Особенности изобразительной деятельности при деменции

"Что старый, что малый." 

Написать эту статью меня подтолкнул комментарий под статьей о роли спонтанного рисования в развитии ребенка. В работе с пожилыми людьми с деменцией и другими когнитивными нарушениями, обращает на себя внимание прохождение  процессов, обратных развитию изобразительных навыков, параллельно с угасанием когнитивных функций. Вплоть до того, что базовые фигуры, присущие этапам развития ребенка, воспроизводятся в обратной последовательности.

У меня не было возможности наблюдать эти явления на одних и тех же людях с развивающейся деменцией в течение длительного периода времени, но удалось сопоставить особенности изобразительной деятельности со стадией заболевания у различных пожилых людей.

По мере нарастания степени выраженности заболевания наблюдались следующие феномены: 

1. Изображение дома встречается в рисунках без заданной темы довольно часто. Причем, вне зависимости от того, является ли автор городским или деревенским жителем, дом почти всегда рисуется по классическому варианту деревенского домика с треугольным фронтоном крыши.

Выражение "крыша едет" имеет буквальную подоплеку. Когнитивные проблемы не позволяют нарисовать, в первую очередь, именно крышу дома. Также возникают проблемы с рисованием или лепкой головы человека или животного: туловище слеплено, а голова никак не выходит. Сталкивалась с этим явлением на практике очень часто. Феномен наблюдается при любых когнитивных нарушениях, а не только при деменции. 

                Особенности изобразительной деятельности при деменции

 

2. Проблемы с воспроизведением  рисунка по образцу: невозможность правильно срисовать куб, дом. Особенную сложность представляют изображения в аксонометрии.

 

 

3. Рисунок еще довольно дифференцирован, но присутствуют логические несуразности. Например, у сидящего на стуле человека нарисованы 4 ноги: две, как у сидящего, две, как у стоящего.

Известный казус со статуей Ленина с двумя кепками: на голове и в руке, мог бы служить иллюстрацией этого феномена.

4. Переход от к конкретных изображений к абстрактным. Это поколение рисует исключительно реалистично: то, что видит. Переход к абстракции, как правило, означает невозможность воспризведения реальности, искажения либо в восприятии, либо при перенесении на бумагу.


Эту картину нарисовала довольно агрессивная пациентка с сенильной деменцией, которая полностью отвергала арт-терапию. Но в какой-то прекрасный день она вдруг поддалась на приглашение и изобразила такое. Это был единственный раз.



Это изображение пациент не мог идентифицировать с каким-либо реальным объектом, назвать или описать его свойства.

5. Попытки упорядочивания: рисование последовательности точек, разноцветных линий. Расположение изображений в виде геометрических фигур, регулярно повторяющийся мотив. Этот феномен широко распространен.




Все три рисунка нарисованы одним пациентом. В разговорах, состоящих из бредовых, не связанных между собой высказываний на производственные темы, он был постоянно озабочен поиском каких-то закономерностей.

 

   

Рисунки другого пациента практически повторяют друг друга. Серия насчитывала около десятка похожих изображений.

 

Это нетипичные для деменции изображения принадлежат очень агрессивной пациентке с делирием. Четкие формы, яркие цвета, различные комбинации фигур. Мне очень нравились ее рисунки, но сама она была всегда ими недовольна и любые комплименты воспринимала, как злые насмешки. Однако, охотно рисовала.

6. Обращает на себя внимание присутствие в рисунках больных деменцией очень большого количества фрагментарных изображений с линиями, пятнами и точками.





   


7. Нарастающая недифференцированность изображения

      

У данной пациентки можно было в течение года наблюдать довольно быструю деградацию личности и переход от довольно дифференцированных рисунков к хаотичному изображению цветовых пятен. На рисунке слева можно различить попытку изобразить зимние деревья. Рисунок справа сделан 8 месяцев спустя и представляет собой хаотичные цветные пятна.

 

    

Подобные явления наблюдались и в работе с пластилином. Слева работа пациентки с начальной стадией деменции, довольно точно воспроизводящая образец. Справа - попытка сделать то же самое пациенткой в продвинутой стадии деменции.

 

8. Движение кисти, карандаша по кругу вплоть до образования дыры в бумаге.

Невозможность нарисовать фигуры с углами, например, квадрат, тругольник и замена их на округлые формы-каракули.


Рисунок геометрических форм по образцу.

 

9. Выход за пределы листа, раскрашивание стола, предметов на столе

10. Разрисовывание рук и одежды

11. Поедание пластилина или облизывание краски с кисточки

Пациенты, уже не владеющие речью или говорящие несвязные между собой бессмысленные фразы, тем не менее, могут рисовать и часто делают это охотно. Процесс рисования увлекает, успокаивает, наблюдается погруженность в деятельность. Огромную роль играет тут контакт с материалом. Как и у маленьких детей, размазывание краски или глины, игра с цветом доставляет колоссальное удовольствие и глубоко погружает в процесс творческой деятельности.

Подчас для людей с деменцией рисование остается единственной возможностью самовыразиться и быть, пусть в кратковременном контакте с действительностью и другими людьми. С помощью творчества они могут проявить свои умения и компетентность. 

Рисунок или скульптура, как предмет материального мира, остается постоянным. Его можно рассмотреть и потрогать. Для дементного пациента его творение может быть своеобразным якорем в ускользающее прошлое и помочь в восстановлении временнЫх связей. 

Насколько важна социализация, собственный вклад в общее дело, видно из поведения пожилых людей с деменцией. Если они не могут полноценно участвовать в каком-то совместном действии: рисовании, пении, то они пытаются имитировать эту деятельность, как ребенок имитирует письмо, не умея писать или "читает" вслух книгу, не умея читать. 

 
Статья предлагается в качестве гипотезы без претензии на научность.

 
С любовью,

психолог, арт-терапевт

Светлана Шмелева

 

Арно Штерн. Роль спонтанного рисования в развитии ребенка

 

 

 



Просмотров: 536
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Арно Штерн. Роль спонтанного рисования в развитии ребенка
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • Работа в доме для престарелых, пациенты с деменцией.
  • Власть над людьми, или "Как Россия сама себя разоряет".
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Как "читать" детский и подростковый рисунок. Руководство для родителей
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь