Об опыте развития и возможности Гештальт - подхода в психотерапии.

Ребенок ощущает эмоции других людей и их реакции, как "внутренние объекты" и это нормально, таким образом он поддерживает баланс еще неокрепшей психики, неокрепшего организма. Ребенок не ориентируется "где мое, а где не мое". Ребенок живет в патологическом слиянии с окружающей средой и с самим собой, не умея дифференцировать чувства и эмоции, не умея выделять потребность, и не имея возможности её удовлетворять. Ребенок не умеет заботиться о себе. Ребенок распознает других людей как "плохих" или "хороши" - других вариантов не имеется. Ребенок не умеет быть ответственным за свою жизнь. Ребенок не умеет переживать одиночество и ряд других, сложных для переживания чувств (стыд, вина, тревога, любовь и т.д.). Ребенок не умеет просить или говорить "нет". Ребенок не умеет распознавать свое возбуждение и перенаправлять его. Ребенок не умеет переживать дискомфорт или справляться с его последствиями... Всему этому он учится в процессе развития рядом со значимыми взрослыми.

Об опыте развития и возможности Гештальт  подхода в психотерапии

Для ребенка же, в раннем периоде развития важно абсолютно все и смена подгузников (не памперсов) и взгляд, тепло маминого тела и уверенность папиных рук. Ребенку важно то, как на него смотрят родители, могут ли замечать его, не просто пробегать взглядом, а замечать - обнаруживать. Важно какой интонацией говорят... да много всего, т.к. это то за сет чего развивается психика человека и знание его о себе. Мы можем научиться "распознавать себя" только рядом с другим. Многое, из перечисленного, важным останется на всю оставшуюся жизнь.

Например - представление взрослых родителей о новорожденном ребенке задает его потенциальные свойства и качества. Его ядерная первоначальная организация психики с её грандизностью необходима, она обеспечивает нераздельную связь с матерью (опять же, помогает сохранять баланс). Знание о себе как о зависимом, маленьком и беспомощном травматично для ребенка, если нет надлежащей поддержки и принятия, и если есть достаточно не дружелюбная или агрессивная среда.

Ребенок нуждается в отзеркаливании и откликах со стороны ближайшего окружения т.к знаний "о себе" у него просто напросто нет. Он "наполняется" именно таким психическим содержимым, на какое способны близкие. Если эта потребность в отзеркаливании удовлетворяется, то это становится источником самоуважения и принятия.

Ребенку, для появления и развития способности распознавать, использовать свои таланты и сильные стороны, а также для возникновения и развития чувства своей социальной принадлежности, необходимо, чтобы в достаточной степени была удовлетворена потребность в переживании «двойниковости» (по Кохуту) или родства с другими людьми. В этом случае ребенок начинает ощущать свою фундаментальную общность и родство с другими людьми, свою похожесть на окружающий его мир.

Ребенку необходима идеализации родительских объектов, удовлетворяющая потребность ребенка в успокоении и слиянии с "источником силы" коей для него является семья. Это слияние трансформируется во внутреннюю способность к саморегуляции и самоуспокоению, а также в веру в собственные ценности и цели. Образ идеального родителя, в это время нерушим и не подвергается критике. 

Согласно Кохуту, именно слияние со всемогущим объектом, коим является мать, закладывает основу значимости и принятия, благодаря которой оптимальная (не травматическая, соответствующая стадии развития) фрустрация со стороны объекта, создает условия для развития устойчивой психики. Функции изначально выполняемые другими, усваиваются и становятся внутренней психической структурой ребенка. К этим функциям относятся самоуспокоение, самоконтроль и поддержание собственной целостности, благодаря чему самость приобретает силу, связность и устойчивость. 

По сути, родители ответственны за появление, организацию и интеграцию переживаний и мотивов. Мотивационная система ребенка может развиваться по адаптивному или не адаптивному пути в зависимости от того, как происходило аффективное взаимодействие ребенка и заботящегося о нем лица. 

Если же в этом месте мы имеем дефицит или травму, т.е. например - мама была непредсказуема или травмирована сама, то получим человека с неустойчивой психической структурой, нарушенной критикой и внутренней уверенностью о себе как о "ничтожестве" и "никчемном существе", которое будет скрыта за надежными наслоениями функциональности и эмпатической отчужденности - с нарушенной восприимчивостью и невозможность доверять своим ощущениям и чувствам.

Но даже если ваши родители оказались, в свое время, не в ресурсе, вы все - равно являетесь частью вашей семьи и на опыт, полученный в ней можно опираться, можно опираясь достраивать и преобразовывать свой, новый. По сути, психотерапия и является тем местом, где можно позаботиться о себе и "достроить" опыт развития в раннем детстве. Гештальт - терапевт находится как - бы в зоне родителя.... "другого родителя", рядом с которым, в безопасной обстановке, можно получить новый опыт, пережить трудные события жизни, воскрешаемых травм и аффектах и найти новые способы контакта с окружающей средой, с людьми, с собой. 

Опыт развития можно восстановить, его можно изменить, им можно воспользоваться. Ведь "опыт" на то он и "опыт", что его можно менять, с ним можно взаимодействовать. Не возможно изменить то, что "было" или проконтролировать с гарантией то, что "будет", а вот ваш актуальный опыт можно менять. Контакт с окружающей средой можно восстановить, можно научиться многому, что было недоступно когда - то и это нормально, ведь это НЕ НАВСЕГДА.

К восстановлению "контакта" в процессе гештальт - терапии относится:

Способность переживать дискомфорт и преобразовывать его. Способность формировать привязанность. Возможность исследования способов организации привязанности. Возможность исследование способов контакта с окружающей средой. Способность доверять своим ощущениям и чувствам. Способность переживать фрустрацию (остановку). Способность переживать ответственность за свою жизнь. Способность заботиться о себе рядом с другими людьми. Способность формировать потребность и удовлетворять её. 

p.s.

Родители ответственны за рождение ребенка, но вот за то, что ребенок делает со своей жизнью они не ответственны.

Эльвира Сикорская (гештальт - терапевт, г. Томск)



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Ты просто плачешь", или Как можно переж[е/и]вать жизнь
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь