сама этого хотела? О чудесах массажа и не только...
  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • Проекция: «Я же знаю – ты думаешь про меня плохо!»
  • «Я тебя люблю!..А ты меня?». Созависимость и потребность в слиянии.
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Почему она меня бесит, ведь я её совсем не знаю?
  • Если ты меня нет, то и я тебя тоже.
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • На самом деле я от тебя хочу только этого... или послание идеальной маме.
  • Полюби меня такой, какая я есть
  • Проекция. О чем на самом деле думает другой?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь