|
Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК. Ч.2Автор статьи: Калараш Марина Ильинична
Исследование эмоциональных отношений в семье с помощью проективных методик и МАК Начало здесь: https://www.psyoffice.ru/article/84045/ Часть 2. Практическая В своей практике я практически каждому ребенку (хотя с успехом можно использовать и для взрослых), приходящему на прием, в самом начале работы предлагаю давно и нежно любимый мною Цветовой ассоциативный эксперимент «Дети Рисуют Семью», (автор Ольга Бермант-Полякова). Для эксперимента понадобятся: 10-12 цветных карандашей, лист бумаги формата А4 с нарисованными в ряд восемью кружочками, чистый лист бумаги формата А4. На первом этапе ребенку (или взрослому) дается следующая инструкция: «Раскрась, пожалуйста, кружки» (перед клиентом лежат, напомню, 10-12 цветных карандашей или фломастеров). В протоколе мы отмечаем, с какого именно кружка начал раскрашивать клиент, как именно, в каком порядке (слева направо, или справа налево, последовательно, или перескакивая то вправо, то влево), какими движениями он раскрашивает кружки (вверх-вниз, вправо-влево, круговыми хаотичными, «наматывая клубок») и т.д. После того, как все кружки раскрашены, даем чистый лист А4 и следующую инструкцию: «Нарисуй свою семью». Наблюдаем за процессом выполнения (кого нарисовал первым, кого последним, как выбирались карандаши и т.д.). Делаем пострисуночный опрос и отмечаем, кто где нарисован. Интерпретация. Во-первых, смотрим какие восемь цветов ребенок выбрал из десяти-двенадцати предложенных. Выбор цветов интерпретируется согласно цветовому тесту Макса Люшера. Он говорит об эмоциональном благополучии или неблагополучии ребенка. То есть, представленность почти всех цветов радуги в раскрашенных кружках является свидетельством эмоционального благополучия, а об эмоциональном неблагополучии может свидетельствовать отсутствие в палитре трех и более цветов, половина «радужного» спектра. Во-вторых. Смотрим, как ребенок заполнял цветом кружки. В каком направлении (правша начинает слева направо, левша справа налево). По порядку или перескакивал. Почему нам это важно? Если ребенок выдерживает последовательность раскрашивания и рисования, вероятнее всего взрослым легче предугадывать его и приноравливаться к нему, они получают удовольствие от общения с ним. Если ребенок раскрашивает кружки не по порядку, а перескакивая, то можно предположить, что такой ребенок часто немотивированно (с точки зрения окружающих) меняет желания на противоположные, что фрустрирует взрослых, которые настроились на одну последовательность действий, а он вдруг неожиданно изменил линию поведения. На такого ребенка взрослые чаще сердятся и кричат, чем на сверстников. Такие дети находятся в группе риска, так как могут стать объектами эмоционального отвержения родителей. В третьих, отмечаются «предпочитаемые» и «отвергаемые» цвета. На основании цветовых решений рисунка семьи делается вывод о том, с кем идентифицирует себя ребенок, кому бессознательно себя уподобляет (общность цвета в отдельных деталях рисунка). Бывает, что ребенок рисует семью только простым карандашом и не желает раскрашивать рисунок. Отсутствие цвета (белый) можно истолковывать как смесь всех цветов, то есть бурю противоречивых чувств в одном ребенке. Из этого следует предположение, что эмоции, связанные с семьей, для ребенка слишком остры и слишком болезненны, чтобы можно было соприкоснуться с ними. Далее интерпретация ведется согласно правилам работы с рисуночными методами. Чтобы прояснить возникшие при пострисуночном опросе и интерпретации рисунка гипотезы, я использую ассоциативные карты. Технику, которую я применяю в данном случае, я назвала «Дом для моей семьи». Используется для детей старше 8 лет. Цель: выявить восприятие степени эмоционального комфорта, который испытывает ребенок в семье. Для работы можно использовать наборы «Дома и мосты» Е. Морозовской, «Дом» Н. Буравцовой и другие (с изображением домов). Этапы:
а) что это за дом? б) каков он снаружи? (новый, старый, дряхлый, современный и т.п.) в) какой он внутри? г) какие у дома стены (будет отражать субъективное восприятие эмоционального состояния семьи, характеристику ее границ)? д) какая у него крыша (важно прояснить, хорошо ли защищает, есть ли чувство безопасности)? е) каков его фундамент (для нас это то, как ребенок воспринимает материальные и духовные основы, на которых держится семья)? ж) и т.д. 3. Какая в доме атмосфера (подобрать слово из набора «Дом» Н. Буравцовой). 4. Как чувствует себя там каждый обитатель дома (подобрать слова из наборов «Дом», «О природе и погоде») Коррекционный этап (при необходимости): нужно подобрать из картинок такой дом, который был бы для семьи наилучшим. Дополнить картинку карточками-словами: а) подбери слова, обозначающие атмосферу в этом новом доме; б) подбери слова, отражающие чувства каждого обитателя этого дома. Пример из практики. Девочка 10 лет. Жалобы родителей на отсутствие мотивации в учебе, манипулирование родителями, непослушание, частые простудные заболевания. Сама девочка хотела бы в школу ходить с интересом, но его нет, все быстро надоедает. Интересно раскрашивание кружков: непоследовательное перескакивание. Кружки раскрашивает неаккуратно и не полностью. Вероятны неожиданные перемены настроения и поведения, своеволие, что может вызывать раздражение у родителей. Отсутствует три цвета из «радужной» палитры (то есть можно предположить эмоциональное неблагополучие ребенка). Рисунок семьи: нарисована расширенная семья, все члены семьи без лиц, спиной к зрителю (комментарий девочки: «они что-то рассматривают»). Сама девочка на рисунке отсутствует (из этических соображений мною закрашены имена членов семьи). Вот как она выбрала дома для членов расширенной семьи (левый – дом бабушки и дедушки и самой девочки, правый – там живут мама и папа). Таким образом, можно предположить нарушение эмоциональных отношений в родительской семье, что, наряду с другими факторами, может повлечь за собой те трудности, с которыми обратилась семья девочки. Не стану здесь описывать свою работу с семьей и самой девочкой (это не является темой данной статьи), приведу лишь фото изображения дома, выбранного девочкой для себя и своих родителей на коррекционном этапе работы. Надеюсь, приведенный пример позволяет увидеть возможности предложенных методов исследования. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|