|
Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК. Ч.1Автор статьи: Калараш Марина Ильинична
Недавно я принимала участие в качестве спикера в работе он-лайн марафона по работе с метафорическими ассоциативными картами, проводила мастер-класс на тему «Исследование эмоциональных отношений в семье». В этой небольшой статье хочу поделиться основными моментами этого мастер-класса. Для начала немного теории… Часть 1. Теоретическая (да простят меня коллеги))) Удовлетворяющие каждого члена семьи эмоциональные взаимоотношения лежат в основе семейного благополучия. Для общения и взаимоотношений в семьях, которые можно назвать благополучными, характерны доверие, близость, задушевность, высокий уровень взаимной симпатии, рефлексивность, взаимоуважение, моральная и эмоциональная поддержка, принятие и признание членами семьи друг друга. Это касается как супружеских, так и детско-родительских отношений. В парах, удовлетворенных супружеством, по отношению к детям проявляется больше теплоты, взаимопомощи при совместной работе и играх родителей с детьми, используется более эмоциональная и недирективная речь по отношению к детям, меньше конфликтов и в целом более гармоничные взаимоотношения. Эмоциональное родительское отношение зависит и от условий своего формирования. К этим условиям можно отнести:
Как перинатальный психолог не могу не сказать и о таких условиях становления родительского отношения, как:
✥ мотивы рождения ребенка ради ребенка – это наиболее позитивные мотивы, отражающие психологическую потребность в родительстве (в этом мотиве сочетается и удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности, стремление дать жизнь другому человеку); ✥ духовные мотивы – мотив развития, самоусовершенствования, желания любить и быть любимой; ✥ социальные мотивы – женщину в ее родительстве интересует больше всего ее социальный статус, роль или желание собственных родителей иметь внуков, или мужа – иметь сына. Сюда же относится мотив рождения ребенка как уход от своего одиночества или как компенсация своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать способность родить, обрести помощника в старости), а также мотив рождения ребенка вследствие достижения критического для деторождения возраста; ✥ материальные – мотив получения компенсации от государства, решить жилищные проблемы, мотив рождения ребенка как наследника, средство удачно выйти замуж, а также изменение здоровья в связи с беременностью и родами;
Влияние и сочетание перечисленных условий находят выражение в нескольких вариантах сформировавшегося эмоционального отношения родителя к ребенку. Безусловное эмоциональное принятие ребенка – мама/папа отделяет личность ребенка от его поведения; если родитель отрицательно оценил или осудил конкретный поступок ребенка, то это не снижает его эмоциональную значимость и ценность его личности для мамы/папы. При условном эмоциональном принятии родитель любит свою детку за определенные достижения, достоинства, поведение. Ребенку приходится заслуживать родительскую любовь своими успехами, примерным поведением, выполнением всех норм и требований (что провоцирует возникновение у него тревоги и неуверенности, сомнения в своей ценности для родителей и окружающего мира в целом). Сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви даст двойственное, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку. Эмоциональное отношение к ребенку может также быть индифферентным (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия), характеризоваться скрытым (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку) или открытым эмоциональным отвержением ребенка. В детско-родительских отношениях важной составляющей эмоциональной связи является отношение ребенка к родителям. Эмоциональное отношение ребенка к родителю принято характеризовать через категории любви (так называемая восходящая любовь, то есть та, которая больше получает, чем дает), привязанности (дети привязываются к тем взрослым, которые чувствительны и отзывчивы при взаимодействии с ними и которые опекают их в первые годы жизни), идентификации, и уважения к своим родителям (возникает в возрасте 4-5 лет и бывает двух типов: заслуженное и предписанное). Чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка во взаимоотношениях с окружающим миром и является необходимым условием его развития. Оно возникает как ответ на положительные эмоциональные взаимоотношения в семье. Нарушение такого отношения (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению всех сфер психического развития ребенка, а также на психоэмоциональное состояние во взрослой жизни. Исходя из концепции отношений личности В.Н. Мясищева, отношение – это не только и не столько объективная связь личности с ее окружением, сколько ее субъективная оценка собственной позиции в этом окружении. Опираясь на это положение, и подбирались методики диагностики и коррекции эмоциональных отношений в семье, некоторые из которых будут описаны в следующей статье.
Продолжение здесь: https://www.psyoffice.ru/article/84053/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|