|
О супервизииАвтор статьи: Крыло Андрей Васильевич
Весьма кратко про пятнадцать лет в гештальте. Для меня это очень ёмкое понятие: -во-первых – раз есть супервизия, значит есть некий процесс. -во-вторых – раз есть процесс, то есть и его участники – с одной стороны тот, кто нечто «даёт» и тот, кто это нечто «получает», с другой стороны. Соответственно супервизор и супервизируемый. Т.е. человек, который наблюдает чужую работу и человек, который свою работу (в нашем случае терапевтическую) выставляет на обозрение (представляет, демонстрирует). В этой заметке я не буду описывать всё многообразие классификационных описаний процесса. Просто замечу, что как правило классифицируют по: -уровню проф. подготовки участников; -составу участников; -времени проведения; -задачам…. Мне важнее проговорить (из личного опыта) про то, что же там происходит в процессе, про то, что между. И о том, а для чего, собссно? Для меня это всегда не то что бы о разделении ответственности, типа «вот я немощный, а ты Гуру…». Нет. Ответственность у нас (участников процесса) своя и полная. Для меня это всегда о сотрудничестве и взаимодоверии. И, наверное, это всегда о человеке в процессе (своём) и внешнем, но не стороннем наблюдателе. Конечно. Без оценок одной стороны другой обойтись трудно. Но.… Есть маленькое но… Просто если дословно вспомнить смысл «супервизор»… суперВИДЯЩИЙ… И, вроде бы самое время перейти к тому что между. Но есть ещё одно множественноликое но. Помимо самого процесса есть то, что собственно и задаёт его течение (ну помимо формально-классификационных признаков) – личности участников и их потребности. Начну (эволюционно) с потребителя-получателя… Это может быть начинающий терапевт (ученик). Это может быть терапевт, встретившийся со сложным (новым) для себя случаем. Это может быть терапевт, просто нуждающийся в профессиональной поддержке. Либо в силу освоения новых горизонтов профмастерства, либо в силу каких-то событий в личной жизни (в том числе и профессиональной). С ролями поставщиков (давателей, собственно – супервизоров) на мой взгляд, всё проще. Это либо преподаватель (он же ведущий группы, он же обучающий тренер) либо коллега, что-то понимающий в профессии. При этом, если отбросить амбиции – первый он же коллега? Да, да. Конечно. Мастерство, опыт и знания супервизора имеют огромное значение. В количестве замеченных огрехов, затыков и пропущенных развилок в работе супервизируемого. А также в сложности для супервизора удержаться от менторского тона и поучений супервизируемого. Теперь, когда с личностями участников разобрались (Да, вовлечённо-ехидненько, но – честно, как вижу. Чай давно - СУПЕРВВИЗОР), можно перейти к потребностям. Естественно усреднено – ориентировочно, гипотетически. У начинающего это от «хочу уметь, расскажи - как», через «ну похвалите меня» до «что я делаю ТАК и что НЕ ТАК». У работающего терапевта, встретившегося с новым, сложным случаем – и «гм… что же я не заметил» и «а что ещё можно предпринять, на что обратить внимание» В третьем случае – от ожидания услышать «мы с тобой одной крови» до надежды что у коллеги нечто похожее уже было. А вот потребности супервизора… (я сейчас умышленно опускаю благодарности, в том числе и материальные, ибо не всегда это достаётся супервизору) … Я могу судить только по себе. И, в первую очередь речь, наверное, идёт о моей потребности в комфортном и безопасном профессиональном пространстве единомышленников. Не в смысле, что мы все одну на всех мысль думаем, а что ценности, важности и смыслы у нас похожи. Ну, как минимум не противоречивы. Ну и собственно, после того как описаны участники процесса и их потребности (от процесса) можно перейти непосредственно к процессу. И тут до меня дошло, что если описывать даже кратко всё многообразие процесса супервизии с учётом всех классификационных модификаций, с учётом разнообразия личностей участников и изобилия вариантов их потребностей то регламентное эссе медленно превратиться в роман. Поэтому в надежде, что я таки талантлив (краткость ведь сестра таланта) постараюсь им быть. Что супервизия (как действо, как процесс) может дать супервизируемому: -возможность посмотреть на свои процессы «со стороны». Т.е. увидеть то, что он просто физически не может увидеть (да здравствует Берталанфи который Людвиг фон, с его – нельзя изучить систему методами самой системы); -узнать «а как это можно сделать по-другому»; -лучше понять не только своего клиента, но и себя самого; -возможно услышать «верной дорогой идёте товарищи»; - возможно узнать, что то, куда он полез у клиента – не его опыта, знаний и пр., пр., пр. дело. Т.е. в чём ему расти и расти. Что супервизия (как действо, как процесс) может дать супервизору: -понимание, что эти нонешние уже наступают на пятки и пора расти-развиваться дальше; -новое прочтение своего былого опыта; -понимание своей нужности и важности. *** Да. Есть ещё один не объявленный если и не участник супервизии, то выгодоприобретатель так точно. Это его величество Клиент. Клиент супервизируемого терапевта. Тот самый клиент, потребностями которого и обусловлено существование и терапевта, и супервизора. Так вот, по моему убеждению, (подкреплённому опытом) после качественной супервизии клиент как правило в выигрыше. В выигрыше по той простой причине, что после качественной супервизии (а то и не одной) терапевт чувствует себя комфортнее, осознанность его выше, границы гибче, а профессионализм растёт. Соответственно терапия (удовлетворение потребностей клиента) будет двигаться мягче, глубже, качественнее и быстрее. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|