Графический прием "Восемь незаконченных изображений».

Работа с графическими приемами наиболее эффективна в том случае, если психо­лог имеет представление о символической интерпретации изображений, владеет навыками работы с  рисуночными методиками.

  Основная цель данного приема — организовать беседу с клиентом. Если человек предъявляет нетрадиционные рисунки или у него возникают неординарные ассоциации по их поводу, то данный прием может иметь и психодиагностическое значение.

Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти "черточки и точечки" не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное.

Этапы работы:

1. Клиенту предъявляется бланк, состоящий из восьми незаконченных изображений (см. рисунок внизу). Дается ин­струкция: «Перед Вами восемь незаконченных рисунков. Постарайтесь их дорисовать так, как Вам захочется».

 Каждое незавершенное изображение имеет оп­ределенное значение при его завершении. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его вопросы по поводу каждого изображения подвели клиента к выражению эмоций, чувств, переживаний, ассоциаций  по поводу этого символа или образа.

Каковы же эти ключи?

1.«Точка сверху». Полученный рисунок и, главным образом, ассоци­ации по его поводу организуются вокруг ключа "Общительный человек с сильной нервной системой или замкнутый со слабой нервной системой, обращенный в глубь себя" важно проследить с какими символами, качествами, образами он  это связывает». Первый ключ — это «интроверсия/экстраверсия». Символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире.

Примеры:  Если точка замкнута, заключена в круг, крадрат, является зрачком глаза - прослеживается интроверсия. Солнышко с лучами, горох на платье - экстроверсия. Цветок - состояние кризиса.                                                                                                                                                                                                        

2. "Волнистая линия" - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими. Данный символ говорит о том, с какими ассоциациями, каче­ствами, образами человек связывает свои эмоциональные ощущения и как это влияет на самочувствие и поведение. Итак, второй символ— это «взаимоотношения с собой и окружающими".

Пример: Замкнутая галочка (лист дерева, глаз) - наличие комплекса неполноценности.    

3.«Три вертикальных палочки». Этот символ интерпретируется как "потенциальные возможности интеллектуального роста, развития, планов на будущее".

Примеры: все, что имеет тенденцию расти, вести вверх, наполнено содер­жанием «подъема», «восхождения», наделено смыслом движения вверх - говорит о желании интеллектуального роста (довольно часто встречаются ступеньки, высаженные в ряд и увеличивающиеся по высоте деревья, цветы и т.п.).  Если конструкция опускается вниз - это свидетельствует о депрессивных состояниях, нежелании развиваться в интеллектуальной сфере. Если есть перемычки - "задержка".

4.«Черный квадратик». Этот символ говорит о "способах решения проблем".  Это символ опасности, страха, вины. Здесь диагностируется отношение к преградам, опасностям, жизненным трудностям, психологическому грузу, который несет человек.

Примеры: Квадратик в окружении - необходима помощь других. Шахматы - самостоятельность в способах решения проблем.   

5. «Две линии под наклоном».  Данный символ интерпритируется как "агрессивность".

 Примеры: Если линии соединены или пересеклись (звезда, шалаш, перекресток дороги) - выражена агрессивность. Если не соединены и не пересеклись в рисунке - склонность к миролюбию.                                        

6. «Две палочки под углом 90 градусов» интерпритируются как "удовлетворенность семейным положением".  Это отношения с близкими людьми (сближение или удаление от них). Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность. Если нарисованная фигура устойчивая - прослеживается удовлетворенность. Если неустойчивая, рисует треугольники - неудовлетворенность. Если рисуют транспорт (наиболее часто встречаются здесь завершения в виде автобусов, автомобилей) - желание изменить ситуацию (убежать, уехать, действовать по плану).

7. "Пять кружочков".  Полученный рисунок говорит о "деликатности или конфликтности" клиента. В процессе общения выясняем для чего служит нарисованный предмет и какие эмоции вызыват. Точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость к внешним и внутренним раздражителям. Отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, "толстокожесть".

 Примеры: одни из самых распространенных рисунков - бусы и улыбающаяся женщина-домохозяйка с бигудями на голове - это свидетельствует о деликатности человека. Агрессивность же выражается в чем-то колючем, холодном, злом (из этого символа, люди с выраженной агрессиейрисуют ежика, серп, репейник и т.п.)

8. "Полукруг сверху" - символ гармонии и защиты. Обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Данный рисунок ассоциируется с "механизмами, помогающими выходить из критических ситуаций".

Примеры: Пища (сыр, грибы, яйцо, яблоко) - "заедает" проблемы. Муравейник (или другие густо-населенные сообщества) - родственные связи (обращается за помощью к родственникам, ищет у них поддержку). Природные явления (радуга, луна) - одиночество (в критической ситуации уходит в себя, погружается в мысли, плачет, страдает). Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты.

2. После того как клиент завершил все рисунки, наступает этап его опроса по содержанию изображений. В ходе опроса психолог должен по­стоянно иметь в виду ключ, относящийся к данному рисунку.

  Существует определенный состав вопросов, которые имеет смысл зада­вать в любом случае. Это следующие вопросы: «Что это такое?». «На что это похоже?». «Что это Вам напоминает?». «Символом чего для Вас является этот. образ?», «Какие качества Вы можете приписать этому образу?»

  Если завершенное изображение остается абстрактным, то вопросы дол­жны быть направлены на его «одушевление», приписывание ему человече­ских качеств. 

  Если изображен пейзаж, то обязательно следует спросить о том, где находится на рисунке сам клиент, куда он мог бы себя поместить (или же он находится вне плоскости рисунка).

  Сформулированное утверждение не стоит сразу сообщать клиенту, чтобы не актуализировать у него психологические защиты при дальнейшем ассоциировании. Следует переходить к опросу и поиску ассоциаций по сле­дующему рисунку.

  Сообщать ключ сразу не стоит и еще по одной причине. Дело в том, что уже сформулированные утверждения-гипотезы могут несколько корректироваться в ходе получения ассоциативного материала по после­дующим рисункам. В итоге у психолога может даже сложиться логиче­ски-целостный сюжет, связывающий отдельные сферы жизни.

 Обязательно следует спрашивать клиента о его эмоциональном отно­шении к собственным символам и ассоциациям: «А Вам нравится (или не нравится) данный символ или качество?» и т.п. В целом, вопросы по каждому рисунку задаются психологом до тех пор, пока он не построит ясное для себя утверждение-гипотезу по каждому рисунку. Но здесь надо знать меру. Если гипотеза никак не выстраивается, то не следует терять темпа работы и стоит переходить к следующему рисунку. Не исключено, что гипотеза выстроится к концу опроса. Если же и этого не произошло, то психолог может честно сказать об этом пациенту, предположив при этом, что, быть может, данная сфера жизни и личности клиента еще достаточно неопределённа не только для психолога, но и для самого человека. И здесь клиент может дать новый ряд ассоциаций, качеств и оценок. Но право пациента состоит и в том, чтобы сохранить инкогнито по данному вопросу.

3. После этого наступает этап сообщения интерпретаций клиенту. Здесь психолог может использовать примерно следующий переход: «Каждый рису­нок, как Вы уже, наверное, догадались, имеет свой ключ. Сейчас я Вам сообщу сложившиеся у меня в соответствии с этим ключом интерпретации. Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться но в любом случае мы можем получить пользу от этого обсуждения.

  Часто несогласие клиента с интерпретацией имеет даже больший смысл, чем послушное согласие, поскольку в этом случае клиент может насытить данную сферу новыми ассоциациями и оценками, которых не было в рисунке и прежних ассоциациях вовсе.

  Психолог должен иметь в виду, что клиента может заинтересовать лишь какая-либо одна сфера его личности и жизни. Тогда именно вокруг нее и развертывается последующее обсуждение и анализ. Психолог не должен испытывать чувство неуспеха, если из шести его интерпретаций «в точку» попала только одна. Главное здесь — актуализация самопознания клиента.

 Часто применяю именно этот прием при работе с людьми, испытывающими профессиональное выгорание.

.Графический прием Восемь незаконченных изображений 



Просмотров: 722
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Если он говорит Вам: "у тебя слишком большие запросы"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь