Психодиагностика интеллектуальной сферы. Немного из опыта работы в клинике.

Немного об опыте работы психолога в Медицинском учреждении.  Проблемные вопросы и расширение границ психодиагностики как одного из ведущих методов психологии.

Психодиагностика является динамично развивающейся научной дисциплиной, ориентированной на решение прикладных задач (выявление психической патологии, профориентация, профконсультирование, готовность детей в школе и т.п.).[1] Развитие и расширение исследований по психологической диагностике представляется актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов как общества, так и отдельной личности.[5] Во всем мире на базе Институтов, Исследовательских центров занимаются разработкой тестов, методик, позволяющих выявить особенности, закономерности той деятельности, сферы, на которую направлен актуальный запрос. Создание такого рода исследовательского материала довольно дорогостоящее. Так как проверка достоверности и надежности метода проходит на большой выборке (для сравнения СМИЛ — 3000 человек в возрасте от 16 до 70 лет - из них как группа «контрольная»- сами сотрудники лаборатории, их родственники, друзья, так группа с выявленной патологией, а т.Векслера — 2000 человек на базе Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им.В.М.Бехтерева.[7] По последним данным исследований (представленным из Института Усовершенствования им. Асфандиярова) тест, опросник в своей средней себестоимости на сегодняшний день рассчитан в пределах 1000 долларов за вопрос. Возможно по этой причине (дороговизне исследовательской базы), на настоящий момент большое развитие наблюдается в отношении психодиагностики профориентации и профконсультирования. Где диагностика сотрудников, выявление феноменологии персонала, лидерского поведения, коммуникаций и психологических барьеров, их навыков и личностной предрасположенности позволяет наиболее эффективно организовывать производственный процесс, который в последующем ведет к увеличению прибыли организации. В отношении же психодиагностического пособия, тестов, опросников для патопсихологии ситуация несколько иная. Те известные методики, тесты (т.Векслера, Сонди, Люшер, MMPI, Леонгард, Шмишек, Тейлор, т.Лири, «классификация», «пиктограмма» и др.)имеющие доказательную базу и прошедшие апробацию на большой исследовательской базе остаются для исследования индивидуально-личностных особенностей, своеобразие течения психических процессов пациентов и позволяющие дифференцировать норму от патологии применимыми и теперь.[2] Однако следует заметить, что в связи с изменением течения психической этиологии (на которую обратил внимание в своем докладе и Базяк Юрий Иванович … о Расстройствах личности) меняется и содержательная структура выявленная в процессе выполнения заданий, тестов («соскальзываний» которые в классических примерах выглядели, звучали иначе, чем те, которые выдает испытуемый на сегодняшний момент).....Пример: из источника- Испытуемый соединяет в одну группу — ложку, телегу и автомобиль по признаку движения, поясняя - «ложку мы же тоже двигаем, когда подносим ее ко рту; цветок, ложку и лопату — по признаку - это все предметы вытянутые в длину», из обследования проведенного в настоящее время - «предметы для домашнего пользования — этажерка, градусник, секундомер, телега: предметы для пользования на работе... группа — летающих (самолет, бабочка, ласточка), звучащих (радио, телефон, балалайка) На сегодняшний день таких явных «соскальзываний» при исследовании мышления не наблюдается. ...В связи с изменением этиологии течения психического заболевания (в сравнении с 50 годами ранее и сейчас)отмечаются изменения и в показателях, решениях больных с психической патологией. Которые с сожалению не отражены в современных источниках. На настоящий момент среди таким методов обследования как эксперимент, тестирование, анкетирование, рисуночных методик и проективных важным остается такой метод как беседа! Беседа с элементами гештальпсихотерапии (с помощью которой обращается особое внимание феноменологии пациента, голосу, его интонации, их изменению в зависимости от темы, ситуации «успешности-неуспешности» обследуемого, на то как испытуемый удерживается в контакте (визуально, «уходит» от вопроса психолога или остается и если остается то использует защитные механизмы — проекция, интроекты, ретрофлексия, конфлюенция, либо остается и стремится слиться, завоевать благорасположенность)[8,9]. То есть здесь на экспериментальной ситуации исследуется то как испытуемый взаимодействует с миром, средой в которой он живет и по сути то почему он оказался здесь в «стенах» психиатрии. В рамках Психодраммы, семейного подхода также психологу наиболее продуктивно отследить то, что испытуемый делает (в семье, в социуме) и при этом как он это воспринимает сам и что с этим осознаванием делает в последующем. [1] Это про то, что — Женщина, преданная жена (с ее позиции), любящая мать, дочь все делает во благо семьи, всю себя отдает семье вдруг начинает понимать, что какой-то поддержки ее со стороны членов семьи, благодарности о ее заботе о них она не получает должным (для нее) образом. Но подмечает, что когда она болеет, то все замечают ее и проявляют тогда к ней должное внимание, любовь. И в этой истории психолог, (также как и психотерапевт) разворачивает с испытуемой что такого происходит в тот момент, а иногда важно сделать шаг назад (несколько ранее) когда испытуемая начинает болеть? То есть на сегодняшний день диагностические мероприятия очень тесно связаны с психотерапией — гештальт терапией, психодрамой, семейным системным подходом, арт терапией, что и предъявляет требования к профессиональным навыкам психолога. Применение же современных психодиагностических методик, позаимствованных в других сферах в рамках диагностики наших пациентов, да и сотрудников не приносит должного результата. Так на сотрудниках психологической лаборатории (в качестве контрольной группы) была проведена методика для «Определение уровня стрессоустойчивости», применяемая к персоналу в группах и организациях. Данная методика не прошла проверку для пригодности на людях с пограничным состоянием и психической патологией, так как требования к стрессоустойчивости данной методики приравнивались к гипер повышенному самоконтролю, исключающему проявление каких-либо чувств, ощущений в эмоционально-значимой ситуации . На сегодняшний момент среди современных психодиагностических мероприятий для решения разных, но актуальных для нас задач — это и определение характерологических особенностей и определение индивидуального психомоторного темпа и что особо важно — это перевод всех методик на государственный казахский язык выделяется Универсальный психодиагностический комплекс АК Сункар... Входящие в состав него методики — это в большей степени известные нам, классические и апробированные тесты. Однако имеют место и современные, направленные на исследования такой актуальной на сегодняшний момент темы, проблемы — как суицидальная направленность (ФСР-26, СЛ-19, СР-45), которые выявляют склонность к суицидальным реакциям и устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам. И сегодня те пациенты, которые имеют в своем статусе упоминание о суицидальных мыслях или со слов родственников высказывали их, они проходят данный набор методик, результаты которых отражаются в общем заключении. В наше время, когда все заявляют о знании своих прав, важным моментом в предупреждении жалоб - является то что универсальный психодиагностический комплекс Ак Сункар имеет сертификат соответствия, так как он зарегистрирован в Государственном реестре и и имеет поддержку со стороны «Республиканского научно-практического центра Психиатрии, Психотерапии и Наркологии». Наличие у нас данного комплекса расширяет возможности психологов лаборатории, однако использование его предъявляет новые требования. Прочтение графиков, шкал и интерпретация новых методик, нормативные показатели для каждой группы (профориентации, пациентов с пограничным состоянием) которые имеют различия и которые нам необходимо нарабатывать к своей аудитории самостоятельно. Но уже сегодня Ак Сункар используется для диагностики при трудоустройстве, где за ограниченное время (для всех конечно это индивидуально от 40-100 минут) можно сделать вывод об умственных способностях претендента и об его эмоциональной устойчивости. Сама аппаратура имеет суггестивное воздействие и то наблюдение как человек воспринимает ситуацию обследования и приборы применяемые к нему дает уже определенную информацию. Был случай из практики когда человек претендующий на должность санитара в острое отделение, увидел Ак Сункар и даже не стал за него садиться, решил уйти и отказаться от работы. То есть сам по себе отказ от обследования с такой панической восприимчивостью компьютера и проводов сработал как провоцирующий фактор для нестабильной личности — поэтому обследование даже и не понадобилось. В будущем психологическая лаборатория будет по возможности и по необходимости (наличия запросов)расширять применение данного комплекса и того набора методик, прикрепленного к нему, возможно при поддержки Научно-практического Центра и Точприбора (разработчика). Как например в последнее время при экспресс тестировании эмоциональной устойчивости на водительские права. Параллельно развитию, усовершенствованию психодиагностики большое внимание на сегодняшний день (как уже говорилось ранее) уделяется развитию знаний, навыков в области психотерапии, а корректнее психокоррекционным мероприятиям (психокоррекции) в рамках Психодрамы, Гештальт Терапии и Семейного системного подхода. Караганда на сегодняшний момент имеет большие возможности в области приобретения этих знаний через Институты Московских Школ Психотерапии. Наши психологи являются сертифицированными специалистами в вышеперечисленных направлениях и проводят индивидуальное консультирование. Данное направление пока к сожалению является дополнительным (ведущим остается психодиагностика). Однако как говорит Ирвин Ялом ( и не только он) за развитием психотерапии идет расширение осознанности того мира в котором мы живем, каким миром мы живем, а соответственно распространение ее влияния на все сферы, отрасли медицины, науки!


Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Причины депрессии – что нам известно на сегодняшний день?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • 6 релаксационных методик для расслабления на все случаи жизни
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Что остается за кадром и как это исправить?!
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Wake up, Neo: как психология породнилась с буддизмом, что такое майндфулнесс и почему все это научно
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • День, когда все станет так, как мы хотим!..
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как стать вдохновляющим примером для своих детей — 4 практики осознанности для мамы
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как пережить, что я плохая для него



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь