Что такое супервизия и зачем она нужна.

 

Супервизия - это процесс общения двух профессионалов относительно профессиональной психологической деятельности, в ходе которого психолог, психотерапевт обнаруживает свои сложности взаимодействия с клиентом, начинает понимать свои ограничения, которые проявляются в его работе, расширяет видение ситуации.
Супервизия дает возможность эмоционального отреагирования, теоретического и структурного разбора сессий или практики работы в целом. При регулярной работе с супервизором укрепляется терапевтическая позиция, происходит профессиональный рост, есть возможность получить сторонний взгляд на свою профессиональную работу. Работа становится более ясной, чистой, простой, осмысленной и профессиональной.


Супервизия бывает групповая и индивидуальная, очная и заочная, супервизия случая или практики в целом. У каждого из этих видов свои задачи, свои возможности и ограничения.


Индивидуальная или групповая супервизия - это деление с точки зрения организационного формата работы.
Индивидуальная супервизия, на мой взгляд, необходима. Она дает возможность обсудить вопросы собственной практики тет-а-тет с супервизором. Есть возможность обсуждения сложностей взаимодействия с клиентом в более близкой обстановке, соответственно, может быть затронут более интимный, личный материал. Время встречи используется супервизантом исключительно для себя. Вопросы конкуренции с коллегами не возникают, тк кроме супервизора и терапевта никого больше нет. Поскольку индивидуальная супервизия согласовывается только с супервизором, то время для нее выбирается довольно гибко и может назначаться в зависимости от потребностей терапевта. У индивидуальной супрвизии есть свои ограничения: она ограничивает возможность получения расширенного взгляда на ситуацию, поскольку нет никого, кроме супервизора. Соответственно, сужается круг эмоционального отражения ситуации, сложно определить свое профессиональное место среди других коллег, сложно получить признание. Возможности получения очной суервизии также ограничены (исключением является включенная супервизия, когда супервизор присутствует на сессии с клиентом).
Групповая супервизия. Данный вид работы позволяет увидеть собственную ситуацию, связанную с профессионалной деятельностью, более объемно, тк участники часто вовлекаются в процесс супервизии, предоставляя обратные связи в виде эмоционального реагирования и участвуя в теоретическом разборе ситуаций. В отличие от индивидуального формата, групповая супервизия дает возможность увидеть работы других участников. Происходит получение опыта за счет обучения на различных случаях, в том числе не появлявшихся ранее в практике собственной работы. Есть возможность получения профессионального признания (как и отвержения, правда), профессиональной поддержки. Очень хорошо прорабатывается профессиональная устойчивость терапевта. Можно обсуждать случаи работы в кругу, в коллегиальной беседе. В силу присутствия других участников возможны очные работы и, соответственно, очные супервизии.
В групповом формате есть сложности с назначением времени. Поэтому часто групповую супервизию делают регулярной, заранее договариваясь со всеми участниками о датах встреч.

 

Супервизия случая или практики предполагает рассмотрение различных аспектов, затрагиваемых в ходе сессии.
Если мы говорим о случае, то как правило речь идет о затруднениях в работе с одним клиентом или конкретной сложности терапевта, проявляющейся в работе с несколькими клиентами. Например: сложности в принятии чувств клиента или столкновение со своими эмоциональными реакциями, выбивающими из процесса работы.
Супервизия практики обращается к осмыслению философии, методологии работы. Она позволяет определить маркетинговые ходы или ответить на вопросы, касающиеся общей усталости или неэффективности в работе, в привлечении клиентов. Супервизия практики помогает широко взглянуть на себя как на профессионала и понять, что именно мешает занят желаемую позицию в профессональной сфере.

 

Очный или заочный форматы супервизии определяют форму выносимого на супервизию материала. Очно или заочно всегда можно рассмотреть только сложности работы со случаем.
Как правило, очные супервизии чаще всего используются в групповом формате (или при супервизии троек в учебном процесе). Очные супервизии проводятся чаще всего непосредственно после представления работы терапевта с клиентом и касаются терапевтической позиции, эмоционального состояния терапевта, расматриают стратегии, тактику работы терапевта, помогают определиться с гипотезой работы. Они хороши тем, что помогают получить много профессиональной поддержки, понять конкретную трудность, возникающую в работе здесь и сейчас. Более того, данный формат позволяет при соответствующем запросе сфокусировать внимание супервизора на том, как проявльется у терапевта конкретная сложность в работе (например, супервизор может проследить за фокусировкой внимания терапевта, телесными реакциями и тд). В дальнейшем обсуждении полученный в ходе сесси материал может быть рассмотрен через преломление работы терапевта в целом, в тч с другими клиентами.
Заочная супервизия представляет сложности в работе с клиентом исключительно со слов терапевта, в его пересказе. Таким образом, она выгляди менее "объективно", зрелищно. Тебеует от участников бОльшего сосредоточения на рассказе. Но есть супервизоры, которые выбирают исключительно данный формат работы при расморении случая. И вот почему: прежде всего, супервизия рассматривает не сложности клиента, а сложности терапевта, которые проявляются в его рассказе в достаточной мере. Терапевт при этом укрепляется в опоре на себя, свое видение ситуации работы. Избегается искушение "причинить добро" тераевту, описывая свои предполагаемые стратегии работы с клиентом, как это возможно в очной супервизии. Позиция, которая предполагает, что два человека со своими особенностями могли в данной ситуации построить только такое взаимодействие, и никакое другое, четко выходит на первый план, освобождает от фантазий и дает возможность терапевту самостоятельно выстраивать стратегии работы с клиентом.

 

Какого супервизора выбрать?
Если Вы еще только обучаетесь или находитесь на этапе профессоинального становления, лучше всего пойти на супервизию к супервизору одного с Вами направления. Это позволит лучше разобраться в своем подходе, выстроить системность мышления в рамках предлагаемой подходом философско-метрологической парадигмы. Коме того, разговор с супервизором на одном профессиональном языке значительно облегчает понимание, способствует определению своего места в профессиональном круге.
Мне при этом нравятся и мультимодальные подходы: в других направлениях есть свои важные идеи и взгляды, которые расширяют видение ситуации. Но в начале работы мне было бы сложно утвердиться в выбранном мною методе работы.

В любом случае, я считаю, что супервизорская поддержка значительно повышает качество работы, снижает вероятность профессирнального выгорания, способствует профилактике эмоциональной перегрузки терапевта и, в итоге, служит становлению профессионала, его развитию и поддержанию профессионализма в работе.



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • История одного случая работы с клиентом
  • О личных качествах терапевта, необходимых в работе с клиентом
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Супервизия в работе психотерапевта и психолога. Польза, эффективность и профессиональный рост
  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Супервизия через личный опыт практикующего супервизора.
  • Про сложности работы с психосоматическими клиентами и пациентами.
  • Супервизия в работе психотерапевта / психолога
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Простой тест для работы с клиентом.
  • Пример работы с клиентом в гештальт-подходе
  • Ожидания психотерапевта от процесса работы с клиентом
  • Песок и не только. Использование различных наполнителей в работе песочного терапевта.
  • Как создать авторскую программу для индивидуальной работы с клиентом?
  • Групповая супервизия. Что это такое?
  • Первый опыт работы с обесценивающим клиентом
  • Пример работы с Клиентом
  • Формы работы с семьёй по предупреждению семейного неблагополучия(из опыта работы психологаДОУ).
  • Психоаналитическая стратегия работы с клиентом
  • Супервизия для психолога - развитие профессионализма и способностей с целью улучшения практики
  • Родительская тревога. Пример работы с клиентом.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Простые инструменты для супервизии психотерапевтической работы
  • Расстановка как способ супервизии работы с семьей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь