Действия терапевта при обесценивании клиентом.

Автор статьи: Дана Кваша


Каждый терапевт встречается в своей практике с таким явлением, как обесценивание у клиента. Различать обесценивание среди других психологических феноменов - важная задача для специалиста, которая помогает продлить терапию, избежать преждевременного прекращения терапии.
Обесценивание может быть одним из способов прерывания контакта у клиента, его способом жить. Прежде всего нужно понять, осознает ли клиент свои действия.

Опасность девалидизации ( обесценивания ) в том, что получая новый опыт человек не может его принять и ассимилировать, превратить его в личностный рост. Терапевтический процесс останавливается. Позитивный опыт делается ненужным или таким, который не имеет ценности ( обесцениваются другие люди, ситуация, или качества и умения ) самого человека, что позволяет ему оставаться в детской позиции, уклонится от взросления. Также, если клиент не принимает свой негативный опыт, делает его неважным для себя, он теряет возможность использовать свои ошибки для того, что бы попробовать новые способы адаптации, в будущем не повторять действия, которые привели к поражению. 

В гештальт-терапии лучше всего можно работать с тем, что происходит прямо сейчас, между терапевтом и клиентом. Терапевт может рассказать, что он чувствует, когда клиент обесценивает его или его поддержку. А также можно выяснить, какую цену платит клиент за свое обесценивание, что он теряет.
Показывая клиенту, когда и как он это делает, мы также передаем ему ответственность за свои действия, просим клиента следить, как он обесценивает и идеализирует в своей жизни и рассказывать терапевту.
В работе с нарциссическим клиентом, приходится встречаться с обесцениванием клиентом самого терапевта, его действий и мыслей, а также результатом проделанной совместной работы. Очень важно, чтобы терапевт умел выдерживать, когда обесценивают его. Для этого он должен помнить, что его ценность не зависит от обесценивающего отношения клиента, и также, от идеализации клиента. Главная ловушка – будет поверить клиенту, что ты именно, которое может решить все его проблемы и ринуться тот час же их решать. Вы будете обязательно свергнуты и побеждены.
Роль идеализированного сковывает терапевта. Она соблазняет его отрицать свое незнание, отвергать помощь коллег, супервизора, ожидать самых лучших результатов. Терапевта ждет гнев и раздражение, ведь он не оправдал ожиданий клиента,

Клиент может обесценивать себя возле идеального терапевта, чувствуя стыд и избегая ответственности за свой рост. Когда терапевт рассказывает клиенту о своем личном опыте, в котором он выступает в нелицеприятном свете - он поддерживает клиента в принятии собственной неидеальности. Клиент, принижая себя, проектирует свои силы, знания и умения на терапевта. Ведь только терапевт наделен знаниями и способностью изменить жизнь клиента! В свою очередь, терапевт может вернуть ему власть быть хозяином своей жизни.

Экспериментируя с распределением власти между клиентом и терапевтом, можно дать возможность клиенту почувствовать свою важность для терапевта. Даже изменяя расположение клиента и терапевта в пространстве, можно ощутить и увидеть то, что было до этого скрыто. Например, нужно расположиться так, чтобы у клиента было доминирующая позиция: высокое кресло или терапевт на полу. При этом личность клиента становится ярче, он прекращает себя жалеть и унижать, а терапевт начинает ощущать больше свободы. Такие действия стоит осуществлять не вначале терапии, а когда между клиентом и терапевтом уже есть длительные отношения и определенный уровень доверия.

Опытный терапевт вносит жизнь в застывшие отношения, показывая клиенту свою человечность, умение признавать свои ошибки и проигрывать, при этом сохраняя свою ценность и способность использовать свой опыт для роста. 
Идеализация и обесценивание терапевта имеет свои преимущества – они прямо связаны с необходимостью клиента сначала набраться понимания и поддержки, накопить силы для изменений, а затем, суметь отказаться от посторонней помощи, довериться собственным чувствам и мыслям. Это помогает клиенту заметить, как он поступает аналогично с другими людьми.



Просмотров: 576
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • О самораскрытии терапевта. Что стоит рассказывать о себе клиенту, а что - лучше не надо?
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как поддержать клиента и выявить его ресурсы?
  • Симптом, как главный помощник клиента в его развитии.
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь