Групповая динамика У. Биона

Впервые термин групповая динамика был введен К. Левиным(1936), под которым подразумевался процесс взаимодействия социальных и психологических причин, воздействующих на поведение индивидов в группе. Сама историческая ситуация подталкивала психологов к изучению влияния группы на человека: государство нуждалось в эффективной пропаганде, после второй мировой войны с фронта вернулось множество, солдат которые нуждались в реабилитации после ужасов войны. Одним из психологов, которые занимались реабилитацией солдат после войны, был У. Бион. Предтечей бионовских взглядов на групповую динамику можно считать работы Фрейда и Кляйн,  обращаясь к работам Кляйн и ее терминам психотическая тревога, примитивные защиты, рассматривая гипотезы ранних объектных отношений, мы можем наблюдать не только то, что человек с самого начала жизни привязан к группе, сначала это семейная группа, с течением жизни группа расширяется и так или иначе имеет важное значение в формировании и развитии психики, но и то что его первые контакты с матерью и другими людьми его окружения обладают особым качеством и имеют глубокое значение для его последующего развития.  И по сути дела установление эмоциональных связей в группе для взрослого человека может быть так же трудно как и для ребенка пытающегося установить контакт с матерью.

Бион указывает, что, по-видимому, механизмы установления контакта, с матерью описанные Кляйн (1936,1946) на ранних этапах развития, так же могут быть характерны и для взрослых людей, в процессе установления контакта в группах. Вместе с тем невозможность и трудность установления этого контакта ведет к регресси. Так же именно благодаря регрессии, у индивидуума складывается ощущение того, что  группа наделена «Фантазируемой групповой личностью»(бион 1952), т.е. группа мыслится не как, совокупность отдельных индивидуумов, а нечто большее,  конкретный член группы теряет свое индивидуальное своеобразие,  т.е. индивид вступая в группу теряет или диффузно начинает воспринимать свою историю, привычки, самосознание, традиции.

Для описания типичных процессов происходящих в группе Бион вводит несколько терминов: рабочая группа, базовые допущения, группы базовых допущений, а также групповое мышление - групповая культура.

Групповое мышление-групповая культура

Наблюдая за группами Бион заметил, что  группа часто функционирует как единое целое, даже не смотря на то, что отдельные индивиды могут этого не замечать и не осознавать, подобные наблюдения подвели его к гипотезе, что группа обладает групповым мышлением. Т.е. эта такая форма психической активности, которая возникает при образовании группы.

«Групповое мышление формируется единодушным мнением, волевым решением или желанием группы в данный момент. Члены группы вносят свой вклад анонимно и неосознано. Групповое мышление может находиться в конфликте с желаниями, мнениями и мыслями отдельных индивидов и может вызывать у них чувство неловкости, гнев или другие реакции.»(Введение в работы Биона)

Далее Бион вводит понятие групповой культуры- это понятие включает в себя структуру, приобретенную группой на данный момент, задачи, которые она предполагает решать, и организацию, которую она создает для достижения этой цели. Групповая культура представляет явление, которое можно наблюдать в контексте групповой ситуации, и которая может быть описана наблюдателем если принять в рассмотрение поведение ее членов, роли, которые они играют, активных лидеров и поведение группы как целого. Групповая культура является функцией группового мышления и желаний отдельных индивидов, которые по отношению к ней являются факторами определяющими ее. Конфликт между  желаниями и потребностями индивида и коллективной волей определяет организацию группы сообразно,  которому группа функционирует и осуществляет деятельность, и тут Бион вводит понятие базового допущения.

Базовые допущения(основные предпосылки)

Бион обратил внимание на феномен, который влияет на деятельность рабочей группы в качестве помех, а иногда  помогают ей реализовываться по средствам другого рода активности- сильно выраженной эмоциональной реакции, берущие свое начало из примитивного источника. Подобные феномены могут производить впечатление хаотичных реакций, однако Бион решает эту проблему одним допущением: что эти явления есть результат основных предпосылок для всей группы. Это как бы единодушное, общее, бессознательное, обезличенное основанное на иррациональных эмоциональных реакциях  мнение главенствующее в группе, которое может быть противоположно по своей направленности рациональным целям рабочей группы.

Для того, что бы учувствовать в группе базового допущения не требуется каких то специальных умений и навыков кооперации, все зависит от такого явления личности как валентность- способность мгновенному образованию связи с другим человеком и строить свою деятельность с ним на основе одной из предпосылок. Бион указывает, что функция рабочей группы формируется на базе одной базовой предпосылки, которые в свою очередь могут меняться за короткое время, а могут и оставаться неизменными долгий промежуток времени. Стоит обратить внимание, что деятельность рабочей группы всегда пронизана особенностями базовой предпосылки.

Эмоции связанные с основными предпосылками это тот же страх, ненависть, тревога, любовь, но по сути эмоция страха базового допущения «зависимости» не отличается от страха «бегства или борьбы», однако они отличаются качественно, они отличаются по своему содержанию в первом случае, допустим, это страх быть оставленным питающим объектом, во втором это страх быть искалеченным, т.е. сочетания эмоций в базовых предпосылках дают определенное своеобразие аффективным переживанием,  хотя страх остается страхом, но это другой страх, в его основе лежит другое допущение.

Помимо всего описанного для группы базового допущения характерно наличие вождя, это не всегда человек, это может быть идея которая поможет продолжать функционировать группе на основе этого базового допущения и сохранять статус-кво, появление любой новой идеи сопровождается ощущением угрозы.

Далее Бион описывает три вида основных предпосылок:

Основная предпосылка «зависимости»

Общее для всей группы мнение, что она может положиться на руководителя группы, который должен обеспечить ее питанием(как духовным так и материальным), безопаснотью, непременно знает ответы на все вопросы и может и должен разрешить их, группа воспринимает и ощущает себя как «незрелый организм». Зависимая группа ведет себя с терапевтом так, словно убеждена, что вся работа должна выполняться им. О такой структуре свидетельствуют, например, отсутствие критических суждений и пассивность. Группа может организовываться подобно ученику рядом с профессором, от которого ожидаются инструкции или от которого можно их требовать. Она может функционировать также подобно группе последователей идеи или личности, положительные качества которой не подвергаются сомнению, или подобно группе детей, ожидающих, что их будут учить каждого по очереди.

Если терапевт как лидер группы, который взял на себя ответственность за эмоциональное состояние группы, будет отрицать свою роль всемогущего божества или попытается прояснить происходящее в группе, и начнет требовать от участников группы функционировать на более взрослом уровне-группа начинает реагировать на это как на надвигающуюся опасносность, в результате группа начинает искать нового лидера, Бион указывает, что как правило это самый больной участник группы, либо обращается к групповой «библии»- прошлая история группы в котором находятся методические указания и группа начинает тратить очень много времени на изучение этой «библии». Однако, это сценарий развития возможен, если группа остается на в рамках этого же базового допущения, но группа может попытаться сменить базовое допущение, реакция такого типа называется отклоняющейся от нормы, т.е. в крайних случаях, когда группа испытывает серьезную, тревогу, страх и напряжение исходящее от новой идеи, эта реакция состоит в том, что зависимая группа может оказать давление на внешнюю группу с целью продемонстрировать ей свое влияние или на оборот.

Основная предпосылка «бегства или борьбы»

Убежденность группы в существовании внешнего врага против которого нужно бороться или убегать от него, лидер в такой группе должен должен предъявлять к группе те требования, которые позволят ей обратиться к агрессии или бегству, соответственно терапевт может испытывать определенные помехи  в попытках освещения того, что происходит в группе, из-за легкости, с которой мобилизуется эмоциональная поддержка для предложений, которые выражают собой или ненависть к психологическим проблемам любого рода или изображают средства для их избегания.  Чаще всего такие группы находят себе лидера среди параноидных личностей, который обязан поддерживать идею о наличии врага, в терапевтических группах таким врагом может быть терапевт, его слова, физические или психические заболевания, если терапевт является врагом, то группа будет игнорировать его интервенции или демонтировать свое презрение по отношению к ним.  При наличии угрозы со стороны новой идеи, группа проявляет реакцию отклоняющуюся от нормы,  выражается в действиях которые направлены на то, чтобы подчинить личность терапевта или внешние группы или подчиниться внешним группам, их идеям или мнениям.

Базовое допущение «образование пар»

Находясь на под действие этой базовой предпосылки группа «споойно реагирует», что два ее слена отвлекают и оттягивают групповое время на себя,  в группе образуются пары в которых пол партнера не имеет значение, с эмоциональной стороны такие сеансы «переполненны» чувством надежды, интригующие, так как могут интриговать новые зарождающиеся отношения, надежда на изменение всего и вся к лучшему, слепые прозреют, калеки пойдут,  в отличии от действия других предпосылок и рабочей группы, где мы можем наблюдать фрустрацию, одиночество, страх, тревогу, наличие такоего чувства в группе уже говорит о том, что она находится под действием этой базовой предпосылки, даже если отсутствуют другие признаки. Бион отмечает, что подобная реакция со стороны членов группы на образование пар это по сути дела реакция на ситуацию напоминающую первичную сцену. Вождем такой группы является еще не рожденный Мессия- член группы или идея который сможет всех спасти и изменить мироустройство. Когда этот процесс осуществляется в той степени в которой это возможно надежда ослабляется, потому, что перестает быть надеждой а превращается в реальность, в свою очередь деструктивные чувства, не подвергшись деформации, тоже ослабляют надежду. Бион предостерегает нас от стремления направить ход группы таким образом, что бы сохранять ее надежды, потому как мы ставим членов группы перед сложным выбором нанесение ущерба творческой функции группы или же убийством Мессии, что бы после этого заново воссоздать мессианские надежды, и одновременно выдержать это. Отклоняющейся от нормы формой группы этого типа является стремление к расколу.

При столкновении с угрозой развития новой идеи группа, защищаясь, может расколоться. При расколе часть группы будет продолжать придерживаться мессианской надежды, то есть будет оставаться под влиянием базового допущения о поиске пары. Судьба же другой части будет зависеть от прочих факторов, главные из которых - это терпимость к новой идее и стремление группы функционировать вновь на уровне базового допущения.

Важно отметить, что отклоняющаяся форма культуры возникает только тогда, когда группа сталкивается с идеей, которая, во-первых, способствует развитию (чего нет в культуре рабочей группы) и, во-вторых, не уничтожает культуру базового допущения. Развитие новой идеи угрожает основной структуре группы и обеспечивает возможность возникновения ситуации изменения структуры группы или общества.

 Таким образом, базовые допущения являются эквивалентом всемогущественной фантазии группы о том способе, которым будут решаться ее проблемы. На самом деле неосознанной целью пребывания в группе базового допущения является стремление избежать фрустрации, присущей научению через опыт и контакт с реальностью, через использование почти магически техник, мышления и восприятия реальности.

Рабочая группа

Такой способ функционирования группы при котором индивидуумы собираются для решения определенной проблемы. Такое состояние группы требует от членов наличия определенных способностей, в частности способности к кооперации. Участие в такой активности требует наличия опыта многолетнего периода научения и способности к накоплению опыта, и возможности кооперироваться по этим способностям. Рабочая группа собирается для решения определенной, объективно существующей задачи или проблемы и для ее решения активность группы должна соотноситься с реальностью, она будет опираться на реальные факты, а решаемая проблема способствует развитию и росту индивида, хотя этот процесс может быть и болезненным.  Отсюда же следует, что если группа собирается для решения объективно существующей проблемы, то используемые методы будут рациональными,  пусть и в зачаточном виде, мышление в данном виде активности является научным, связанным и опирающимся на реальность. Еще одно условие существования такой активности,  наличие лидера, который сможет переместить мысли в действия, что осуществляется через диалог(например предложение называть друг друга по имени, т.к. это может облегчить взаимодействие в группе), по сути лидер это максимально эффективный участник группы при решении проблемы, который в состоянии вербально обозначить задачу и опредметить через язык установки, процессы происходящие в группе.

Иными словами РГ характеризуется 4 моментами

  1. Наличие лидера-мыслителя, который способен претворить те или иные идеи в реальную жизнь
  2. Теорию, на которой все базируется
  3. Веру в то, что одного только изменившегося окружения будет вполне достаточно для исцеления и нет нужды прибегать к из- менению индивидуума
  4. И, наконец, специфический вид фактов, рассматриваемых в качестве «реальных».

Специализированные рабочие группы

Подгруппы создающиеся в рамках главной группы с целью нейтрализации группы борьбы-бегства и зависимой группы, что бы те в свою очередь не мешали деятельности рабочей группы, когда специализированная рабочая группа не может или не хочет справляться с этой функцией, то главная группа вынуждена брать на себя эту функцию, как выше упоминалось функцией рабочей группы является переработка мыслей и чувств в адекватное реальности поведение, то в случае со специализированной рабочей группой, она должна превратить действия в ментальность, осуществить обратный процесс, что бы действия базовых предпосылок не мешали функционированию рабочей группы, здесь идет речь скорее о создании культуры группы и ментальности, своеобразно контейнровании характерных аффектов, с целью избежать нарушения функционирования рабочей группы.



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Как собираются группы?
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Раздумья о добре и зле после клиентской группы.
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Экзистенциальные группы предельного опыта
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Основные группы заболеваний.
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Терапевтические группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь