Смысл и безопасность, рождающиеся в проективной идентификации

Отсутствие сформированного чувства безопасности (о котором я говорил в прошлом посте) создаёт у клиента переживание постоянной угрозы со стороны окружающего мира, ощущение падения и пустоты под ногами. 

Терапевтическая работа с такими людьми ориентирована на восстановление "ощущения, что держит в объятиях" (Winnicott, 1960). Она направлена на создание "контейнера", не сформированного в раннем возрасте. 

Однако в таком случае встаёт вопрос: что составит содержание этого "контейнера". 
Вероятно, именно "контенируемое" придаёт смысл окружающему, являяесь,вместе с тем, причиной ощущения непрерывности бытия. 
Подобные идеи развил Уилфред Бион в книге "Обучение на опыте" (1962). 

Для Мелани Кляйн функция проективной идентификации заключается в переработке инфантильных фантазий. Бион сделал дополнение к её концепции, выяснив, что проективная идентификация - это еще и реальная попытка индивида к осуществлению этих фантазий. Кроме того, для Биона стало очевидным, что проективная идентификация является примитивным методом общения между матерью и ребёнком, выступая также почвой развитию мышления последнего. Но для этого мать должна быть достаточно восприимчива и устойчива, чтобы принять проекцию ребёнка, контейнировать её и отреагировать на его поведение. То есть вернуть своему малышу его проекцию в "доступном", "менее опасном" виде. 

Сходные взгляды, но в несколько ином ракурсе выражал и Ж.Лакан, говоря о стадии зеркала. 

Не контенируемый аффект не позволяет сформировать психике устойчивые границы "я". В последствии в зрелом возрасте это может переживаться как угрожающие мысли, от которых нужно избавиться. Однако в случае их леквидации из сознания угроза будет исхоидть "извне". Получается, своего рода, узел. 
Роналд Бриттон в статье "Удержать в голове" приводит пример случая своей клиентки, которая пережила эмоциональную травму во время войны. Она находилаь в бомбоубежище вместе со своей матерью, "тревога которой угнетающе действовала на неё". Пациентка чувствовала, что должна срочно покинуть помещение. На выходе она увидела, что вокруг на улице был пожар, падали бомбы. У выхода из бомбоубежища стоял охранник, который преградил ей путь. Конфликт был столь мощным, что она потеряла чувствительность в ногах, а потом и во всём теле, находясь при этом в сознании. Она свалилась прямо в дверном проёме и не могла даже разговаривать. Это воспоминание стало иллюстрацией её состояния на всю жизнь. В дальнейшие годы ситуация проигрывалось в разных вариациях и лицах. 

По всей видимости, пациентка Бриттона имела психотическую предрасположенность или же нарушения, приобретённые в первые годы жизни. Её мать не могла контенировать импульсы своего ребёнка, а сама при этом впадала в состояние аффекта. 

Далее Бриттон рассуждает об отце пациентки, который должен был выполнять функцию поддержки матери, но также по каким-то причинам не делал этого. Из истории известно, что он был агрессивным человеком. Вероятно, данное воспоминание также символически показывает психическое состояние ребёнка: "внутри" неё постоянно возрастающая тревога, которая требует компульсивного выхода - это мать, а снаружи - деспотичный отец, совершающий нападания на мир матери и ребёнка. Опасность в этом случае исходит как изнутри, так и снаружи. 

Таким образом, содержание создаёт границы "я", в то время как сами границы определяют содержание. Это два взаимосвязанных процесса в развитии психики ребёнка.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • "Маша, ты должна сильно стараться!" Как избавиться от "вредных" установок
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Принять" или "бороться": о психологическом принятии своего тела.
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь