Ожидания и реальность. Как работать с проективной идентификацией в терапии?

Ожидания и реальность Как работать с проективной идентификацией в терапии

Наверное, в любом психотерапевтическом подходе имеет место развитие реакций переноса и контрпереноса между клиентом и психологом, поэтому так важно исследовать эту область как один из важных инструментов терапевтической работы. Порой, перенос развивается уже на первой встрече.

В процессе переноса клиент начинает бессознательно подменять реальность своими фантазиями и проецировать на психолога свои ожидания, страхи, связанные с опытом взаимодействия со значимой фигурой из прошлого, теневые, отщепляемые свойства своей личности. В этот самый период можно отчётливо наблюдать действие механизма проективной идентификации, когда клиент проецирует на психолога какие-то части своего Я, свои ожидания, а психолог идентифицируется с проецируемым.

Например, клиент говорит психологу, не имея достоверной информации о его личности: "Меня не покидает чувство, что спокойствие, теплота - это ваша маска, а хочется увидеть вас настоящей".
"Какая я настоящая, на ваш взгляд?" - интересуется психолог.
"Я всё жду, что вы начнете на меня орать. Если честно, мне даже этого не хватает, ощущаю себя неуверенно, когда всё спокойно. И нашу терапию я представлял как эмоционально насыщенный, провокативный процесс. Чувствую скуку и некоторое разочарование".

В этих словах, помимо проекции, звучит желание переделать психолога, чтобы он лучше вписывался в представления клиента, потребность спровоцировать эмоционально окрашенную реакцию.

Каковы могут быть реакции психолога на эти слова?

1. Психолог может обидеться на слова клиента, разозлиться, начав отыгрывать собственные травмы.

2. Психолог может идентифицироваться с предъявляемыми ожиданиями клиента, войти в роль виноватого, начать идти на уступки, размывая тем самым границы контакта и т.д.

Психолог, принявший предлагаемые роли агрессора или жертвы, постепенно разрушается в глазах клиента как психолог, отношения переходят скорее в разряд предъявления личных счетов с утратой объективности, терапия рискует стать неэффективной.

3. В третьем случае, психолог осознает, что имеет дело с проекцией клиента, но не принимает её на свой счёт. Он идентифицируется с предлагаемой клиентом ролью, чтобы лучше понять его потребность, но держит границы, не вовлекаясь в игру.

Вместо отыгрываний, психолог выполняет функцию условно здорового родителя, цель которого - не осудить, но понять, что движет таким поведением клиента, как сказанное соотносится с его личностью, с прошлым опытом, с его неудовлетворенными потребностями, он проясняет аффект клиента и возвращает ему обратно в переработанном виде.

В продолжение беседы, психолог может спросить клиента: "Если бы я заорала на вас, как бы это повлияло на наши отношения?"
"Я бы укрепился в мысли, что вы меня презираете ".
"Для чего вам это нужно?"
"Наверное, чтобы не думать о вас хорошо".
"А если вы будете думать обо мне хорошо, что будет тогда?"
"Не хочу привыкать к хорошему".
"Правильно ли я поняла, что вы хотите увидеть меня плохой, чтобы прервать наш контакт из страха привязанности?"
"Пожалуй."
"Как это может быть связано с вашим детским опытом?"
"Моя мать всегда мне что-то обещала, но не выполняла своих обещаний. Я боюсь вам поверить, а потом разочароваться".

Отвечая на цепочку проясняющих вопросов, клиент постепенно приходит к инсайту, касаемо того, что мешает ему поддерживать продуктивный контакт. Конечно, это происходит не за одну встречу. Чем более клиент рефлексирующий и открытый контакту, тем быстрее он ощутит изменения на уровне личности, а не просто через поведенческое научение.

Целью отыгрываний клиента может быть привычное обесценивание значимости отношений, негативизм, вторичная выгода от роли жертвы или агрессора как способа контроля окружающих.

В результате прояснений психолог и клиент слой за слоем докапываются до самого ядра внутреннего конфликта, глубинного убеждения, которое определяет текущий жизненный сценарий. Выводятся на поверхность причины, которые привели к формированию такой установки.

Чтобы не стать жертвой проективной идентификации, не попасть в контрперенос с отыгрыванием собственных травм, психолог должен занять позицию наблюдателя: исследовать процесс взаимодействия с клиентом ("что сейчас происходит между нами?"), давать клиенту обратную связь, избегая осуждения, наслоения субъективной оценки, в интерпретациях опираться на реальность (исследовать, что из реальности подтверждает или не подтверждает подозрения клиента), оставаться эмпатичным и, вместе с тем, строго придерживаться терапевтических границ. Поддержание границ играет важную роль, особенно в том случае, когда сам клиент имет проблему с границами (ведёт себя слишком развязно, неуважительно или боится быть поглощенным).

Нейтральная позиция психолога важна потому, что способствует проявлению истинного, а не ложного Я клиента. Если психолог занял осуждающую позицию, клиент в ответ может вести себя искажённо агрессивно, если психолог идеализирует клиента, он будет бояться проявить свои негативные стороны из страха отвержения - в любом случае, результат может быть непредсказуем.

Каким бы ни был психолог "проработанным", он тоже может порой допускать ошибки. Главное при этом - умение их замечать, признавать, идти по пути построения контакта, а не его разрушения. Это очень ценный навык, который помогает строить продуктивные близкие отношения в жизни, разрешать конфликтные ситуации. Можно сказать, психолог обучает клиента так же замечать проективную идентификацию в контакте с близкими и правильно с ней обращаться.

В жизни проективная идентификация приобретает серьёзный характер самореализующегося пророчества. Так, например, если женщина постоянно будет говорить мужчине "ты меня не любишь" без всяких на то оснований, однажды он сам в это поверит и уйдет к другой - тем самым, женщина укрепится в своём первоначальном убеждении, что он её никогда не любил.

Терапевтические отношения - это то, что даёт возможность личностного роста, вместо постоянного отыгрывания инфантильных травм, возможность лучше понять себя, получить альтернативный опыт взаимодействия с окружением.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям!

Записаться ко мне на консультацию как очно, так и онлайн, можно по телефону, Viber или What'sApp: +7 919 324 75 26.



Просмотров: 304
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Как понять что психолог "ваш"?
  • Секрет психотерапии или "что нового мне скажет психолог?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хороший" и "Плохой" Психолог. Как распознать?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Что за "зверь" такой - ПСИХОЛОГ?!
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь