Проективная идентификация и контейнирование в концепции У. Биона


Термин «проективная идентификация»  изначально введённый М.Кляйн был видоизменен и расширен концепцией У.Биона.

М.Кляйн понимала проективную идентификацию как фантазии ребенка, в которых плохие части самости  отделяются от остальной ее части и проецируются на мать, с целью контроля и власти над ними. В концепции М.Кляйн движущей силой, вызывающей проективную идентификацию, является примитивная агрессия младенца и его необходимость защищаться от нее. Таким образом, проективная идентификация позиционируется как защитный механизм.

Модель Биона одновременно сохранила основную идею М.Кляйн, согласно которой младенец общается с матерью, а мать отождествляется с тем, что проецируется на нее и таким образом становится способной понять то, что чувствует ребенок, и вместе с этим расширила понимание проективной идентификации.

Бион предположил, что устойчивая мать может принять проекции младенца, переработать их и вернуть ему в измененном виде, в более переносимой и управляемой форме, т.е. посмотрел на проективную идентификацию как на нормальный процесс, лежащий в основе коммуникации и функцию матери.

Таким образом, появилось понятие контейнер и контейнируемое. 

Сам процесс контейнирования представляет собой  интерактивную  форму общения между младенцем и матерью (аналитиком и анализантом), т.е. двусторонний процесс, в котором крайне важным является вклад того кто контейнирует (принимает и модифицирует проекции).

Контейнером является мыслительный аппарат матери, а ее способность принимать проецируемый ребёнком материал-необработанные сенсорные впечатления, эмоциональные переживания ( бета-элементы) перерабатывать его и возвращать младенцу уже в модифицированном виде ( альфа-элементы)  Бион назвал альфа-функцией.

Концепция Биона  представляется  очень интересной и важной  для понимания того, что происходит между матерью и младенцем, аналитиком и анализантом, а также в других межличностных взаимодействиях, так как сам процесс контейнирования лежит в основе любых коммуникаций.

Надежные отношения с матерью, которая справляется с функцией контейнирования чрезвычайно важны для формирования собственного мыслительного аппарата ребенка.

В процессе ежедневного опыта общения, проецируя на мать те эмоциональные переживания, которые младенец  пока не в силах самостоятельно переработать, и получая обратно их уже в переработанном и означенном словами виде, ребенок  приобретает возможность со временем справляться со своими аффектами самостоятельно и выносить все большую фрустрацию. 

Чуткое распознавание матерью потребностей и переживаний младенца, ее вербализация испытываемых младенческих  аффектов, помогают впоследствии ребенку их узнавать, связывать с представлениями, понимать свои потребности, формировать зрелый психический аппарат. 

Бион ввел особый термин «мечтательность», который обозначает процесс, посредством которого чуткая мать принимает на себя проективные идентификации своего младенца.

Этот процесс нельзя представить простым зеркальным отражением импульсов младенца, скорее это активное состояние взаимодействия психики матери с психикой ребенка, в котором мать показывает ему как  хаотичные импульсы и чувственные впечатления можно выносить и преобразовывать.

Нельзя сказать, что мать в прямом смысле ощущает всю ту боль и ужас младенца, который проснувшись в одиночестве и испытывая чувство голода, кричит от охватившего его ужаса. Ее психика, обладая достаточной гибкостью, учитывает сигналы младенца, его страх, но в норме они не захватывают ее с такой силой, не нарушают эмоциональное состояние , т.е. не действуют деструктивно.

В том случае, когда мать не способна принять проекции младенца, например, в ситуации послеродовой депрессии, она возвращает ребенку его проекции обратно, возможно в еще более усиленном виде, отреагировав на них своей тревогой. 

В результате ребенок не имеет возможности ни эвакуировать свои переживания,  ни формировать связь аффектов с представлениями, ни отделять их от соматических переживаний, в его собственной психике будут отсутствовать необходимые репрезентации душевных переживаний. 

Нельзя сказать, что процесс контейнирования может терпеть неудачу исключительно по причине материнской нечувствительности или неспособности к альфа функции, также имеет значение конституциональная особенность - сила бессознательных фантазий ребенка и уровня  врожденной агрессии, которые заставляют его проецировать на мать слишком много непереносимых впечатлений, что превышает ее возможности контейнировать. 

Подобные дефекты в ранних взаимодействиях будут способствовать формированию определенной структуры личности (при массивных нарушениях-психотические расстройства, патологию объектных отношений, а также способствовать развитию психосоматических заболеваний.

Доступными каналами отреагирования бета-элементов при отсутствии альфа-функции будет соматизация аффектов, а также патологическая проективная идентификация.

Развив и дополнив концепцию М.Кляйн, У.Бион внес уникальный  вклад не только в понимание важности ранних отношений для формирования здоровой психики, но и обогатил аналитическую технику, представив проективную идентификацию не только как защитный механизм, а как способ коммуникации между аналитиком и пациентом.

В изложении Биона, проективная идентификация перестала быть однонаправленным защитным механизмом, став  неким  интерсубъективным психическим феноменом, в котором  спроецированные на другого бета-элементы могут быть им приняты, переработаны и возвращены уже в измененном виде. 

Таким образом, расширенное понятие проективной идентификации в своем нормальном аспекте, становится в концепции Биона базой для формирования функции мышления, формирующееся путем преобразования чувственных впечатлений, сенсорного опыта в пригодные для мышления элементы.



 


Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проективная идентификация: Психоанализ У.Биона
  • Уилфред Бион, проективная идентификация
  • б (бета)-элементы в аналитической ситуации. У.Бион.
  • Психосоматические симптомы младенца, говорящие о нарушеннии отношений с матерью.
  • Эссе по работе М. Кляйн «Некоторые теоретические выводы об эмоциональной жизни младенца»
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Стоит ли становиться матерью, пока ненавидишь собственную мать?
  • Проективная идентификация, или может ли нас кто-то обидеть?
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Утрата матери. Печаль младенца.
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • О взаимосвязи матери и младенца и партнерских родах
  • Проективная идентификация.
  • Проективная идентификация (ч.1)
  • Проективная идентификация.
  • Проективная идентификация.
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Проективная идентификация. Шутка
  • Магическая проективная идентификация
  • Проективная идентификация как она есть…
  • Проективная идентификация.Основные аспекты.(ч.2)
  • Проективная идентификация: просто о сложном
  • Что такое проективная идентификация? О психологии популярно.
  • Созависимая мать второго типа(употребляющая мать)
  • Женские Архетипы. Мать Земная и Мать Великая.
  • Ты не слышишь меня?!Я не слышу тебя?! Проективная идентификация.
  • Ты не слышишь меня?!Я не слышу тебя?! Проективная идентификация.
  • Карл, они положили мокрый порох! Проективная идентификация и шизофрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь