|
Супервизия для психологов: границы внутренние и внешние в супервизионной практикеАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Супервизия для психолога или для любого специалиста в разделе помогающих профессий, важная отрасль деятельности для продуктивного профессионального роста, для получения поддержки более опытного специалиста. Это профессиональная деятельность сопровождаемая супервизором, как проводником в профессиональном становлении. В мировой практике, работа под супервизором неотъемлимая практика становления сертифицированного профессионала психологической, аналитичнкой практики. В пространстве СНГ прохождение индивидуальной и групповой супервизии включено во многие программы обучения по различным модальностям. Кроме, обязательных программных требований, я считаю, мотивация к прохождению супервизии должна быть у каждого специалиста: психолога-педагога работающего в школе, клинического психолога, психиатра, тренера, коуча, консультанта психолога, социального работника, психоаналитика, юриста и др. профессий. Это важное дело, которое специалист делает прежде всего для своего клиента, улучшая свой профессионализм, решая на супервизии проблематику: стратегий работы со своим клиентом, пациентом; эмоциональных реагирований во время работы, непродуктивных моделей взаимодействия и прочих различных вопросов. В этой статье, представляю понятие "что есть супервизия, супервизор" и какие есть нюансы по понимаю "внешних и внутренних границ в супервизии". Супервизия - система профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий. Hess дает самое общее определение супервизии: «Это насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, терапевтом, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям». (1980; цит. по Сахарова Н. А. и Щукина Ю.В., 2014) Супервизия - это универсальная форма работы, позволяющая сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. Супервизия может предоставить шанс подняться и оглядеться; шанс отказаться от легкого пути обвинения других - клиентов, коллег, организации, «общества», и даже самого себя; она может дать нам шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций. Супервизор – квалифицированный специалист-психотерапевт, проводящий супервизию путем профессионального консультирования психотерапевта, обратившегося за супервизией. Консультирование проводится им на основе наблюдения и специфического анализа зафиксированных фрагментов практической работы психотерапевта с последующим или одновременным обсуждением с коллегой особенностей терапевтического контакта, текущей и планируемой лечебной стратегии и тактики. Обсуждение проводится в форме диалога и обратной связи супервизора, завершается его устными рекомендациями и письменным заключением . Объект супервизии – это практикующий психотерапевт или специалист, проходящий стажировку по психотерапии и обратившийся за супервизией. Его потребность в супервизии определяется, как собственным запросом с целью профессионального и личностно-профессионального роста, так и необходимостью в получении сертификата психотерапевта с зачетом. В процессе прохождения супервизий, как описывает в своей работе Касен Г. А. (2011), Специалист имеет возможность учиться:
В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать, - супервизии также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов-специалистов. Супервизорская поддержка позволяет Специалисту разделить ответственность с Супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами, а также уменьшить риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают Специалистов от профессионального одиночества. Теперь несколько слов о феномене, который описан во многих источниках и о котором упомнает в своей работе и Касен Г. А. (2011) на котором основана супервизия: «Находясь внутри психотерапевтического процесса, трудно одновременно поддерживать этот процесс и объективно оценивать все возможные технические и динамические перспективы. Чтобы терапевт мог бы выполнить эту задачу он должен поддерживать две позиции: действующего субъекта и наблюдателя за своей деятельностью, создав диалоговую систему внутри себя, определенным образом разделив ресурсы между этими частями, тем самым обделив каждую из этих частей. Исходя из этого, я рассматриваю внутренний критический диалог как ретрофлексированную потребность во внешне выраженном диалоге. Таким образом супервизия является естественным процессом, в котором терапевт сохраняет свою целостность и эффективность использования своих ресурсов, направляя их на развитие» Из этих рассуждений вытекают определения задач для Супервизора: 1) Удержание контакта со Специалистом, с целью развития ресурсов Специалиста; 2) Направленность активности Супервизора на поддержание и восстановление целостности Специалиста и как специалиста и как личности в целом; 3) Сохранение собственной безоценочной позиции. Супервизора не следует рассматривать, как человека, который лучше знает или более компетентен в отношении того, как лучше делать психотерапию, что не исключает необходимости Супервизору быть достаточно опытным в практике и теории психотерапии. Но это тот человек, который находит возможность сподвигнуть терапевта к поиску новых возможностей, исходя из имеющихся у него личных и профессиональных ресурсов. Эта установка делает центральной фигурой само качество контакта между терапевтом и супервизором, превращая его в универсальный ресурс развития терапевта. В этом месте вполне уместен вопрос: Чем же, в таком случае, супервизия отличается от психотерапии, если описанная выше идеология и стратегия отношений в равной степени относится и к психотерапии в целом. Отличия прежде всего в тематическом содержании супервизии – отношений клиента и психотерапевта и того, что происходит в процессе психотерапии. Здесь необходимо упомянуть о том, что данные задачи выполнимы при условии, что у Супервизора достаточно развиты навыки рефлексии понимания своих внутренних и внешних границ. Собственно эти отношения и ближайшее семантическое пространство и создают границы супервизии. За пределами этих границ лежит территория психотерапии, информации, обучения и личностного роста. «Быть супервизором – одновременно и сложная, и благородная задача. Она обманчива, похожа на работу с клиентом, в ней используются схожие навыки и методы, но супервизор должен ясно видеть, насколько супервизия отличается от работы с клиентом по контексту, фокусу и рамкам, и что она требует более развитой этической чувствительности» (Supervision in the helping professions - PiterHawkins, RobinShohet). Установление границ в супервизорском процессе столь же важно, как их соблюдение: взаимодействие двух людей, происходящее в ходе установления границ, становится “якорем” для системы. Энтони Уильямс (2001) пишет о том, что «Обеспечивая структуру супервизорского процесса, мы помогаем обучаемому в развитии процедурного знания – в частности, мы передаем ему модель. <…> слабая структурированность и может вначале выглядеть как дружественность, деловая паритетность, на самом деле она ведет к противоположному – зависимости и благоговейному трепету супервизируемого перед супервизором. Первый не чувствует границ, утрачивая способы оценки себя и своих отношений. Последний предстает харизматическим «магом»…» И далее, у Энтони Уильямса: «супервизорская среда должна служить контейнером для эмоциональных бурь, дистресса, отчаяния по поводу человечества и собственной персоны, но также для трезвого планирования и жесткой взаимной оценки. Этот «контейнер» могут обеспечить чёткие, осознаваемые внешние и внутренние границы Супервизора и Специалиста». Так как на супервизии транслируется модель работы в парадигме «системы профессиональной поддержки Специалиста, для способствования его большей эффективности» то, соответственно и Супервизор является некой константой с чёткими границами, удерживающими психодинамические процессы на продуктивном и рабочем уровне, для решения запроса специалиста. В психотерапевтической, психоаналитической практике существует достаточно много работ, посвящённых теме психологических границ: внутренних и внешних. С начала XX века проблема психологических границ личности затрагивалась психологами разных направлений и с точки зрения разных классических психологических концепций (психоанализ, гештальтпсихология Перлза Ф., теория объектных отношений и др.). До сих пор современные зарубежные и отечественные исследователи вкладывают в данное понятие разный смысл. Федерн П., понимал границы личности как своего рода орган чувств, который отличает то, что является частью личности в данный момент от всех других психических элементов, при этом границы личности могут расширяться и сжиматься Вопрос о внутренних границах. К. Хорни рассматривала их как внутренние рамки, в которые человек помещает себя. Гибкость этих рамок позволяет выстраивать отношения с другими людьми и адаптироваться к внешним ограничениям. Исследование психологических границ личности в психоаналитической парадигме развивается в теории объектных отношений, где считается, что вначале ребенок не различает собственное тело и тело матери, а формирование психологических границ происходит в контексте сепарации (отделения) ребенка от матери в раннем детстве (М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Малер). В понимании Д. Винникотта формирование границ Я происходит в раннем детстве и определяется качеством материнства. При хорошем материнстве формируются целостные психологические границы между Я и внешним миром. В гештальт-психологии Ф. Перлза граница является центральным понятием, разделяющим и соединяющим Среду и Организм, это не только линия, которая разделяет или соединяет Я и не-Я, но является и важнейшим полем их взаимодействия. Нарушения на границе контактов – слияние, проекция, интроекция, ретрофлексия – лежат в основе развития неврозов. Изменение границ происходит за счет процессов интроекции и проекции, при интроекции границы расширяются, при проекции – сжимается. Установить границы – это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром [16]. Контакт оказывается тем местом, в котором «Я» вступает в отношения с «Другим», именно благодаря контакту обе стороны приходят к ясному взаимопониманию. Тимошенко Г. В. и Леоненко Е. А. личные границы понимают как критерий, по которому человек различает свое и не свое, например, свои чувства и чужие чувства, свои желания и чужие желания и т.д. А выстраиванием своих личных границ авторы называют способность осознавать критерий, по которому человек делает это различение. Шамшикова Е. О., рассматривает границы Я как функции личности, которые направлены на отграничение «своего собственного» (того что принадлежит «Я» и может контролироваться), от «иного» (того, что не принадлежит «Я»). В контексте различных подходов, можно говорить о том, что благодаря границам формируется способность как к внешнему различению «Я» − «Другой», так и к внутренней дифференциации «Я» − «не-Я». Границы представляют собой подвижные, динамические образования − их можно провести, стереть, разрушить, передвинуть, открыть. Так, обобщая, можно прийти к выводу, что в супервизионном процессе, границы являются, как контейнером содержания практики Специалиста, так и инструментом, обеспечивающим продуктивную работу, поддерживаемую чёткими границами сродни коже человека: одновременно чувствительной и ранимой и одновременно являющейся мощным органом осязания и вместилищем всего организменного содержания с метаболизмом, ростом, трансформациями и рабочей слаженной атмосферой всех органов тела человека. Границы определяют, что есть «Я» и что есть «не-Я», где заканчиваюсь «Я» и начинается кто-то другой, определяют личную идентичность человека. Если границы не справляются с этой функцией, то общение имеет характер манипуляции либо агрессивного неуважения к личности. Границы обеспечивают возможность отбора внешних влияний, а также защиту от разрушительных воздействий. Недифференцированность самосознания означает недостаточное развитие и автономию образов Я от воздействий со стороны других людей, из-за чего происходит неустойчивость самоотношения, сверхзависимость от оценок значимых других, что может привести к потере личной автономии и индивидуальности. «Низкий уровень дифференциации проявляется также в диффузности «границ Я», их слабой очерченности, недостаточной определенности, что делает доступным для проникновения извне чужих оценок, идей, мнений о Я и об окружающем мире». Таким образом, границы личности сохраняют ее автономию и защищают от неблагоприятных внешних воздействий со стороны других людей. Так, рефлексия, осознание, дифференциация собственных границ Супервизора, помогает тому же самому развиваться и у Специалиста, помогая ему быть более продуктивным в своей практике. В действиях человека, психологическая граница возникает, проявляется и развивается. Она защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а также пропускает необходимые для нас энергии. Она способствует сдерживанию и накапливанию внутренней энергии, выражению себя в мире. Так например, при работе в группе полимодальной супервизии, Супервизор подводя итоги, обязательно даёт обратную связь через рефлексию и анализ психодинамики супервизионного процеса: психодинамика группы, отражение в окружающей реальности, особенности ведения группы и реакции участников, - все это находясь во внешних границах супервизионного процесса, может быть отражением процесса между Специалистом и его клиентом, отражать особенности клиента, его психического содержания. Леви Т. С. выделяет несколько функций психологических границ личности:
Какими можно считать внешние границы супервизионного процесса? Это может быть: контракт, время и место встречи группы или индивидуальной супервизии, оплата и сеттинг, правила защиты количества супервизий (часов), организация пространства и участников, физические границы отношений Супервизора и Специалиста, участников супервизионной группы, правила и принципы супервизии, правила о контактах Супервизора и Специалиста в чрезвычайных ситуациях, форма ведения например полимодальной супервизионной группы (супервизия, круглый стол, презентация, очная супервизия). Каковы внутренние границы супервизионного процесса? К внутренним границам можно отнести: понимание и рефлексия где «Я» и «не-Я», понимание и рефлексия где «Специалист» и «не-Специалист», где «Клиент» и «не-Клиент» - то есть навык дифференциации момента затопления группы или даже самого Супервизора, Специалиста чувствами, внутрипсихическим содержанием как своим собственным, так и «клиентским» материалом. Почему важно обращать внимание на границы: это даёт возможность быть месту Идентичности как Специалиста, так и самого Супервизора, чтобы рабочий процесс направленный на рост Специалиста, не слился и не трансформировался и процесс психотерапии. Хотелось бы также отметить, что сама «шестифокусная модель» супервизионного процесса, а в практике полимодальной супервиизии и «семифокусная модель» дает также основу понимания границ супервизии, таких как «Супервизия» и «не - Супервизия» - а это в свою очередь обеспечивает структуру супервизорского процесса и защищённость границ Специалиста и участников группы. Супервизор помогает Специалисту в развитии процедурного знания, Супервизор передаёт модель качественной и заточенной на клиенте работы, научает с помощью чётких, «осязаемых» границ быть Специалиста продуктивным, способным различать и отделять себя от других людей, работая с клиентом, находясь в целостности и в лучшей профессиональной контактности. Сформированные границы защищают психику человека от внешних неблагоприятных воздействий, способствуют сохранению целостности и автономии личности, безопасному и гибкому взаимодействию с окружающими людьми. Несформированность, недостаточная определенность границ приводит к неспособности вовремя сказать «нет» во взаимодействии с другими людьми, что делает возможным манипулирование, проникновение извне чужих оценок, идей, мнений о мире и о себе. Выделение функций психологических границ позволяет совершать направленную и детальную работу в супервизионном процессе с тем, что мешает быть целостным и гармонично функциональным Супервизору или Специалисту. Психологическая граница развивается и изменяется на протяжении всей жизни, она «выстраивается» до оптимальной индивидуальной для каждого границы, которая позволяет человеку адекватно взаимодействовать с миром и быть самим собой. Если граница оптимальна, личность способна в зависимости от ситуации приспосабливать, изменять свойства своей психологической границы, обеспечивая взаимодействие с миром, согласующееся со своими желаниями и возможностям. Задача Супервизора, ведущего ли супервизионную группу, или же индивидуальную супервизию уметь узнавать, осознавать, знать границы внешние супервизионного процесса и внутренние границы свои, для того чтобы быть тем поддерживающим и формирующим объектом в супервизионном процессе, работающим на запрос Специалиста.
Список использованной литературы: Бескова, Д.А. Телесность как пространственная структура / Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ МОСКВА, 2006. – С. 236-252. Винникотт, Д. Игра и реальность / Д. Винникотт. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 290 с. Габбард Г., Лестер Э. Психоаналитические границы и их нарушения.-М.: Независимая фирма «Класс», 2014 Уильямс Э. Вы – супервизор…Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии.-М.: Независимая фирма «Класс», 2001 Касен Г. А. УМК дисциплины «Социально-педагогическая супервизия и диагностика», КазНУ им Аль-Фараби, 2011 Тимошенко, Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с. Леви, Т.С. Телесная парадигма развития личностной аутентичности / Т.С. Леви. – М: Издательство МосГУ, 2011. – 190с. Перлз, Ф. Практика гештальт-терапии / Ф. Перлз; Отв. ред. М.В. Тресвятский; Пер. М.П. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 480с. Сахарова Н.А., Щукина Ю.В. Феномен «Психологические границы личности» в психологии//Dubna Psychological Journal, №3, с.1-9, 2014 Калиненко В. К. Границы в анализе. Юнгианский подход.-М.: «Когито Центр», 2011 Шамшикова, О.А. Анализ топологических категорий психологического пространства человека в отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] / О.А. Шамшикова, Е.О. Шамшикова // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: Материалы Всеросс. н.-практ. конф., посвященной 80-летию доктора психологических наук В.Г. Леонтьева / Под ред. Н.Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – С. 251-263.
Шевелева Елена Витальевна, аналитически ориетированный психолог, педагог-психолог высш. кат., аккредитованный супервизор ППЛ, "Мастерская психологической Практики" Супервизия индивидуальная очно и по Skype Коллеги, заявку на супервизию Вашей психологической практики с детьми, подростками, взрослыми или вопросы по проведению супервизии можно задать в письме на почту [email protected] Страничка в ВКонтакте здесь Страничка в Facebook здесь Страница интервизионной sandplay группы (г. Алматы) https://www.facebook.com/intervisionsandplay/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|