|
Особенности изобразительной деятельности при деменцииАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
"Что старый, что малый." Написать эту статью меня подтолкнул комментарий под статьей о роли спонтанного рисования в развитии ребенка. В работе с пожилыми людьми с деменцией и другими когнитивными нарушениями, обращает на себя внимание прохождение процессов, обратных развитию изобразительных навыков, параллельно с угасанием когнитивных функций. Вплоть до того, что базовые фигуры, присущие этапам развития ребенка, воспроизводятся в обратной последовательности. У меня не было возможности наблюдать эти явления на одних и тех же людях с развивающейся деменцией в течение длительного периода времени, но удалось сопоставить особенности изобразительной деятельности со стадией заболевания у различных пожилых людей. По мере нарастания степени выраженности заболевания наблюдались следующие феномены: 1. Изображение дома встречается в рисунках без заданной темы довольно часто. Причем, вне зависимости от того, является ли автор городским или деревенским жителем, дом почти всегда рисуется по классическому варианту деревенского домика с треугольным фронтоном крыши. Выражение "крыша едет" имеет буквальную подоплеку. Когнитивные проблемы не позволяют нарисовать, в первую очередь, именно крышу дома. Также возникают проблемы с рисованием или лепкой головы человека или животного: туловище слеплено, а голова никак не выходит. Сталкивалась с этим явлением на практике очень часто. Феномен наблюдается при любых когнитивных нарушениях, а не только при деменции.
2. Проблемы с воспроизведением рисунка по образцу: невозможность правильно срисовать куб, дом. Особенную сложность представляют изображения в аксонометрии.
3. Рисунок еще довольно дифференцирован, но присутствуют логические несуразности. Например, у сидящего на стуле человека нарисованы 4 ноги: две, как у сидящего, две, как у стоящего. Известный казус со статуей Ленина с двумя кепками: на голове и в руке, мог бы служить иллюстрацией этого феномена.
5. Попытки упорядочивания: рисование последовательности точек, разноцветных линий. Расположение изображений в виде геометрических фигур, регулярно повторяющийся мотив. Этот феномен широко распространен.
Это нетипичные для деменции изображения принадлежат очень агрессивной пациентке с делирием. Четкие формы, яркие цвета, различные комбинации фигур. Мне очень нравились ее рисунки, но сама она была всегда ими недовольна и любые комплименты воспринимала, как злые насмешки. Однако, охотно рисовала. 6. Обращает на себя внимание присутствие в рисунках больных деменцией очень большого количества фрагментарных изображений с линиями, пятнами и точками.
7. Нарастающая недифференцированность изображения
У данной пациентки можно было в течение года наблюдать довольно быструю деградацию личности и переход от довольно дифференцированных рисунков к хаотичному изображению цветовых пятен. На рисунке слева можно различить попытку изобразить зимние деревья. Рисунок справа сделан 8 месяцев спустя и представляет собой хаотичные цветные пятна.
Подобные явления наблюдались и в работе с пластилином. Слева работа пациентки с начальной стадией деменции, довольно точно воспроизводящая образец. Справа - попытка сделать то же самое пациенткой в продвинутой стадии деменции.
8. Движение кисти, карандаша по кругу вплоть до образования дыры в бумаге. Невозможность нарисовать фигуры с углами, например, квадрат, тругольник и замена их на округлые формы-каракули.
9. Выход за пределы листа, раскрашивание стола, предметов на столе 10. Разрисовывание рук и одежды 11. Поедание пластилина или облизывание краски с кисточки Пациенты, уже не владеющие речью или говорящие несвязные между собой бессмысленные фразы, тем не менее, могут рисовать и часто делают это охотно. Процесс рисования увлекает, успокаивает, наблюдается погруженность в деятельность. Огромную роль играет тут контакт с материалом. Как и у маленьких детей, размазывание краски или глины, игра с цветом доставляет колоссальное удовольствие и глубоко погружает в процесс творческой деятельности. Подчас для людей с деменцией рисование остается единственной возможностью самовыразиться и быть, пусть в кратковременном контакте с действительностью и другими людьми. С помощью творчества они могут проявить свои умения и компетентность. Рисунок или скульптура, как предмет материального мира, остается постоянным. Его можно рассмотреть и потрогать. Для дементного пациента его творение может быть своеобразным якорем в ускользающее прошлое и помочь в восстановлении временнЫх связей. Насколько важна социализация, собственный вклад в общее дело, видно из поведения пожилых людей с деменцией. Если они не могут полноценно участвовать в каком-то совместном действии: рисовании, пении, то они пытаются имитировать эту деятельность, как ребенок имитирует письмо, не умея писать или "читает" вслух книгу, не умея читать. психолог, арт-терапевт Светлана Шмелева
Арно Штерн. Роль спонтанного рисования в развитии ребенка
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|