Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК. Ч.2

Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК

Начало  здесь: https://www.psyoffice.ru/article/84045/

Часть 2. Практическая

В своей практике я практически каждому ребенку (хотя  с успехом можно использовать и для взрослых), приходящему на прием, в самом начале работы предлагаю давно и нежно любимый мною Цветовой ассоциативный эксперимент «Дети Рисуют Семью»,  (автор Ольга Бермант-Полякова). Для эксперимента понадобятся: 10-12 цветных карандашей, лист бумаги формата А4 с нарисованными в ряд восемью кружочками, чистый лист бумаги формата А4.

На первом этапе ребенку (или взрослому) дается следующая инструкция: «Раскрась, пожалуйста, кружки» (перед клиентом лежат, напомню,  10-12 цветных карандашей или фломастеров). В протоколе мы отмечаем, с какого именно кружка  начал раскрашивать клиент, как именно, в каком порядке (слева направо, или справа налево, последовательно, или перескакивая то вправо, то влево), какими движениями он раскрашивает кружки (вверх-вниз, вправо-влево, круговыми хаотичными, «наматывая клубок») и т.д.

После того, как все кружки раскрашены, даем чистый лист А4 и следующую инструкцию: «Нарисуй свою семью». Наблюдаем за процессом выполнения (кого нарисовал первым, кого последним, как выбирались карандаши и т.д.). Делаем пострисуночный опрос и отмечаем, кто где нарисован.

Интерпретация.

Во-первых, смотрим какие восемь цветов ребенок выбрал из десяти-двенадцати предложенных.  Выбор цветов интерпретируется согласно цветовому тесту Макса Люшера. Он говорит об эмоциональном благополучии или неблагополучии ребенка. То есть, представленность почти всех  цветов  радуги   в раскрашенных кружках является свидетельством эмоционального благополучия,  а об эмоциональном неблагополучии может свидетельствовать отсутствие в палитре трех и более цветов, половина «радужного» спектра.

Во-вторых. Смотрим, как ребенок заполнял цветом кружки. В каком направлении (правша начинает слева направо, левша справа налево). По порядку или перескакивал. Почему нам это важно? Если ребенок выдерживает последовательность раскрашивания и рисования, вероятнее всего взрослым легче предугадывать его и приноравливаться к нему,  они получают удовольствие от общения с ним.

 Если ребенок раскрашивает кружки не по порядку, а перескакивая, то можно предположить, что такой ребенок часто немотивированно (с точки зрения окружающих) меняет желания на противоположные, что фрустрирует взрослых, которые настроились на одну последовательность действий, а он вдруг неожиданно изменил линию поведения. На такого ребенка взрослые чаще сердятся и кричат, чем на сверстников. Такие дети находятся в группе риска, так как могут стать объектами эмоционального отвержения родителей.

В третьих, отмечаются «предпочитаемые»  и «отвергаемые» цвета. На основании цветовых решений рисунка семьи делается вывод о том, с кем идентифицирует себя ребенок,  кому бессознательно себя уподобляет (общность цвета в отдельных деталях рисунка).

Бывает, что ребенок рисует семью только простым карандашом и не желает раскрашивать рисунок.  Отсутствие цвета (белый) можно  истолковывать как смесь всех цветов, то есть бурю противоречивых чувств в одном ребенке. Из этого следует предположение, что  эмоции, связанные с семьей, для ребенка слишком остры и слишком болезненны, чтобы можно было соприкоснуться с ними.

Далее интерпретация ведется согласно правилам работы с рисуночными методами.

Чтобы прояснить возникшие при пострисуночном опросе и интерпретации рисунка гипотезы, я использую ассоциативные карты.  

Технику, которую я применяю в данном случае, я назвала «Дом для моей семьи». Используется для  детей старше 8 лет.

Цель: выявить восприятие степени эмоционального комфорта, который испытывает ребенок в семье.

Для работы можно использовать наборы «Дома и мосты» Е. Морозовской, «Дом» Н. Буравцовой  и другие (с изображением домов).

Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК Ч 2

Этапы:

  1. Выбери картинку дома, который подходит для нарисованной тобой семьи.
  2. Вопросы по картинке:

а) что это за дом?

б) каков он снаружи? (новый, старый, дряхлый, современный и т.п.)

в) какой он внутри?

г) какие у дома стены (будет отражать субъективное восприятие эмоционального состояния семьи, характеристику ее границ)?

д) какая у него крыша (важно прояснить, хорошо ли защищает, есть ли чувство безопасности)?

е) каков его фундамент (для нас это то, как ребенок воспринимает материальные и духовные основы, на которых держится семья)?

ж)  и т.д.

3. Какая в доме атмосфера (подобрать слово из набора «Дом» Н. Буравцовой).

4. Как чувствует себя там каждый обитатель дома (подобрать слова из наборов «Дом», «О природе и погоде»)

Коррекционный этап (при необходимости):  нужно подобрать из картинок такой дом, который был бы для семьи наилучшим.  Дополнить картинку карточками-словами:

а) подбери слова, обозначающие атмосферу в этом новом доме;

б) подбери слова, отражающие чувства каждого обитателя этого дома.

Пример из практики.  Девочка 10 лет.  Жалобы родителей на отсутствие мотивации в учебе, манипулирование родителями, непослушание, частые простудные заболевания.  Сама девочка хотела бы в школу ходить с интересом, но его нет, все быстро надоедает. 

Интересно раскрашивание кружков:  непоследовательное перескакивание. Кружки раскрашивает неаккуратно и не полностью. Вероятны неожиданные перемены настроения и поведения, своеволие, что может вызывать раздражение у родителей. Отсутствует три цвета из «радужной» палитры (то есть можно предположить эмоциональное неблагополучие ребенка).



Рисунок семьи: нарисована расширенная семья, все члены семьи без лиц,  спиной к зрителю (комментарий девочки: «они что-то рассматривают»). Сама девочка на рисунке отсутствует (из этических соображений мною закрашены имена членов семьи).

Вот как она выбрала  дома для членов расширенной  семьи (левый  – дом бабушки и дедушки и самой девочки, правый  –  там живут  мама и папа).



Таким образом, можно предположить нарушение  эмоциональных отношений в родительской семье, что, наряду с другими факторами,  может повлечь за собой те трудности, с которыми обратилась семья девочки.  

Не стану здесь описывать свою работу с семьей и самой девочкой (это не является темой данной статьи), приведу лишь фото изображения дома, выбранного девочкой для себя и своих родителей на коррекционном этапе работы.



Надеюсь, приведенный пример позволяет увидеть возможности предложенных методов исследования.



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК. Ч.1
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Почему ребенок отказывается ходить на кружки?
  • Техника работы с Метафорическими Ассоциативными Картами «Ребенок – зеркало семьи»
  • Можно ли вернуть мужчину, который ушел из семьи?
  • Для дома, для семьи
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Топ-5 детских навыков из семьи. Чему научить дома?
  • Ребенок - зеркало семьи
  • Случай из практики «Ребенок не хочет заниматься ни в садике, ни дома!»
  • Агрессивный ребенок | портрет семьи
  • Путь семьи. У нас родился ребенок.
  • Испытание семьи: больной ребенок
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Ребенок дерется дома. Давать ли сдачу?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Родился ребенок? Осторожно, Бабушка!!! Рецепт сохранения семьи.
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Почему ребенок агрессивный у "хорошей" семьи?
  • Выросший ребёнок, который не может уйти из семьи...
  • Только ли измена разрушает семью? Какие еще существуют факторы распада семьи?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь