Проективная идентификация - это не просто абстрактное убеждение, что так работает психика, - феномен, который она описывает, существует в сфере мыслей, чувств и поведения.
Большинство из нас переживало на себе воздействие проективной идентификации.
Вспомните случаи, когда вы при общении с некоторыми людьми ощущали не свойственные для вас в типичной ситуации переживания – чувства, ощущения, порывы к действиям и тп.
Через проективную идентификацию проектирующий, имея сперва бессознательные фантазии про избавление от нежелательных аспектов Я (self), размещает эти нежелательные части в другое лицо, чтобы со временем вернуть себе модифицированную версию того, что было им вытеснено.
Проективная идентификация - это психологический процесс, который одновременно является:
- типом защиты,
- способом коммуникации,
- примитивной формой объектных отношений,
- путём к психологическим изменениям.
Как защита проективная идентификация создает ощущение психологической дистанции от нежелательных и зачастую пугающих аспектов Я (self).
Как способ коммуникации проективная идентификация - это процесс, благодаря которому в другом человеке можно вызвать чувства, конгруэнтные собственным чувствам и таким образом создать ощущение полного взаимопонимания, единения - быть «заодно» с другим.
Как тип объектных отношений проективная идентификация – это возможность «быть с» и «принадлежать к» частично отдельному объекту.
И наконец, как путь к психологическим изменениям проективная идентификация - это процесс, при помощи которого чувства, с которыми один человек борется, психологически обрабатываются другим и становятся доступными для реинтернализации в изменённой форме.
Каждая из этих функций проективной идентификации изначально развивается личностью в контексте разных попыток младенца воспринимать, организовывать, обходиться с его собственным внутренним и внешним опытом и коммуницировать со внешней средой. Младенец встречается с невероятно сложным запутанным и пугающим нагромождением стимулов.
И только при помощи «достаточно хорошей мамы» младенец может начать организовывать свой опыт.
В этих попытках организации младенец открывает ценность сдерживания небезопасных, болезненных и пугающих его переживаний отдельно от комфортных успокаивающих и утешающих. (Фрейд, 1920)
Этот вид расщепления утверждается как основная часть ранних психологических способов организации и защиты. (Кернберг, 1976).
С точки зрения коммуникации проективная идентификация - это способ, при помощи которого младенец может ощущать, что его поняли, вынудив мать чувствовать то, что чувствует её дитя. Младенец не может вербализовать свои чувства, поэтому вынужден вызывать эти чувства в матери.
С точки зрения объектных отношений проективная идентификация - это форма объектных отношений, которая лежит между стадией субъективного объекта(частичного - поскольку младенцу невозможно воспринимать мать совсем отдельно от себя и к тому же целостно (частичный объект –«грудь»,ребенок создает любой свой объект, наполняя его собственными качествами, смыслами и фантазиями) и настоящими полноценными объектными отношениями ( которые предполагают способность формировать стабильные, длительные и предсказуемые отношения с другими людьми, что согласуется с укоренением во внутреннем мире целостных и устойчивых образов близких людей, которые непосредственно повлияли или влияют на развитие личности).
Это и приводит нас к четвёртой функции проективной идентификации – как к пути развития личности - пути психологических изменений.
Давайте представим себе ребенка, напуганного своим желанием уничтожить кого-то, кто фрустрирует или сопротивляется ему. Ребёнок может совладать с этими чувствами не сознательно проецируя свои деструктивные желания в свою мать и через реальное взаимодействие с ней вызывать в ней переживания себя как жестокой, эгоистичная особы, которая хочет разрушать все, что стоит на пути удовлетворения её целей и желаний.
Например, ребёнок может демонстрировать удивительно упрямое поведения при самых обычных своих ежедневных активностях, превращая в великую битву еду, туалет, засыпания вечером и просыпания с утра, необходимость оставаться с другими (няней, бабушкой и тп) и так далее.
Мама может начать нереалистично ощущать, что она носится вихрем по дому в приступе фрустрированной ненависти и готова убить всех, кто стоит между нею и её желаниями.
Для матери, которая не решила адекватно свои собственные конфликты, связанные с деструктивные желаниями и импульсами, будет сложно жить с такими переживаниями.
Она может попробовать обойтись с ними, отдалившись от ребёнка или отказавшись прикасаться к нему.
Она также может стать неприязненный даже агрессивный или опасно легкомысленной с ребенком.
Для того чтобы не делать мишенью ребёнка, мать может переместить или спроецировать свои чувства на мужа, родителей, работодателя или друзей.
Как вариант мать может чувствовать себя такой виноватый или испуганный этими чувствами неудовлетворения и разрушения, что она может стать гиперопекающей, не позволяющей ребенку выйти из ее поля зрения или попробовать что-то новое из страха, что ребёнок может себе как-то навредить.
Каждый из этих способов обхождение с вызванными чувствами может подтвердить ребёнку что злые желание уничтожить неприятный объект являются и на самом деле опасными для неё и её ценных объектов.
В таком случае ребёнком от матери будет интернализировано (и ещё сильнее, чем раньше) убеждение, что от таких чувств следует избавиться.
К тому же ребёнок может интернализовать мамины патологические способы обхождения с такими чувствами (например, чрезмерное проецирование, расщепление или жёсткое отыгрывание).
С другой стороны - достаточно хорошее обхождение с спроектированными чувствами может включать в себя способность матери интегрировать вызванные чувства с другими её аспектами, например, с её здоровой корыстью, с её принятием права быть разгневанной или обиженной на ребёнка за то, что она стоит на пути его желаний, с ее уверенностью, что она может выдерживать такие чувства без того, чтобы действовать соответственно – например, отвечать чрезмерным отстранением или ответным ударом.
Ничего из этого не требует осознанности со стороны матери. Этот акт психологической интеграции представляется собой фазу переработки проективной идентификации.
Через взаимодействие матери с ребёнком переработанная проекция (которая включает в себя материнское сдерживание чувств неудовольствия и разрушения, желание наказать) будет доступна для реинтернализации ребенком.
Этот механизм очень важен для понимания по двум причинам:
- каждой маме новорожденного было бы очень кстати понимать про способы коммуникации со своим младенцем и избегать возможных деструктивных способов обращения с ним,
- участникам психотерапевтического процесса (и психотерапевту и его клиенту) тоже важно понимать как эта примитивная защита может превращаться в мощнейший фактор личностного роста и пользоваться ее механизмом.