Особенности изобразительной деятельности при деменции

"Что старый, что малый." 

Написать эту статью меня подтолкнул комментарий под статьей о роли спонтанного рисования в развитии ребенка. В работе с пожилыми людьми с деменцией и другими когнитивными нарушениями, обращает на себя внимание прохождение  процессов, обратных развитию изобразительных навыков, параллельно с угасанием когнитивных функций. Вплоть до того, что базовые фигуры, присущие этапам развития ребенка, воспроизводятся в обратной последовательности.

У меня не было возможности наблюдать эти явления на одних и тех же людях с развивающейся деменцией в течение длительного периода времени, но удалось сопоставить особенности изобразительной деятельности со стадией заболевания у различных пожилых людей.

По мере нарастания степени выраженности заболевания наблюдались следующие феномены: 

1. Изображение дома встречается в рисунках без заданной темы довольно часто. Причем, вне зависимости от того, является ли автор городским или деревенским жителем, дом почти всегда рисуется по классическому варианту деревенского домика с треугольным фронтоном крыши.

Выражение "крыша едет" имеет буквальную подоплеку. Когнитивные проблемы не позволяют нарисовать, в первую очередь, именно крышу дома. Также возникают проблемы с рисованием или лепкой головы человека или животного: туловище слеплено, а голова никак не выходит. Сталкивалась с этим явлением на практике очень часто. Феномен наблюдается при любых когнитивных нарушениях, а не только при деменции. 

                Особенности изобразительной деятельности при деменции

 

2. Проблемы с воспроизведением  рисунка по образцу: невозможность правильно срисовать куб, дом. Особенную сложность представляют изображения в аксонометрии.

 

 

3. Рисунок еще довольно дифференцирован, но присутствуют логические несуразности. Например, у сидящего на стуле человека нарисованы 4 ноги: две, как у сидящего, две, как у стоящего.

Известный казус со статуей Ленина с двумя кепками: на голове и в руке, мог бы служить иллюстрацией этого феномена.

4. Переход от к конкретных изображений к абстрактным. Это поколение рисует исключительно реалистично: то, что видит. Переход к абстракции, как правило, означает невозможность воспризведения реальности, искажения либо в восприятии, либо при перенесении на бумагу.


Эту картину нарисовала довольно агрессивная пациентка с сенильной деменцией, которая полностью отвергала арт-терапию. Но в какой-то прекрасный день она вдруг поддалась на приглашение и изобразила такое. Это был единственный раз.



Это изображение пациент не мог идентифицировать с каким-либо реальным объектом, назвать или описать его свойства.

5. Попытки упорядочивания: рисование последовательности точек, разноцветных линий. Расположение изображений в виде геометрических фигур, регулярно повторяющийся мотив. Этот феномен широко распространен.




Все три рисунка нарисованы одним пациентом. В разговорах, состоящих из бредовых, не связанных между собой высказываний на производственные темы, он был постоянно озабочен поиском каких-то закономерностей.

 

   

Рисунки другого пациента практически повторяют друг друга. Серия насчитывала около десятка похожих изображений.

 

Это нетипичные для деменции изображения принадлежат очень агрессивной пациентке с делирием. Четкие формы, яркие цвета, различные комбинации фигур. Мне очень нравились ее рисунки, но сама она была всегда ими недовольна и любые комплименты воспринимала, как злые насмешки. Однако, охотно рисовала.

6. Обращает на себя внимание присутствие в рисунках больных деменцией очень большого количества фрагментарных изображений с линиями, пятнами и точками.





   


7. Нарастающая недифференцированность изображения

      

У данной пациентки можно было в течение года наблюдать довольно быструю деградацию личности и переход от довольно дифференцированных рисунков к хаотичному изображению цветовых пятен. На рисунке слева можно различить попытку изобразить зимние деревья. Рисунок справа сделан 8 месяцев спустя и представляет собой хаотичные цветные пятна.

 

    

Подобные явления наблюдались и в работе с пластилином. Слева работа пациентки с начальной стадией деменции, довольно точно воспроизводящая образец. Справа - попытка сделать то же самое пациенткой в продвинутой стадии деменции.

 

8. Движение кисти, карандаша по кругу вплоть до образования дыры в бумаге.

Невозможность нарисовать фигуры с углами, например, квадрат, тругольник и замена их на округлые формы-каракули.


Рисунок геометрических форм по образцу.

 

9. Выход за пределы листа, раскрашивание стола, предметов на столе

10. Разрисовывание рук и одежды

11. Поедание пластилина или облизывание краски с кисточки

Пациенты, уже не владеющие речью или говорящие несвязные между собой бессмысленные фразы, тем не менее, могут рисовать и часто делают это охотно. Процесс рисования увлекает, успокаивает, наблюдается погруженность в деятельность. Огромную роль играет тут контакт с материалом. Как и у маленьких детей, размазывание краски или глины, игра с цветом доставляет колоссальное удовольствие и глубоко погружает в процесс творческой деятельности.

Подчас для людей с деменцией рисование остается единственной возможностью самовыразиться и быть, пусть в кратковременном контакте с действительностью и другими людьми. С помощью творчества они могут проявить свои умения и компетентность. 

Рисунок или скульптура, как предмет материального мира, остается постоянным. Его можно рассмотреть и потрогать. Для дементного пациента его творение может быть своеобразным якорем в ускользающее прошлое и помочь в восстановлении временнЫх связей. 

Насколько важна социализация, собственный вклад в общее дело, видно из поведения пожилых людей с деменцией. Если они не могут полноценно участвовать в каком-то совместном действии: рисовании, пении, то они пытаются имитировать эту деятельность, как ребенок имитирует письмо, не умея писать или "читает" вслух книгу, не умея читать. 

 
Статья предлагается в качестве гипотезы без претензии на научность.

 
С любовью,

психолог, арт-терапевт

Светлана Шмелева

 

Арно Штерн. Роль спонтанного рисования в развитии ребенка

 

 

 



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Арно Штерн. Роль спонтанного рисования в развитии ребенка
  • Почему важно учить себя довольно мыслить?
  • Работа в доме для престарелых, пациенты с деменцией.
  • Метафорические карты в психосоциальном сопровождении пациентов с деменцией
  • Довольно просто – изменить. Куда труднее – измениться.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как помочь бабушке (о деменции на ранней стадии)
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Мы выбираем похожих друг на друга партнеров? Существует ли "определенный типаж людей"?
  • Очень вредное слово "можно"
  • Как "читать" детский и подростковый рисунок. Руководство для родителей
  • Графический прием "Восемь незаконченных изображений».
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Очень простой тест для женщин "Моя роль в семье"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мысли очень сильны": особенности мышления при ОКР
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Феномен "Спонтанного выздоровления" размышления
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь