Ты не слышишь меня?!Я не слышу тебя?! Проективная идентификация.

ТЫ НЕ СЛЫШИШЬ МЕНЯ?! Я НЕ СЛЫШУ ТЕБЯ?!

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Статью подготовили: гештальт-терапевт, тренер, супервизор Московского Гештальт Института Татьяна Саморукова, гештальт-терапевт, психолог Анна Девятка, гештальт-терапевт, психолог Константин Саморуков.

Тема манипуляций безгранична.  На youtube канале GestaltUniverse мы рассказали о том как работают механизмы манипуляции и как с ними обращаться в жизни.

В этой статье мы продолжим тему и  расскажем о частном виде манипуляции, проективной идентификации. Мы дадим практические, интересные и применимые в жизни рекомендации и подскажем как выиграть в неравной борьбе за идею заставить Вас вести себя так как хочет манипулятор. Проективная идентификация - как раз тот случай когда кто-то провоцирует Вас на определенное поведение. Или же Вы сами можете, сознательно или нет, провоцировать другого человека на конкретное поведение. Мы уверены, как только мы разберем пример, Вы поймете о чем речь и с удивлением заметите что уже встречали подобную манипуляцию в жизни.

Итак. Представьте себе выходной день. Семья. Жена расстроена проблемами со здоровьем, тревожится и переживает. Жене необходима помощь и поддержка мужа. Но она молчит об этом, скрывает переживания (возможно у нее установка с детства – нельзя нагружать мужа проблемами). Скрывает так искусно, что муж и не догадывается что нужна помощь. Жена раздражается, но по-прежнему молчит. Вместо этого она выговаривает мужу: " Что ты такой недовольный, ты слышишь как ты со мной разговариваешь! Почему ты на меня кричишь!? Ругаешься!" При этом, муж настроен благожелательно и не ругается, но под напором претензий не выдерживает и начинает злиться: «Да ты и сама меня достала, посуду не моешь, убираешься редко, дети не кормлены». Происходит ссора, в результате которой жена остается одна со своей проблемой и убеждается, в своей правоте: нельзя говорить о проблемах мужу.

На этом примере мы с Вами видим случай проективной идентификации, т.е. искажение восприятия близкого человека и психологическое давление на него, с целью вызвать неосознаваемо «нужное» поведение. Это неосознаваемая провокация, которая используется для раздувания конфликта в том случае, когда повода для ссоры нет.

Пример это иллюстрирует. Жена вела себя так, как будто муж действительно не мог ее выслушать, не проясняя «а так ли это?» и тогда первой отвергая контактирование с мужем.

Описанный механизм в гештальт-подходе и других направлениях называют проективной идентификацией. Когда проекция и интроекция работают сообща, они объединяются в единую защиту, называемую проективной идентификацией. Иными словами, человек сначала проецирует внутренние объекты, и вынуждает человека, на которого он проецирует, вести себя подобно этим объектам – как если бы у него были те же самые интроекты.

КАК ЗАПУСКАЕТСЯ МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Проективная идентификация встречается в семейных, деловых, дружеских, коллегиальных и др. отношениях между людьми. В терминах гештальт-подхода мы говорим о персонелити, представлением человека о себе, о своих «плохих» и «хороших» качествах, прошлом опыте привычных паттернов поведения.

В норме это необходимая составляющая развития. Если представление о себе невыносимо, человек отщепляет и проецирует непереносимые качества собственного Я во вне, отказываясь от них. Благодаря отщеплению, агрессия, направленная против частей собственного Я перенаправляется во вне. Так, негативные эмоции, вплоть до ненависти теперь направлены на другого человека (проекция).

Механизм проективной идентификации запускается благодаря чувству тревоги в том случае, если человек отказывается прояснять истинные причины переживаний и выбирает взять контроль над ситуацией с помощью проективной идентификации. Происходит организация привычной ситуации, в которой человек уже "знает" как себя вести и управлять моментом, а значит чувствовать себя безопасно.

Часто, цель заставить партнера испытывать чувства, которые человек не способен контейнировать внутри себя, или не знает как выразить иным способом, кроме как заставлять партнера чувствовать себя также. И тогда это как крик о помощи «пойми меня, пойми что я чувствую, раздели со мной переживания».

КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПРИ ПРОВОКАЦИИ

Давайте разберём ещё один пример работы механизма проективной идентификации в жизни: Представьте семейную пару. Муж влиятельный медийный деятель, появляющийся на экранах ТВ. Жена - спокойная и радушная домохозяйка. На работе муж жесткий и безапелляционный, и это сложно не заметить. Но дома он другой, снимает маску начальника. Жена, видя картинку на экране и мужа на работе, боится когда он приходит домой и ведет себя перед мужем соответствующим образом, поджав лапки. Бедный мужчина скучающий по ласке теплу и уюту вместо отдыха получает провокацию на агрессивное поведение.

Вот истинное отличие между проецированием что свойственно более здоровым людям от проективной идентификации что свойственно более нарушенным.

То есть важно не только спроецировать что-то свое в человека, но и довести его до поведения, соответствующего этим проекциям.

Этот чудный механизм запускает большинство конфликтов в Российских семьях. Поэтому важно в нем разбираться.

КАК ОСТАНОВИТЬ ПРОВОКАЦИЮ

В данном случае следующие вопросы помогут остановить механизм проективной идентификации и помочь заметить проекции:  Кого ты во мне видишь? Как кому ты мне это говоришь? Видишь ли ты что я твой муж/жена.

Сконтенировать и поддержать партнера поможет обозначение ясных фактов с точкой на конце. Например: Соня, я тебя люблю и хочу тебе добра. Я не хотел тебя обидеть, если нужна помощь я готов помочь. Когда партнер поймет, что Вы доброжелательны по отношению к нему можно спросить: Что с тобой сейчас? Я тебе говорю и предлагаю то-то и то-то. Как ты меня слышишь?

Задача удержаться от прямой агрессии, на которую провоцируют. Такой подход поможет восстановить диалог между партнерами.

РАБОТА С КЛИЕНТОМ В РАМКАХ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА

В кабинете гештальт терапевта человек продолжит манипулировать, как и в жизни.  Отвергать важность клиент-терапевтических отношений, стараться их разрушить как бесполезные и вредные. Задача клиента как раз и состоит в том, чтобы разрушить терапевта как терапевта, лишить фундамента терапевтической идентичности. Парадокс в том, что терапевтические отношения это то, что помогает клиенту подрасти и перестать бесконечно отыгрывать инфантильные фантазии. Задача терапевта продемонстрировать клиенту то, что его аффект связан с потребностью в отношениях. Шизоидные состояния развиваются как раз из такого ощущения, будто потребности в любви слишком много и этим я поглощу объект без остатка. Тогда, из соображений безопасности, лучше отказаться от любого желания.

Благодаря работе гештальт терапевта, человек замечает проекции и понимает где ведет себя провокационно.  Осознает причину и берет свою часть  ответственности за провокационные атаки. Благодаря этому возможно изменение поведения. И поиск новых способов удовлетворения потребности.

ПОДВОДЯ ИТОГИ СТАТЬИ, ОБОЗНАЧИМ ПРАВИЛА ПРИ ВСТРЕЧЕ С ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ:

Если кто, то заставляет Вас испытывать по отношению к нему чувства не соответствующие естественным ощущениям. Будьте внимателены. Не верьте тому что навязывают.Обращайте внимание если взрослый ведет себя как ребенок или выдает инфантильные идеи как единственно верные.Выводите на чистую воду человека за счет проясняющих вопросов, выставляйте психологические границы с опорой на факты. Это поддержка для партнера, чтобы отстроить поведение, отдалиться или приблизиться.Не бойтесь отдаляться, чтобы потом приближаться и наоборот. 

Если Вы интересуетесь данной темой и хотите подробнее разобраться как работают подобные механизмы и в других психических процессах приглашаем на наши группы:

Тренер, супервизор, гештальт-терапевт Московского Гештальт Института Татьяна Саморукова, +79165454826

 Гештальт-терапевт, психолог Анна Девятка, +79161919699

 Гештальт-терапевт, психолог Константин Саморуков , +79262791642

Youtube канал - GestaltUniverse 

 



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О лишнем весе, магии и проективной идентификации
  • Забери мою боль. Опыт проективной идентификации
  • О лишнем весе, магии и проективной идентификации
  • «Хочешь, но молчишь...». Ловушка проективной идентификации
  • Смысл и безопасность, рождающиеся в проективной идентификации
  • Мысли о Бионе: несколько слов о проективной идентификации
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Ты не слышишь меня?!Я не слышу тебя?! Проективная идентификация.
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • С чем работает гештальт-терапевт: потребность как гештальт
  • Ожидания и реальность. Как работать с проективной идентификацией в терапии?
  • В чем и как может помочь психолог. Размышления практикующего гештальт-терапевта
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • И все же, я - гештальт-терапевт
  • Как происходят желаемые изменения жизни человека в гештальт-терапии
  • Техники и приемы в работе гештальт-терапевта
  • Мой любимый гештальт -терапевт
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Засада в работе с отвержением, опоры гештальт-терапевта
  • С чем работает гештальт-терапевт: три типа гештальтов
  • Этика в работе гештальт-терапевта как инструмент установления и поддержки границ.
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Сам ты тварь! ...или биосоциальный человек глазами гештальт-подхода
  • Работа гештальт-терапевта с отношениями (Ревизия отношений ч.3)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь