О супервизии

Весьма кратко про пятнадцать лет в гештальте.

Для меня это очень ёмкое понятие:

-во-первых – раз есть супервизия, значит есть некий процесс.

-во-вторых – раз есть процесс, то есть и его участники – с одной стороны тот, кто нечто «даёт» и тот, кто это нечто «получает», с другой стороны. Соответственно супервизор и супервизируемый. Т.е. человек, который наблюдает чужую работу и человек, который свою работу (в нашем случае терапевтическую) выставляет на обозрение (представляет, демонстрирует).

В этой заметке я не буду описывать всё многообразие классификационных описаний процесса. Просто замечу, что как правило классифицируют по:

    -уровню проф. подготовки участников;

    -составу участников;

    -времени проведения;

    -задачам….

Мне важнее проговорить (из личного опыта) про то, что же там происходит в процессе, про то, что между.

И о том, а для чего, собссно?

Для меня это всегда не то что бы о разделении ответственности, типа «вот я немощный, а ты Гуру…». Нет. Ответственность у нас (участников процесса) своя и полная. Для меня это всегда о сотрудничестве и взаимодоверии.

И, наверное, это всегда о человеке в процессе (своём) и внешнем, но не стороннем наблюдателе.

Конечно. Без оценок одной стороны другой обойтись трудно. Но.… Есть маленькое но…

Просто если дословно вспомнить смысл «супервизор»… суперВИДЯЩИЙ…

И, вроде бы самое время перейти к тому что между. Но есть ещё одно множественноликое но.

Помимо самого процесса есть то, что собственно и задаёт его течение (ну помимо формально-классификационных признаков) – личности участников и их потребности.

Начну (эволюционно) с потребителя-получателя…

Это может быть начинающий терапевт (ученик).

Это может быть терапевт, встретившийся со сложным (новым) для себя случаем.

Это может быть терапевт, просто нуждающийся в профессиональной поддержке. Либо в силу освоения новых горизонтов профмастерства, либо в силу каких-то событий в личной жизни (в том числе и профессиональной).

С ролями поставщиков (давателей, собственно – супервизоров) на мой взгляд, всё проще.

Это либо преподаватель (он же ведущий группы, он же обучающий тренер) либо коллега, что-то понимающий в профессии. При этом, если отбросить амбиции – первый он же коллега? Да, да. Конечно. Мастерство, опыт и знания супервизора имеют огромное значение. В количестве замеченных огрехов, затыков и пропущенных развилок в работе супервизируемого. А также в сложности для супервизора удержаться от менторского тона и поучений супервизируемого.

Теперь, когда с личностями участников разобрались (Да, вовлечённо-ехидненько, но – честно, как вижу. Чай давно - СУПЕРВВИЗОР), можно перейти к потребностям. Естественно усреднено – ориентировочно, гипотетически.

У начинающего это от «хочу уметь, расскажи - как», через «ну похвалите меня» до «что я делаю ТАК и что НЕ ТАК».

У работающего терапевта, встретившегося с новым, сложным случаем – и «гм… что же я не заметил» и «а что ещё можно предпринять, на что обратить внимание»

В третьем случае – от ожидания услышать «мы с тобой одной крови» до надежды что у коллеги нечто похожее уже было.

А вот потребности супервизора… (я сейчас умышленно опускаю благодарности, в том числе и материальные, ибо не всегда это достаётся супервизору) …

Я могу судить только по себе. И, в первую очередь речь, наверное, идёт о моей потребности в комфортном и безопасном профессиональном пространстве единомышленников. Не в смысле, что мы все одну на всех мысль думаем, а что ценности, важности и смыслы у нас похожи. Ну, как минимум не противоречивы.

Ну и собственно, после того как описаны участники процесса и их потребности (от процесса) можно перейти непосредственно к процессу.

И тут до меня дошло, что если описывать даже кратко всё многообразие процесса супервизии с учётом всех классификационных модификаций, с учётом разнообразия личностей участников и изобилия вариантов их потребностей то регламентное эссе медленно превратиться в роман.

Поэтому в надежде, что я таки талантлив (краткость ведь сестра таланта) постараюсь им быть.

Что супервизия (как действо, как процесс) может дать супервизируемому:

-возможность посмотреть на свои процессы «со стороны». Т.е. увидеть то, что он просто физически не может увидеть (да здравствует Берталанфи который Людвиг фон, с его – нельзя изучить систему методами самой системы);

-узнать «а как это можно сделать по-другому»;

-лучше понять не только своего клиента, но и себя самого;

-возможно услышать «верной дорогой идёте товарищи»;

- возможно узнать, что то, куда он полез у клиента – не его опыта, знаний и пр., пр., пр. дело. Т.е. в чём ему расти и расти.

Что супервизия (как действо, как процесс) может дать супервизору:

-понимание, что эти нонешние уже наступают на пятки и пора расти-развиваться дальше;

-новое прочтение своего былого опыта;

-понимание своей нужности и важности.

***

Да. Есть ещё один не объявленный если и не участник супервизии, то выгодоприобретатель так точно. Это его величество Клиент. Клиент супервизируемого терапевта. Тот самый клиент, потребностями которого и обусловлено существование и терапевта, и супервизора.

Так вот, по моему убеждению, (подкреплённому опытом) после качественной супервизии клиент как правило в выигрыше.

В выигрыше по той простой причине, что после качественной супервизии (а то и не одной) терапевт чувствует себя комфортнее, осознанность его выше, границы гибче, а профессионализм растёт. Соответственно терапия (удовлетворение потребностей клиента) будет двигаться мягче, глубже, качественнее и быстрее.



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Пятнадцать косвенных признаков того, что помимо вас у вашего партнера есть кто-то еще
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • «Богатые» и «бедные». В чем между ними разница (и почему у первых всегда есть деньги)?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • У меня есть только полчаса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь