|
Уилфред Бион, проективная идентификацияАвтор статьи: Малышева Мария Сергеевна
У. Бион относится к ярким представителям британского психоанализа, является последователем Мелани Кляйн. Он создал уникальную теорию мышления, в которой выдвигает предположение, что для младенца ещё не существует аппарата, который бы перерабатывал и осмыслял происходящее вокруг него. Бион предположил, что всё то, что поступает в психику ребенка благодаря органам чувств, ещё ничего не значащие бета-элементы, разрозненные чувственные восприятия. Если первичные объекты достаточно часто отвергают младенца, то начинают преобладать бета-элементы агрессивных, злых объектов. Для психики ребенка это непростой опыт, и она выталкивает наружу бета-элементы при помощи проективной идентификации. Эти выброшенные примитивные элементы нуждаются в объекте, который смог бы их принять, вернув в том виде, который был бы приемлем для ранней психики ребенка. Процесс переработки и возвращения в приемлемой для ребенка форме его примитивных импульсов Бион назвал функцией контейнирования. Способность материнсокого объекта принимать бета-элементы и перерабатывать Бион назвал альфа функцией, следовательно, возвращаемые переработанные элементы – альфа-элементами. Как я уже отметила выше механизм, который обеспечивает весь этот процесс, Бион обозначил как проективная идентификация. Именно этот термин я и попробую описать подробнее. Проективная идентификация – очень интересный защитный механизм, который для непосвященного в психоанализ человека может показаться чем-то мистическим и не имеющим под собой логических оснований. Он берет своё начало в теориях Мелани Кляйн, а после и У. Биона. В работе «Отрицание» 1925 г. Фрейд пишет о том, что проекция и интроекция являются первичными способами взаимодействия ребенка с миром. В 1946 году Кляйн пробует объединить оба механизма защит в своей концепции проективной идентификации. Опираясь на концепцию Кляйн можно сказать, что проективная идентификация по своей структуре очень сложна, она включает в себя другие защитные механизмы – это проекция, расщепление, идеализация, интроекция, идентификация. Важную роль в процессе играет другой, он принимает при помощи интроекции выброшенную другим часть Я. В теории М. Кляйн проективная идентификация - это архаичный механизм защиты, который необходим для того что бы контактировать с матерью. Если мать чувствительна к его проективным идентификациям, то она может его успокоить и понять в чем он нуждается. В теории Биона проективная идентификация выполняет важнейшую роль, этот механизм, работа которого начинает осуществляться практически сразу после рождения ребенка и помогает ему выжить. Данный защитный механизм запускается, чтобы избавиться, выгнать из себя нежелательные объекты вовне и сохранить хорошие. Это дает ощущение контроля взрослого, управления им, его он может спасти или изгнать. Без взрослого человека с относительно зрелой психикой и телом ребенок может не выжить. Бион так же как и Кляйн рассматривает проективную идентификацию через призму взаимоотношений между матерью и ребенком. Он приходит к выводу о том, что данный механизм это первичный способ коммуникации между ними. Проективная идентификация в данном контексте как форма мышления, а мышление для Биона - это психическая структура, функция, которая призвана справляться с мыслями. Важно отметить, что проективная идентификация является фундаментальным процессом, который лежит в основании мышления и взаимодействия между людьми. Бион различает нармальную форму проективной идентификации и патологическую. Какой будет проективная идентификация, зависит от цели механизма защиты. Потребность субъекта в избавлении негативных переживаний, чувств, через внедрение в психику другого объекта или внедрение в другой объект свое эмоциональное состояние для коммуникации с этим объектом. Нормальная форма проективной идентификации – это своего рода эмпатия, которая позволяет нам идентифицироваться с чувствами и ощущениями другого человека или он может почувствовать то, что мы чувствуем. По Биону нормальная форма проективной идентификации позволяет выстроить нормальную форму коммуникации. В свою очередь при патологической форме проективной идентификации коммуникация затрудняется. Рассматривая данный механизм в контексте коммуникаций с миром, становится ясна идея Мелани Кляйон о том, что мы никогда не избавляемся от первичных форм функционирования психики, они остаются с нами как первый опыт довербальной коммуникаций с материнским объектом. «Проективная идентификация позволяет Биону сформулировать модель «контейнер - контейнируемое», которая представляет отношения между внутренним и внешним, отношения, при которых контейнируемое может разрывать контейнер, или же, в свою очередь, может сдавливаться и удушаться контейнером, или же может происходить их взаимная адаптация» [1]. Если рядом с младенцем нет взрослого со зрелым психическим функционированием, а ребенок склонен к проявлению агрессии, переполнен фантазиями, то его развитие, скорее всего, будет протекать патологично. В последующем мы можем наблюдать людей в кабинете психотерапевта, которые не способны перерабатывать самостоятельно содержимое своей психики, они испытывают трудности в словесном описании своих переживаний, ощущают что-то разрозненное и хаотичное. Взрослый, который должен был помочь ему в младенчестве справиться с подобными состояниями, был на это не способен.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|