|
Мысли о Бионе: несколько слов о проективной идентификацииАвтор статьи: Плешакова (Драч) Полина Владимировна
В разделе введение в книге «Клинические лекции по Кляйн и Биону» Р. Андерсон пишет: «Индия произвела на него неизгладимое впечатление, и среди произведений, на которые он часто ссылался в своей работе, была «Бхагавадгита». Детский опыт, как известно, может оказывать на нас очень глубокое влияние и впечатление. Я уверена, этот опыт думания и чувствования, который Бион получил с колыбели, общаясь с людьми иной культуры, не мог не повлиять на его восприятие психоанализа и мог оказаться неожиданной призмой, через которую можно увидеть что-то уже известное, но совсем по-иному. Там же Р. Андерсон пишет: «Манера письма Биона находится под сильным влиянием его идей о природе языка, и он пытается различными способами модифицировать своё общение с читателем, что превращает реальное чтение его работ в трудное и зачастую дезорганизирующее занятие. Частое использование алгебраических записей: PS вместо «параноидно-шизоидный», D вместо «депрессивный», K вместо «знание», «бета-элементы вместо «хаотичные переживания», «альфа-функция» вместо «зачаточное мышление» - предназначено, по его словам, для того, чтобы избежать нежелательных ассоциаций и информации, выражающей чувства». Идея о том, что слово не так просто устроено и несёт в себе полисемантический отпечаток, часто эмоционально окрашенный, идея языка, характеризующего и определяющего-отражающего наше мышление, кажется мне очень привлекательной. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» Зигмунд Фрейд он пишет о навязчивом повторении, с которым столкнулись солдаты, вернувшиеся с Первой мировой войны. Прочитав о том, как их страдания не принимались всерьёз, я была очень тронута. И вдруг, в лекции «Введение в психоанализ Биона» я слышу его биографию и понимаю, что вот он, тот самый солдат, который был там, «умер» там, «выжил» там, действительно работал со своим страданием, не сошёл с ума и его слова, поэтому, для меня особенно важны. В индийской философии есть такое понятие, как реализованное слово: одни и те же слова, сказанные человеком, который имеет реальный, лично пережитой опыт и человеком, который об этом только читал, имеют совершенно разный вес, в смысле влияния на слушающего. Потому что в этих словах «бывалого», кроме семантической оболочки, есть некоторое бессознательное содержание, которое передаётся напрямую слушающему. Проективная идентификация – одно из ключевых понятий Биона. Механизм, который начинает работать чуть ли не с момента появления на свет, помогающий младенцу выжить, изгоняя из себя как нежелательные, так и спасая хорошие внутренние объекты вовне. Изгнать, спасти и контролировать, управляя тем взрослым, на кого они спроецированы. Человеческий ребенок рождается, можно сказать, не вполне доношенным. Не только его тело, но и его психическое не способны самостоятельно справляться с вызовами, которые им предъявляет окружающий мир. Без взрослого, обладающего зрелым физическим телом и зрелым психическим, сформированным, адекватно работающим аппаратом младенец не в состоянии выжить. Одним из величайших вкладов Мелани Кляйн, как мне кажется, можно считать ее открытия в отношении представлений об эмоциональном опыте новорожденных. Идиллическая картина безмятежного детства сменяется картиной, в которой малыш в каждый момент времени оказывается перед лицом влечения к жизни и влечения к смерти. И итог этой встречи во многом связан с тем, есть ли рядом другой, который может обеспечить потребности и развитие, как тела, так и эмоциональной составляющей психической жизни. Мать (или другой стабильный ухаживающий взрослый, выполняющий функции матери), также как, вероятно, делали матери в стародавние времена, пережевывает эмоциональную пищу малыша и возвращает ему, в ответ на его желание быть сытым. Важный аспект проективной идентификации: речь идет не только о том, чтобы спроецировать, но и контролировать, путем управления тем, на кого они спроецированы. «Проективная идентификация позволяет Биону сформулировать модель «контейнер – контейнируемое», своеобразно представляющую отношения между внутренним и внешним, отношения, при которых «контейнируемое может разрывать контейнер, или же, в свою очередь, может сдавливаться и удушаться контейнером, или же может происходить их взаимная адаптация». («Акт веры и вершины умозрения Биона» В. Мазин, в книге У. Биона «Внимание и интерпретация»). «Согласно модели «контейнер – контейнируемое», младенец проецирует часть своего психического «мира - в частности, неконтролируемые эмоции (контейнируемое) – в хорошую грудь-контейнер, только для того, чтобы получить их обратно «дезинтоксицированными» и в более переносимом виде». Так механизм проективной идентификации запускается оральными отношениями рта и груди». (Там же). В том случае, если младенец оказывается в условиях, когда рядом нет постоянного, зрелого психически (не способного переработать содержимое проекции) взрослого, если конституционально младенец более склонен к агрессии, переполнен разного рода фантазиями, описанными Мелани Кляйн, то развитие может происходить в большей или меньшей степени патологично. Как результат, в кабинете психоаналитика появляются взрослые, которые не способные переработать содержание своих хаотичных переживаний и облечь в слова то содержимое своего психического, что скорее является скоплением неких неясных сенсорных ощущений. «Устойчивость действия механизма патологической проективной идентификации оказывается в основании нарушений мышления. Непереносимость фрустраций буквально ведет к включению этого механизма. Ответом на фрустрацию могло бы быть производство альфа-элементов, ведущих к представлению «вещи-в-себе», но вместо этого производятся бета-элементы не отличимые от «вещей-в-себе». Проективная идентификация лежит в основании способности мыслить. Проективная идентификация прописывает мысль до мысли. Вот где парадоксальность мысли Биона: мыслить мыль, предшествующую самой мысли!». (Там же). Мне очень откликается идея, о которой говорит в своих вебинарах Айтен Юрановна Юран: о том, что человек – сингулярен. Он уникален, единичен и мы не можем применять к нему готовые схемы. Его нельзя развить, обучить, воспитать, анализировать под копирку. Мы можем (и должны) знать некие принципы, законы, механизмы, продолжаю я эту мысль у себя в голове, но каждый раз, каждый случай, каждый пациент – это кто-то новый. И, возможно, это тот, кому действительно будут нужны стабильные рамки сеттинга и достаточно зрелый, психоаналитически проработанный и справляющийся со своими бета-элементами аналитик, во взаимодействии с которым, анализанд сможет реализовывать механизм проективной идентификации, через контейнирование и своеобразное доращиваниие. Хотя тут мне приходит в голову цитата Биона, о том, что «в любом кабинете можно увидеть двух довольно напуганных людей: пациента и психоаналитика. Если этого нет, то тогда вообще непонятно, зачем они пытаются выяснять общеизвестные истины». «Для Биона аналитик это тот, кто во многом оказывается захвачен этим эмоциональным вихрем. И вообще, аналитическая ситуация, это ситуация эмоционального вихря для него, но, при этом, принципиально, что аналитик, будучи захвачен этим вихрем, не должен терять голову, не должен терять здравого смысла. И, если анализанд имеет право находиться в неадекватных состояниях, то аналитик такого права не имеет, потому что его профессия, работа как раз состоит в том, чтобы думать в условиях, когда думать невозможно». (Савченкова Н.М. «Введение в психоанализ Биона»). Список источников: Бион. Внимание и интерпретация. Спб, ВЕИП, 2010. Бион. Научение через опыт переживания. М., Когито-Центр, 2008. «Клинические лекции по Кляйн и Биону», под ред. Р. Андерсона. М., Когито-Центр, 2012. Савченкова Н.М. Вебинар «Введение в психоанализ Биона». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|