Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК. Ч.1

Недавно я  принимала участие в качестве спикера в работе он-лайн марафона  по работе с метафорическими ассоциативными картами, проводила мастер-класс на тему «Исследование эмоциональных отношений в семье». В этой небольшой статье хочу поделиться основными моментами этого мастер-класса.

Для начала немного теории…

Часть 1. Теоретическая (да простят меня коллеги)))

Удовлетворяющие каждого члена семьи  эмоциональные взаимоотношения  лежат в основе семейного благополучия.  Для общения и взаимоотношений в семьях, которые можно назвать благополучными,  характерны доверие, близость, задушевность, высокий уровень взаимной симпатии, рефлексивность, взаимоуважение, моральная и эмоциональная поддержка, принятие и признание членами семьи друг друга. Это касается как супружеских, так и детско-родительских отношений. В парах, удовлетворенных супружеством, по отношению к детям проявляется больше теплоты, взаимопомощи при совместной работе и играх родителей с детьми, используется более эмоциональная и недирективная речь по отношению к детям, меньше конфликтов и в целом более гармоничные взаимоотношения.

Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК Ч 1

Эмоциональное родительское отношение зависит и от условий своего формирования. К этим условиям можно отнести:

  • влияние детского опыта родителей (например, если родители в своем детстве имели травматический опыт, драматические переживания, тогда формирование отношения к собственному ребенку  может окрашиваться неразрешенными переживаниями  и внутренними конфликтами);
  • модель прародительской семьи (речь идет о действии механизма идентификации с собственными родителями; усвоение семейных образцов поведения, жизненного сценария родительской семьи приводит к их трансляции собственным детям и часто неосознанному воспроизведению в своем родительском поведении);
  • социально-экономический статус и культурный уровень родителей (в семьях с низким социально-экономическим статусом чаще встречаются неудовлетворительные эмоциональные детско-родительские отношения);
  • нереализованные потребности родителя (в терминологии К. Роджерса, родитель тогда склонен больше  условно, чем безусловно принимать своего ребенка; так же может существовать и конфликт потребности в близости с потребностью в психологическом дистанцировании, что наносит серьезный ущерб эмоциональному отношению к ребенку);
  • влияние личностных особенностей родителя (особенности материнского/отцовского отношения связаны с высоким уровнем тревожности, повышенным чувством вины, внутренней конфликтностью, низкой степенью самопринятия, низкой стрессоустойчивостью, ригидностью мышления, низким уровнем родительской рефлексии, невротической структурой личности и т.д.);
  • конфликтные супружеские отношения (например, снижение конфликтности супружеских отношений может достигаться путем вовлечения в них ребенка; или включаются такие механизмы формирования отношений, как проекция (сын напоминает матери нелюбимого мужа), переадресация (агрессия отца по отношению к дочери, поскольку он не может проявить ее по отношению к жене), расширение родительских чувств – ребенок становится чем-то большим, нежели просто ребенок, родитель желает, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в процессе супружеских отношений);
  • личностные особенности самого ребенка – имеются в виду дети с такими темпераментальными и нервно-психическими особенностями, которые делают достаточно трудными и уход за ним и взаимодействие с ним;
  • особенности ценностных ориентаций (особенности эмоционального взаимодействия с ребенком значимо связаны с позицией ценности ребенка в системе ценностных ориентаций родителей).

Как перинатальный психолог  не могу не сказать и о таких условиях становления родительского отношения, как:

  • характер прохождения стадий онтогенеза материнства (Г.Г. Филиппова выделила 6 этапов становления материнства: этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе; игровой этап и взаимодействие со сверстниками; этап няньчания, и т.д., - автор считает, что лишение условий материнства на каждом из этапов оборачивается глубоким искажением материнского чувства к ребенку);
  • мотивация родительства (неадекватные, неконструктивные мотивы иметь ребенка могут стать причиной амбивалентного отношения к ребенку или даже его отвержения):

мотивы рождения ребенка ради ребенка – это наиболее позитивные мотивы, отражающие психологическую потребность в родительстве (в этом мотиве сочетается и удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности, стремление дать жизнь другому человеку);

духовные мотивы – мотив развития, самоусовершенствования, желания любить и быть любимой;

социальные мотивы – женщину в ее родительстве интересует больше всего ее социальный статус, роль или желание собственных родителей иметь внуков, или мужа – иметь сына. Сюда же относится мотив рождения ребенка как уход от своего одиночества или как компенсация своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать способность родить, обрести помощника в старости), а также мотив рождения ребенка вследствие достижения критического для деторождения возраста;

материальные – мотив получения компенсации от государства, решить жилищные проблемы, мотив рождения ребенка как наследника, средство удачно выйти замуж, а также изменение здоровья в связи с беременностью и родами;

  • психологическая готовность к родительству (общая личностная зрелость, адекватность моделей отцовской и материнской ролей, сформированных в своей семье, зрелость мотивации рождения ребенка, готовность взять на себя ответственность за семью, супруга, детей).

Влияние и сочетание перечисленных условий находят выражение в  нескольких вариантах сформировавшегося эмоционального отношения родителя к ребенку.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка – мама/папа отделяет личность ребенка от  его поведения; если родитель отрицательно оценил или осудил конкретный поступок ребенка, то это не снижает его  эмоциональную значимость и ценность его личности для мамы/папы.

При условном эмоциональном принятии  родитель любит свою детку за определенные достижения, достоинства, поведение.  Ребенку приходится  заслуживать родительскую любовь своими успехами, примерным поведением, выполнением всех норм и требований (что провоцирует возникновение у него тревоги и неуверенности, сомнения в своей ценности для родителей и окружающего мира в целом).

Сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви даст двойственное, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку.

Эмоциональное отношение к ребенку может также быть индифферентным  (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия), характеризоваться скрытым (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку) или  открытым эмоциональным отвержением ребенка.

В детско-родительских отношениях важной составляющей эмоциональной связи является отношение ребенка к родителям. Эмоциональное отношение ребенка к родителю принято характеризовать через категории любви (так называемая восходящая любовь, то есть та, которая больше получает, чем дает),  привязанности (дети привязываются к тем взрослым, которые чувствительны и отзывчивы при взаимодействии с ними и которые опекают их в первые годы жизни), идентификации,  и уважения к своим родителям (возникает в возрасте 4-5 лет и бывает двух типов: заслуженное  и предписанное).

Чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка во взаимоотношениях с окружающим миром и является необходимым условием его развития. Оно возникает как ответ на положительные эмоциональные  взаимоотношения в семье. Нарушение такого отношения (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению всех сфер психического развития ребенка, а также на психоэмоциональное состояние во взрослой жизни.



Исходя из концепции отношений личности В.Н. Мясищева, отношение – это не только и не столько объективная связь личности с ее окружением, сколько ее субъективная оценка собственной позиции в этом окружении. Опираясь на это положение, и подбирались методики диагностики и коррекции эмоциональных отношений в семье, некоторые из которых будут описаны в следующей статье.

 

Продолжение здесь: https://www.psyoffice.ru/article/84053/



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Почему меняются отношения в семье после рождения ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Как сводить ребенка к психологу до его рождения
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Как сохранить отношения после рождения ребенка?
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь