Забери мою боль. Опыт проективной идентификации

 Эта статья посвящена всем известному  эффекту облегчения своего состояния в присутствии другого человека. Например, облегчению боли и гнева. 

Эффект состоит в том, что страдающему становится легче, а его визави - тяжелее. Второй как бы "берет на себя" его страдание, часто не желая этого.

Впервые этот феномен описала Мелани Кляйн, назвав его проективной идентификацией.

Кляйн исследовала психику младенцев, которая, с ее точки зрения, в самой ранней фазе тождественна психозу.

Кляйн считала, что психоз представляет собой нормальную стадию развития психики, его проживает каждый младенец. Более того, психоз латентно присутствует в здоровой психике взрослого и может активизироваться в определенных обстоятельствах.

Как младенец справится с психозом, зависит от его отношений с матерью.     Заметьте - не от матери,  а от его отношений с ней. Т.е. Кляйн считала, что на исход влияет не только мать, но и сам младенец, его собственная склонность к жизни или смерти.

С самого рождения младенец обуреваем фрустрацией, мощными деструктивными влечениями, ненавистью и страхом. Свой психоз он размещает в матери. Это его единственное спасение от психотических импульсов.

Чтобы облегчить состояние младенца, мать должна уметь выдерживать его страх и агрессию, психически перерабатывать их и возвращать ему уже в удобоваримом виде. Позднее Бион назвал этот процесс контейнированием. 

Забери мою боль Опыт проективной идентификации
Скульптура Г.Вигеланда, Норвегия

Если мать эмоционально закрыта ("синдром мертвой матери" А.Грина), либо сама слишком подвержена страху либо агрессии, она отказывается принять его психоз внутрь собственной психики.

В этом случае контейнирования не происходит, младенец остается один на один с влечением к смерти и может с ним не справиться.

Во взрослом состоянии этот механизм также продолжает действовать в качестве примитивной защиты от разрушительных негативных чувств.

Механизм  проективной идентификации – это бессознательное размещение в психике другого тех частей или аспектов собственной психики, которые человек не в силах вынести самостоятельно.

На этом механизме основан контр-перенос, а также многие феномены слияния и симбиоза в парах, в частности, комплементарные  созависимые отношения.

В комплементарной паре один размещает в другом свою полярность, которую в себе самом он не может вынести. 

Например, сильный проецирует в другого свою слабость, которую он не признает в себе, святой проецирует в другого свою греховность, смиренный - свою гордость и т.п.

В слиянии люди открыты друг другу и могут беспрепятственно размещать в партнерах свои негативные состояния.

Например, разозленный муж, придя домой с работы, может быстро поместить  свою злость в своих домочадцев, испытав при этом явное облегчение собственного состояния.

А.Менегетти, описав это  феномен под названием семантического поля, отмечал, что передача или размещение  своего состояния  в другом возможна при нескольких условиях, главное из которых – открытость получателя (которого Бион называл контейнером).

Иначе говоря, необходимо слияние в данной паре. Если второй эмоционально закрыт, передачи не происходит.

Данный архаический механизм облегчения своего состояния посредством передачи его другому, открытому партнеру, мы наблюдаем в обыденной жизни довольно часто.

Когда человек не в силах справиться со своими деструктивными состояниями, он ищет того, в кого их можно разместить. 

Повторю, что это бессознательный процесс. Если же человек его осознает,  он называет это "разделить с кем-то близким" свое состояние.

Однако в той мере, в какой его психика не может справиться со стрессом, он будет склонен не столько разделить, сколько разместить свое состояние в другом.

Это значит, что ему станет легче, а партнеру - тяжелее. Увы, проективная идентификация - это неуправляемый архаический процесс. 

Психическое проникновение в другого может быть настолько велико, что может вести к деперсонализации и потере своего Я, а также к насильственной либо добровольной оккупации другого.

 

 Сергеева Ольга София



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли младенец сказать решительное "нет"?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • "Я не у силах справиться со своей агрессией и раздраженностью на свою дочь"
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Что может вызвать психоз?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Почему событие может оказаться нипочем одному, но сломать другого
  • Каждый в паре – не собственность другого, а свободный человек
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Мужчина не может показать свою слабость.
  • Отношения Мать-Младенец или кукушонок
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Почему друг не может быть психологом, а психолог другом
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь